Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года



2019-07-03 300 Обсуждений (0)
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года 0.00 из 5.00 0 оценок




Стандарты СЕ по правам человека объединяют международно-правовые нормы, разработанные и закрепленные государствами – членами СЕ в виде конвенций, правил и т.п., а также не требующие официального согласования государств, международные обычаи, сложившиеся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, и признаваемые как юридически обязательные. К договорным нормам относятся нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии, Европейской конвенции но предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейской хартии местного самоуправления, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и др.

Конвенции о защите нрав человека и основных свобод, принятой 14 государствами – членами СЕ 4 ноября 1950 г. вступила в силу 3 сентября 1953 г. после ратификации 10 государствами[1] (далее – Европейская конвенция).

Основу Европейской конвенции составляют права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в международных пактах о правах человека 1966 г. Это право на:

· – жизнь, как одного из основополагающих прав человека (ст. 2);

· – защиту неприкосновенности личности и человеческого достоинства (ст. 5);

· – запрет пыток и бесчеловечного обращения (ст. 3);

· – уважение частной и семейной жизни (ст. 8 и 12);

· – справедливое разбирательство дела судом (ст. 6);

· – свободу мысли, совести и религии (ст. 9);

· – свободу выражения своего мнения (ст. 10);

· – свободу мирных собраний и свободу ассоциаций (ст. 11);

· – эффективные средства правовой защиты перед национальными властями (ст. 13);

· – уважение частной и семейной жизни (ст. 8);

· – вступление в брак (ст. 12) и др.

Европейская конвенция запретила рабство и принудительный труд (ст. 4), дискриминацию (ст. 14); устанавливает, что наказание возможно исключительно на основании закона (ст. 7).

Права и свободы, закрепленные в Европейской конвенции, постоянно наполняются новым содержанием, конкретизируются дополнительными протоколами к этой Конвенции, которые по своей юридической природе являются международными договорами, подлежат ратификации одновременно с ратификацией Конвенции или после таковой.

Ряд протоколов расширяют список прав, подлежащих защите. Так, Протокол № 1 к Европейской конвенции 1954 г. дополняет Конвенцию гарантиями защиты собственности, права на образование, права на свободные выборы. Особое внимание уделено защите имущественных прав частных лиц. Статья 1 Протокола № 1 предусматривает: "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права".

Протокол №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1" 1968 г. содержит нормы, обязывающие правительства государств – членов СЕ, подписавшие его, ввести запрет на лишение свободы за долги, обеспечить свободу передвижения и выбора места жительства для каждого, кто находится на законных основаниях на территории какого-либо государства. Государства должны гарантировать право каждого покидать любую страну, включая свою собственную, запретить высылку граждан с территории государства, гражданином которой он является.

Протокол № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1988 г. определяет процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, оговаривая, что "иностранец может быть выслан до осуществления его прав, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями национальной безопасности" (п. 2 ст. 1). Протокол гарантирует право осужденных за уголовное преступление на обжалование приговоров во второй инстанции на основаниях, предусмотренных законом (ст. 2), защищает права лиц, осужденных за совершение уголовного преступления на основании отмененного впоследствии приговора, и гарантирует право на компенсацию в случае установления судебной ошибки (ст. 3). "Протоколом запрещается повторную судимость или наказание в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства" (ст. 4). Исключением могут быть вновь открывшиеся обстоятельства или случай, когда в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела. Протокол закрепляет равноправие супругов в обладании прав и вопросах гражданско-правовой ответственности, в отношениях между собой и со своими детьми, допуская применение государствами мер, которые необходимы для соблюдения интересов детей (ст. 5).

Протокол № 12 направлен на усовершенствование международно-правовой системы защиты наиболее уязвимых категорий и групп граждан, включая представителей меньшинств.

22. Контрольный механизм Совета Европы за соблюдением прав человека: история возникновения, деятельность и причины реорганизации.

23. Межамериканская защита прав человека: история и современность.

Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter - American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Вместе с Межамериканской комиссией по правам человека составляет систему защиты прав человека в Южной и Северной Америке.

Резиденция суда находится в Сан-Хосе в Коста-Рике.

Суд был создан в 1969 году, но начал функционировать только в 1979 году, после того как Конвенция вступила в силу.

В состав суда входят семь судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на шестилетний срок. Один судья может переизбираться только один раз. Председатель суда и его заместитель избирается судьями. Государство ОАГ может иметь только одного своего судью в составе Суда. Если государство не имеет своего судью в составе Суда при рассмотрении касающегося данной страны дела, то оно имеет право выдвинуть дополнительного судью. Заседание суда проходят раз в полгода, но возможны и внеочередные заседания.

Суд компетентен толковать Американскую конвенцию о правах человека и любой другой американский документ, относящийся к области правам человека. Суд выполняет две основные функции: судебную и консультативную. В первом случае он рассматривает конкретные случаи нарушения прав человека в государствах, ратифицировавших АКПЧ. Во втором он консультирует государства ОАГ по поводу соответствия тех или иных законов и законопроектов АКПЧ и другим правозащитным документам.

В отличие от Европейского суда по правам человека физические лица не могут обращаться непосредственно в суд. Передача дел на рассмотрения осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ. Физические лица могут обращаться в Комиссию.

На 2018 год юрисдикцию суда признают 23 государства, ратифицировавшие АКПЧ

 

24. Механизм защиты прав человека в Африке: тенденции развития.

Основой региональной системы защиты прав человека на Африканском континенте служит разработанная и принятая в рамках Организации Африканского Единства Африканская хартия прав человека и прав народов 620, цель которой — содействие развитию уважения прав человека и их защита на Африканском континенте. Как и Европейская конвенция, Хартия относится к договорам «закрытого» типа, так как участниками ее могут быть только страны–члены ОАЕ.


Текст Хартии был принят и открыт для подписания 27 июня 1981 г. на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21 октября 1986 г. На сегодняшний день участниками Хартии является 51 государство–член Организации Африканского Единства. Подписали, но не ратифицировали Хартию Эфиопия и Эритрея. Еще одно африканское государство — Марокко — не является членом ОАЕ, что делает невозможным его участие в Хартии. Таким образом, Африканская хартия — наиболее универсальный региональный договор из трех анализируемых (Европейской конвенции, Межамериканской конвенции и Хартии), т. е. в рамках своего региона этот документ пользуется почти безоговорочным признанием. Подобным «авторитетом» не могут похвастаться ни Европейская конвенция, ни тем более Межамериканская конвенция.


Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации. Она существенно отличается от аналогичных договоров регионального характера, принятых ранее в рамках Совета Европы и Организации Американских Государств. Африканскую хартию «следует... рассматривать в качестве уникального документа не только для Африканского континента, но также и в контексте все возрастающего числа региональных договоров в области прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интересов тех регионов, в рамках которых они действуют» 621.


К числу наиболее ярких отличительных черт Хартии, которые одновременно представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека); признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные; признание права на развитие в качестве права человека; провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом; ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.


Таким образом, можно сделать два вывода относительно той части Африканской хартии прав человека и народов, которая посвящена правам. Во-первых, как уже указывалось, Хартия на данный момент — единственный международный многосторонний договор, закрепивший так называемое «третье поколение» прав человека. Отсюда вытекает существенный вклад рассматриваемого договора в развитие международного права прав человека.


Во-вторых, целый ряд прав, закрепленных в Хартии, по сравнению с Европейской конвенцией, сформулированы весьма расширительно, но в то же время гораздо менее содержательно. С одной стороны, это позволяет Африканской Комиссии и Ассамблее глав государств и правительств африканских стран более динамично и гибко подходить к вопросу о толковании Хартии и закрепленных в ней прав, адаптируясь к специфическим условиям континента. С другой стороны, юридическое содержание каждой статьи Хартии оказывается ограниченным, что усугубляется весьма частыми и порой неоправданными ссылками на внутреннее право государств–участников Хартии.


Отличие Африканской хартии прав человека и прав народов от Европейской конвенции заключается и в том, что Хартией установлен более «слабый» механизм защиты провозглашенных в ней прав человека: единственный контрольный орган по Хартии — Африканская Комиссия по правам человека и народов; учреждение Суда по правам человека авторами Хартии не предусматривалось. Однако в последнее время африканские государства предпринимают достаточно активные усилия для ликвидации подобного «пробела». В частности, по инициативе глав государств и правительств африканских стран была образована группа экспертов, наделенная полномочиями сформулировать предложения по усилению защиты прав, закрепленных в Хартии. В ходе состоявшейся в 1995 г. встречи указанной группы в г. Кейптауне было выдвинуто предложение о дополнении контрольного механизма в рамках Африканской хартии посредством создания Суда по правам человека. В настоящее время большинство государств–членов ОАЕ еще не высказало свое отношение к возможному осуществлению этой идеи. Не решен пока и вопрос о том, будет ли рассматриваемая инициатива реализована в форме отдельного документа или же дополнительного протокола к Хартии. Вместе с тем некоторые зарубежные исследователи высказывают сомнения относительно целесообразности учреждения в настоящее время еще одного органа в рамках африканской системы, тем более органа судебного. Основная причина таких сомнений — значительные финансовые затруднения, испытываемые другим органом (пока единственным) контрольного механизма — Африканской Комиссией 622. Думается, что есть и другие причины, делающие создание Суда по крайней мере проблематичным. Практически всеобщее, как уже отмечалось, признание Африканской хартии и созданного на ее основе контрольного механизма в рамках ОАЕ вызвано в том числе и тем, что указанный контрольный механизм достаточно «слаб». Отсутствие какой-либо процедуры последующих действий после передачи окончательного доклада Африканской Комиссией заинтересованному государству привело к тому, что государства–участники Хартии с готовностью принимают к сведению все рекомендации Комиссии. Представляется, что создание в рамках африканской системы отдельного Суда по правам человека способно поколебать монолит единства взглядов государств–членов ОАЕ на созданную ими систему защиты прав человека.


В настоящее время единственный контрольный орган, созданный в соответствии с положениями Хартии, — Африканская Комиссия по правам человека и народов. Комиссия состоит из 11 членов, выполняющих свои функции в личном качестве. Примечательно, что соблюденный в ходе первых выборов членов Комиссии принцип справедливого географического распределения был непроизвольно нарушен 623. Члены Комиссии избираются на срок 6 лет.


В соответствии с Хартией, Комиссия осуществляет следующие функции: 1) содействует развитию прав человека; 2) обеспечивает защиту прав человека и народов; 3) осуществляет толкование всех положений Хартии по просьбе государства–участника договора, органа ОАЕ или африканской организации, признаваемой ОАЕ; 4) выполняет любые другие задачи, которые могут быть возложены на нее Ассамблеей глав государств и правительств.


Раз в два года государства–участники Хартии представляют на рассмотрение Африканской Комиссии доклады о принятых ими законодательных и иных мерах в целях обеспечения провозглашенных и гарантированных Хартией прав и свобод. Кроме того, в осуществление своих функций Комиссия вправе получать и рассматривать как петиции одного государства–участника Хартии на другое в случае нарушения последним положений Хартии, так и «иные» петиции, под которыми подразумеваются сообщения о нарушениях прав человека, представленные Комиссии иными, чем государства–участники договора, заинтересованными сторонами. Как в первом, так и во втором случаях получение и рассмотрение Комиссией сообщений о нарушениях прав человека обуславливается соблюдением (со стороны заявителя) целого ряда условий. Например, в случае «иных» сообщений таких условий семь (ст. 56 Хартии), т. е. сообщения должны быть:


1) не анонимны;


2) совместимы с Хартией и с Уставом ОАЕ;


3) написаны языком, не оскорбляющим государство-участника, его учреждения или ОАЕ;


4) не основаны исключительно на сведениях, распространяемых средствами массовой информации;


5) направлены после исчерпания всех внутренних средств защиты, если только не очевидно, что они слишком затяжные;


6) поданы в течение разумного срока со дня исчерпания внутренних средств защиты;


7) уже не разрешены соответствующими государствами согласно принципам Устава ООН, Устава ОАЕ или Хартии прав человека и народов.


Результаты рассмотрения сообщений, оформленные в виде доклада, представляются Комиссией заинтересованному государству и Ассамблее глав государств и правительств. При этом Комиссия может сопроводить указанный доклад такими рекомендациями, которые она сочтет необходимыми в каждом конкретном случае.


Другая отличительная особенность Африканской хартии от Европейской конвенции — проводимое в первом из этих документов различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» (ст. 58 Хартии). Комиссия, установив в ходе обсуждения одной или большего числа жалоб, что налицо многочисленные случаи нарушений прав человека, вправе обратить внимание Ассамблеи глав государств и правительств на эти нарушения. По поручению Ассамблеи Африканская Комиссия проводит всесторонние расследования таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями.


Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения. По состоянию на февраль 1997 г. в адрес африканской региональной системы в рамках ОАЕ поступило всего 161 сообщение, при этом ни одно из этих сообщений не было направлено от имени государств–участников Хартии.


Еще одна специфическая функция Африканской Комиссии, отличающая ее от контрольных органов Европейской конвенции, состоит в проведении посещений территории государств–участников Хартии членами Комиссии. Каждый член Комиссии отвечает за определенные страны. Цель таких посещений — формулировка рекомендаций, направленных на улучшение гарантий прав государств-участников, закрепленных в Хартии.


Таким образом, африканская региональная система защиты прав человека имеет ряд существенных отличий от европейской системы как в части закрепленных в рамках принятых в ней документов прав и свобод, так и в части функционирования контрольного механизма. «Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, борьбы с колониализмом и расизмом» 624. В связи с подобным акцентом в деятельности африканской системы представляется, что он может быть «полезен» в практическом плане, прежде всего, в аспекте защиты коллективных прав экономического и социального характера, что также связано с особенностями системы. В случае защиты гражданских и политических прав представляется, что лучше использовать механизм универсальной системы защиты по Международному пакту.


Кроме того, следует отметить прежде всего политический характер контрольного механизма по Африканской хартии, что отличает африканскую систему от европейской.


Общий же вывод, который можно сделать после анализа всех трех систем в сравнении с европейской системой, заключается в том, что последняя наиболее действенна и эффективна. А связано это, как уже указывалось, с целым рядом факторов исторического, политического, культурного, правового и иного характера.

 

25. Арабская система защиты прав человека.

Арабская хартия прав человека (араб. الميثاق العربي لحقوق الإنسان ) — международный договор, принятый Лигой арабских государств в 2004 году и вступивший в силу в 2008 году.

 

Содержание

· 1Ратификация и вступление в силу

· 2Примечания

· 3Литература

· 4Ссылки

· 5См. также

Ратификация и вступление в силу[править | править код]

Договор принят Лигой арабских государств в 2004 году и вступил в силу в 2008 году, после ратификации семью участниками ЛАГ (первая версия хартии была принята в 1994 году, но была подписана лишь Ираком[1], по другим данным — ратифицирована лишь Иорданией[2], а в силу так и не вступила).

По состоянию на 2013 год, по данным Международного института права бесприбыльных организаций, конвенцию ратифицировали Иордания, Бахрейн, Ливия, Алжир, ОАЭ, Палестина, Йемен, Ирак, Кувейт, Ливан, Катар, Саудовская Аравия, Сирия. Подписали, но не ратифицировали — Судан, Марокко, Египет, Тунис.[3] По данным руководителя Проекта защиты (Университет Джона Хопкинса) на 2014 год, участники конвенции — Иордания, Бахрейн, Ливия, Алжир, ОАЭ, Палестина, Йемен, Ирак, Кувейт, Судан, Катар, Саудовская Аравия, Сирия.[4]

На англоязычной версии сайта ЛАГ на 2014 год указывается, что хартию подписали 16 стран и 11 ратифицировали, конкретные страны не указаны.[5] На 2018 год, хартию ратифицировало 14 стран.[6]

Основой Хартии являются исламские нормы.

Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур приветствовала вступление Хартии в силу,[7] затем, после письма протеста от «UN Watch», высказала критику Хартии за то, что она приравнивает сионизм к расизму, за подход к правам женщин и иностранцев, а также за допущение смертной казни в отношении несовершеннолетних.[8] Также хартия критикуется «Международной амнистией» и Международной комиссией юристов.[9]

Хартия предусматривает создание комитета, который уполномочен рассматривать доклады государств-участников.

В 2014 году был принят устав Арабского суда по правам человека, который будет компетентен рассматривать споры о выполнении Хартии между государствами-участниками и, с особого разрешения соответствующего государства, между государством и частными лицами.

 

26.Институт уполномоченного по правам человека в РФ: Компетенция и перспективы развития.

Тоже самое что и 20 вопрос.

 

27. Неправительственная правозащитная организация.



2019-07-03 300 Обсуждений (0)
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)