Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и формы государственного кредита



2019-07-03 1211 Обсуждений (0)
Виды и формы государственного кредита 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в таких формах:

1) государственные займы,

2) превращение части вкладов населения в государственные займы,

3) заимствование средств общегосударственного ссудного фонда,

4) казначейские ссуды,

5) гарантированные займы.

Первая форма - государственные займы - как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей через выпуск и реализацию облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а после истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты).

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения как особую форму государственного кредита.

Превращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.

Использование государством средств ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, особенно опасные в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования заемных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, который образовался за предыдущие годы.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по предоставлению финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока используется не очень активно.

Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях, касающихся сроков и норм процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций через их особое положение на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенной органами власти и управления нижестоящего подчинения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированные займы. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, терпящих значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институты, иностранные государства и их группировки. К их числу относятся Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, государства Европейского сообщества.

Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5-7% годовых) на срок до 20 лет.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме (например, кредиты государств поставщиков энергоносителей). Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы предоставляются в валюте страны-кредитора или в свободно конвертируемой валюте.

Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может происходить после окончания льготного периода, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет после использования кредитных средств.

Как уже отмечалось, государственные займы являются основной формой государственного кредита.

Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1) по правовому оформлению различают государственные займы, которые оформляются подписными обязательствам или предоставляются на основании соглашений (безоблигационные), и обеспеченные выпуском ценных бумаг (облигационные). Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке;

2) в зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов,

3) по праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Нахождение от них направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты;

4) по характеру использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;

5) в зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства ее статусом в мировом сообществе;

6) в соответствии со сроками погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

7) по характеру выплаты доходагосударственные займы делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным займам доход выплачивается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Если займы выигрышные, то выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей-выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразна при незначительных суммах займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентный доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. За такими ценными бумагами отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном;

8) по характеру погашения задолженности различают единовременную выплату и выплату частями. В случае погашения частями может применяться три варианта. Первый заем погашается равными частями в течение нескольких лет. Второй - заем погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий - каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться или расти государственные расходы;

9) в зависимости от обязательств государства в погашении долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Важнейшим фактором государственных займов является возможность своевременного и полного возврата долгов и выплаты дохода. Это обеспечивает в будущем и доверие к государству, и заинтересованность в предоставлении ей займов. Главное при этом - реальное обеспечение долгов, в свою очередь, достигается за счет заработанных на привлеченных средствах доходов.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

- дополнительные поступления от налогов;

- экономия средств от уменьшения расходов;

- эмиссия денег;

- привлеченные от новых займов средства (рефинансирование долга).

Наиболее реальным источником погашения государственных займов являются доходы, полученные от инвестирования заемных средств.

Эмиссия денег является фиктивным источником погашения долга, поскольку в результате нее инфляция обесценит возвращенные государством средства кредиторам.

Рефинансирование погашение старых долгов за счет выпуска новых займов ведет к постоянному росту государственного долга. Такой источник может использоваться только как разовый. Если это постоянная политика, то это не что иное, как так называемая финансовая пирамида. Подобная финансовая политика является необоснованной и ведет к финансовому краху, поскольку государство рано или поздно становится неплатежеспособным.

Использование государством в своей финансовой политике привлечения средств на кредитной основе ведет к формированию государственного долга и необходимости четкой системы управления им.

 

Государственный долг

Государственный долг - это сумма задолженности по всем долговым обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), и процентов по ним, включая предоставленные иностранным заемщикам гарантии по кредитам местным органам власти и государственным предприятиям. Кроме того, к государственному долгу включаются неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате перед бюджетниками, невозмещенный налог на добавленную стоимость и др. поскольку практически эта задолженность представляет собой некорректно оформлен государственный долг, на который к тому же не выплачиваются проценты.

Государственный долг делится также на внутренний и внешний.

Внутренний долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентами (независимо от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Следует отметить, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Возвращение внутреннего долга и выплаты процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из государства. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в собственности государства. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность государства по внешним займам зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности в погашении внешнего долга определяются сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и позволяют тем самым урегулировать платежный баланс.

Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, которые в течение последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей:

1) отношение величины накопленного долга к ВВП составляло более 80%;

2) отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышает 220 %.

Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на его финансовое состояние. Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей, которые должны финансироваться за счет налоговых поступлений. При стремительном росте таких расходов государство должно или уменьшать расходы на финансирование социально-экономических программ, или увеличивать свои доходы. Увеличение доходов бюджета достигается за счет установления новых налогов и других обязательных платежей или дополнительных государственных займов. Дополнительное заимствование требует дополнительных расходов для обслуживания государственного долга, а введение новых налогов может подорвать заинтересованность предпринимателей к бизнесу. Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что только те страны сумели избежать серьезных долговых проблем, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным способом. К сожалению, такая ситуация характерна почти для всех постсоциалистических стран Европы.

 



2019-07-03 1211 Обсуждений (0)
Виды и формы государственного кредита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и формы государственного кредита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)