Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизация структуры капитала некоммерческой организации.



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Оптимизация структуры капитала некоммерческой организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы оптимизации структуры капитала, как правило, рассматриваются в отношении исключительно коммерческих предприятий. Некоммерческие организации в большинстве случаев не уделяют управлению структурой капитала должного внимания. Тем не менее, данные вопросы являются чрезвычайно актуальными для некоммерческих организаций.

    Особенностью деятельности некоммерческих организаций является высокая диверсификация источников финансирования. Большое разнообразие источников финансирования некоммерческих организаций требует определения оптимальной структуры капитала. Построение оптимальной структуры капитала базируется на определении цены каждого источника финансирования.

    Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй части – возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг.

Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для некоммерческих организаций. Однако для доступа к такому капиталу некоммерческая организация должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке.

Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.)

    Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и распространяет контроль за их использованием.

Таким образом, в отличие от коммерческих предприятий некоммерческие организации обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала.

Заемные источники финансирования в некоммерческих организациях оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств некоммерческих организаций, которые следуют из специфики деятельности данных предприятий.

В силу того, что некоммерческие организации в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль, для них будет отсутствовать эффект налогового снижения цены заемного финансирования. Иными словами, некоммерческая организация не может понизить цену заемного капитала умножением на коэффициент (1-Т). Вместе с тем, некоммерческие организации имеют доступ на рынок не облагаемых налогами заемных средств. Некоммерческая организация может выпустить не облагаемые налогом муниципальные облигации – мунисы.

Итак, в силу особенностей заемного финансирования некоммерческих организаций можно утверждать, что некоммерческая организация компенсирует отсутствие эффекта снижения цены заемного капитала за счет доступа на рынок не облагаемых налогами заемных средств. В результате некоммерческая организация имеет почти такую же эффективную цену заемного капитала, как и коммерческие фирмы.

Таким образом, можно ожидать, что по мере привлечения все большего объема заемных средств альтернативная цена собственного капитала некоммерческой организации будет расти, как и для фирмы, находящейся в собственности инвесторов.

Собственные источники финансирования некоммерческих организаций в отличие от коммерческих предприятий объединяют доходы от основной неприбыльной деятельности и дополнительных предпринимательских доходов. В отличие от коммерческих предприятий доходы некоммерческих организаций, согласно ГК РФ, не могут быть распределены между участниками. Другими словами, учредители, управленцы и другие заинтересованные лица не могут получать доходы на вложенный в некоммерческую организацию капитал. Таким образом, некоммерческие организации ограничены в возможностях использования собственного капитала, и цена собственного капитала некоммерческой организации не может быть оценена с помощью дивидендов на вложенный капитал, как в коммерческом предприятии.

Цена собственного капитала некоммерческой организации может быть измерена двумя способами. С точки зрения альтернативных вложений средств, цена собственного капитала определяется процентной ставкой по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения альтернативных организаций, предоставляющих подобные услуги на рынке, цена собственного капитала некоммерческой организации может быть измерена как размер дивидендов на вложенный капитал коммерческой организации с сопоставимым риском.

Таким образом, средневзвешенная цена капитала некоммерческой организации (WACC) будет выглядеть следующим образом:

 

WACC=Kпривл.* dпривл. + Kзаем.* dзаем. + Kсоб. * dсоб., (7.3.1)

 

где Kпривл. – цена возмездные привлеченных средств,

  dпривл. – доля возмездных привлеченных средств в общих

                   финансовых поступлениях,

  Kзаем. – цена заемных средств,

  dзаем. – доля заемных средств в общих финансовых поступлениях,

  Kсоб. – цена собственных средств,

dсоб. - доля собственных средств в общих финансовых поступлениях.

(в формуле отсутствуют государственные и безвозмездные привлеченные средства, так как их цена равна нулю).

 

Построенная формула средневзвешенной цены капитала носит универсальный характер и может быть использована различными некоммерческими организациями для оптимизации структуры финансовых источников.

Важно отметить, что некоммерческим организациям достаточно трудно поменять свою структуру капитала, в отличие от коммерческих предприятий. Так, коммерческая организация, обладающая недостаточной долей заемных средств по сравнению с собственным капиталом, может выпустить новые долговые обязательства и использовать получен­ные средства для скупки своих акций; либо, если у фирмы чрезмерно много долгов, она может выпустить новые акции и использовать полученные за них деньги для погашения займов. Некоммерческая организация имеет возможность наращивать собственный капитал в основном за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора, государства, однако не может использовать эти средства для погашения долгов. Выпуск долговых ценных бумаг некоммерческой организацией также не может привести к наращиванию собственного капитала предприятия.

В силу негибкой структуры источников финансирования неком­мерческие организации часто испытывают недостаток финансовых средств для реализации проектов. Обращение к заемным источникам финансирования как наиболее быстро привлекаемым средствам является не всегда возможным для некоммерческих организаций. Высокая цена заемного финансирования приводит к росту цены капитала, что часто отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.

Привлечение некоммерческой организацией заемных средств является наиболее эффективным, если они способствуют реализации высокодоходных коммерческих проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности эффективно в случае тяжелого экономического положения некоммерческой организации как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить привлеченные источники финансирования и повысить доходы от собственной основной деятельности.

Несмотря на то, что некоммерческая организация имеет доступ к бесплатному общественному капиталу в форме благотворительных вкладов, субсидий государства, это не означает, что оптимизация структуры капитала в некоммерческой организации должна сводиться к вытеснению платных источников финансирования бесплатными. Очевидно, что платные источники финансирования должны оптимально сочетаться с бесплатными средствами.

Большое влияние на структуру капитала некоммерческой организации оказывают цели и задачи деятельности самой организации. Если работа некоммерческой организации целиком направлена на выполнение общественных функций, то в структуре доходов будут преобладать бесплатные источники финансирования. В случае доминирования в деятельности некоммерческой организации взаимовыгодных услуг, в структуре финансирования будут преобладать платные источники доходов.

Кроме того, заметную роль в построении оптимальной структуры финансирования играет отраслевая принадлежность некоммерческих организаций. Так, некоммерческие организации здравоохранения в большей степени, чем остальные некоммерческие предприятия, пользуются заемными источниками финансирования, тогда как некоммерческие некоммерческие организации – безвозмездными привлеченными средствами при почти полном отсутствии заемных средств.

Таким образом, при построении оптимальной структуры капитала некоммерческой организации необходимо учитывать влияние различных факторов, определяющих специфику деятельности в некоммерческом секторе.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1) Как определяется цена привлеченного и собственного капитала некоммерческой организации?

2) В чем специфика оптимизации капитала некоммерческой организации?

3) Что показывает средневзвешенная цена капитала некоммерческой организации?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночным отношениям в России большое значение приобретает развитие некоммерческих организаций, решающих необходимые для любого общества и государства просветительские и научно-исследовательские задачи, занимающихся сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др. Важность миссии и рост числа некоммерческих организаций в стране делает актуальными проблемы эффективной организации их деятельности, привлечения и распределения ресурсов, оценки показателей их работы. Решение этих и других вопросов связано в значительной степени со знанием особенностей менеджмента в некоммерческой сфере.

Поскольку большинство услуг некоммерческих организаций относится к общественным благам, стимулирование их потребления на рынке осуществляется с помощью некоммерческого маркетинга, а финансирование таких организаций требует применения фандрейзинга и добровольчества. Изучение опыта фандрейзинга в российских некоммерческих организациях показало, что он ориентирован в большей степени на привлечение иностранных ресурсов через благотворительные организации и зарубежные представительства. Однако проведение фандрейзинга в некоммерческих организациях происходит в условиях дефицита управленческих ресурсов и нуждается в усовершенствовании. Усовершенствования требует и система добровольческих трудовых отношений, которая не получила большого распространения в некоммерческих организациях в силу неэффективных форм стимулирования.

Успешное управление маркетингом, фандрейзингом, предпринимательской деятельностью требует от некоммерческих организаций применения системы оценки экономических и социальных результатов деятельности.

Библиографический список использованной литературы

1) Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Понятие культурного маркетинга.// Организационно-экономические преобразования в некоммерческой сфере: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М.: НИИК, 1991.

 

2) Андреев И.А. Некоммерческий маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4.

 

3) Бичун Ю.А. Понятие событийного маркетинга.// Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск.: Изд-во УлГУ. – 2000.

 

4) Болотников И.М. Менеджмент и культура: Сб. научн. тр. – СПб.: Изд-во СПбГАК, 1998.

 

5) Ваганова Н.К., Гордин В.Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере. // Известия СПбУЭФ. – 1995. – № 1.

 

6) Воронова Е.Н. Экономика культуры: Учебное пособие. – Рязань.: Изд-во Узорочье, 1997.

 

7) Гасратян К.М. Еще раз о финансировании культуры // Финансы. – 2000. – № 5.

 

8) Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. – СПб.: Изд. СпбУЭиФ, 2000.

 

9) Кафафов Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учреждениях. – М, 1988.

 

10) Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер Ком, 1998.

 

11) Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций некоммерческой сферы. // Российский экономический журнал. – 1999. – № 11–12.

 

12) Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002.

 

13) Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск.: Изд-во ОГУ, 2001.

 

14) Новаторов Э.В. Маркетинг в некоммерческой сфере: Автореф. дис….канд. пед. наук. СПб.: СПбРГПУ им. Герцена, 1993.

 

15) Рубинштейн А. Введение в экономику исполнительского искусства. – М., 1990.

 

16) Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Уч. пособие. – Кемерово, 1996.

 

 

17) Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики. – 2001. – №3.

 

18) Тульчинский Г.Л. Маркетинг культуры. – СПб: Изд-во СПбГАК, 1992.

 

19) Baumol W. and Bowen. W. Performing Arts – The Economic Dilemma. – N.Y. The 20th Century Fund, 1966.

 

20) Ben-Ner A. & Gui B. The Economic Rationale for the “Third Sector” // The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. The Univ. of Michigan Press, 1993.

 

21) Ben-Ner А. and Van Hoomissen Т. A Portrait of the Nonprofit Sector in the Mixed Economy: New York, 1981-1987. // The Nonprofit Sector in the Mixed Economy / Еd. by A. Ben-Ner and B. Gui.: The Univ. of Michigan Press, 1993.

 

22) Ellman I. Another Theory of Nonprofit Organisations (Corporations) // Michigan law review. – 1992. – N 5.

 

23) Fama E. and Jensen M. Separation of Ownership and Control // Journal of Law and Economics. –1993. – N 26.

 

24) Hansmann H. Economic Theories of Nonprofit Organisation // The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by Powell W.W. – New Haven, 1987.

 

25) Hansmann H. The Role of Nonprofit Enterprise // The Yale law journal. – 1990. – N 89. In: Management of Non-profit Organizations / Еd. By Sharon M. Oster. Dartmouth, 1994.

 

26) Heilbrun James, Gray Charles M. The Economics of Art and Culture: an American Perspective. – Cambridge.: University Press, 1993.

 

27) Kotler P. & Kotler N. Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources. – San Francisco.: Jossey-Bass Publishers. 1998.

 

28) Schiff J. and Weisbrod B. Competition between For-Profit and Nonprofit Organizations in Commercial Markets. In: The Nonprofit Sector in the Mixed Economy./ Еd. by A. Ben-Ner and B. Gui..: The Univ. of Michigan Press, 1993.

 

29) Weisbrod B. The Nonprofit Economy. – Cambridge.: Harvard Univ. Press, 1994. 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.                                      Анкета

  1. Как долго Вы работаете в роли волонтера в музее?
  2. Это Ваш первый опыт работы в роли добровольца?

А. Да. Б. Нет (Сколько времени всего Вы работаете волонтером в разных организациях?)

  1. Нравится ли Вам Ваша работа в музее?
  2. Сколько времени Вы посвящаете добровольной работе в музее?
  3. В чем состоит Ваша добровольная работа в музее?
  4. Каковы мотивы Вашего участия в добровольной работе в музее?

А. Желание быть социально полезным.

Б. Развивать собственную инициативу.

В. Получение дополнительных знаний и информации.

Г. Участие в закулисной жизни музея.

Д. Другие (назовите).

7. Какие привилегии Вы получаете от добровольной работы в музее?

8. Каковы Ваши дальнейшие планы относительно добровольной работы в музее?

9. Ваш возраст

А. 14-25 лет.

Б. 26-35 лет.

В. 36-50 лет.

Г. Старше 50-ти лет.

  1. Образование

А. Неполное среднее.

Б. Среднее.

В. Высшее.

  1. Род занятий.
  2. Уровень доходов.

 


Приложение 2.       Основные характеристики музеев в 1999 г.

Музей Размер коллек-ций Экспози-ционные площади, кв. м. Числен-ность персона-ла Кол-во посети-телей Число времен-ных и выезд-ных выста-вок в год Размер годов. бюдже-та, млн. амер. долл. Торго-вые пло-щади, кв. м. Доходы от торговой деятель-ности, тыс. амер. долл.
1. Гос. Эрмитаж 2997185  205553 1738 5010456 118 37,8 1500 8016,7
2. Гос. Русский Музей 404413 238526 2000 1026650 96 29,4 400 20,5
3. Гос. Третьяковск Галерея 168679 184617 1292 1495211 82 28,3 490 2242,8
4. Гос. Музей ИзобразителИскусств им. Пушкина 569885 33929 573 2079908 48 31,6 110 41,6
5. Гос. ИсторическМузей 4501289 45634 786 1284734 41 29,1 250 1156,3
6. Британский Музей 4978669 179348 1458 6068001 103 128,9 3500 28398,2
7. Метрополи-тен Музей 5007854 198311 1832 7004109   114 214,9 22500 36281,3
8. Тейт Галерея 1866512 89301 478 2482551 98 87,5 3500 7820
9. Музей Виктории и Альберта 2634119 79521 547 1538453 119 88,3 4000 6538,4
10. Лондонская Национальн. Галерея 1985034 65887 486 5020769 94 89,4 7500 8987,2
11. Музей Современ. Искусства в Сан-Франциско 1970322 74622 462 1012231 99 186,8 3000 7915,6
12. Музей Изобразител.Искусств в Бостоне 3954097 88611 1211 5321980 92 198,8 нет данных нет данных

Источник: Годовые и оперативные отчеты музеев за 1999 г.


Программа Курса

«Менеджмент некоммерческих организаций»

Цели и задачи курса

 

    Цель курса: дать студентам теоретические знания относительно различных аспектов менеджмента некоммерческих организаций, а также привить навыки решения конкретных управленческих ситуаций.

    Задачи курса:

- ознакомить студентов с основными направлениями менеджмента некоммерческих организаций;

- рассмотреть организационно-правовые формы деятельности некоммерческих организаций;

- раскрыть особенности финансового менеджмента некоммерческих организаций;

- рассмотреть направления оценки эффективности менеджмента в некоммерческих организациях;

- определить отраслевую специфику менеджмента некоммерческих организаций.

В результате изучения курса у студентов должно сформироваться ясное представление о взаимосвязанности различных направлений менеджмента некоммерческих организаций. Отдельное внимание уделяется финансовой составляющей менеджмента в некоммерческой сфере. Теоретический материал курса сопровождается конкретными примерами из российской и зарубежной практики управления.

Программой предусмотрены промежуточные и итоговые формы контроля, в том числе: аттестация; зачет.

 

 

Тематический план

 

 

Номер и название темы

Всего часов

В том числе

Лекции Практические занятия и семинары Индивидуальная работа Самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6
1. Введение. Цели и задачи менеджмента в некоммерческой сфере. 4 2 2    
2. Организационные-правовые формы деятельности в некоммерческой сфере. 8 4 4    
3. Маркетинг некоммерческих организаций 8 4 4    
4. Планирование в некоммерческих организациях. 4 2 2    
5. Структуры управления некоммерческих организаций. 4 2 2    
6. Финансовый менеджмент некоммерческих организаций. 8 4 4    
7. Ценообразование на услуги некоммерческих организаций. 4 2 2    
8. Фандрейзинг некоммерческих организаций. 4 2 2    
9. Налогообложение некоммерческих организаций. 8 4 4    
10. Оценка эффективности менеджмента некоммерческой организации. 8 4 4    
11. Менеджмент некоммерческих организаций в сфере культуры. 4 2 2    
12. Менеджмент некоммерческих организаций в сфере образования. 4 2 2    
ИТОГО                                           68 34 34

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Оптимизация структуры капитала некоммерческой организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизация структуры капитала некоммерческой организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)