Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации.



2019-07-03 313 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Внешнеэкономическая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане - одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков, а также с созданием благоприятных условий для развития различных форм технико-экономического и научно-технического сотрудничества.

Поскольку внешнеэкономическая политика самым тесным образом связана с внутренними аспектами хозяйственного развития, ее главной задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.

На протяжении XX в. изменялись принципы и подходы к осуществлению внешнеторговой политики, а, следовательно, и практики государственного регулирования этой сферы хозяйственной деятельности. Так, до первой мировой войны (1914-1918 гг.) в странах с рыночной экономикой фактически отрицалась необходимость вмешательства государства в экономические процессы. Среди экономистов и политиков господствовали воззрения сторонников неоклассической школы, которые в целом придерживались формул А. Смита о ведущей роли "невидимой руки" рынка. Затем, в 30-40-х гг., приоритет получают воззрения адептов теории Дж.М. Кейнса, выступавшего с позиций государственного регулирования сферы производства. Наконец, в 70-80-х гг. на первый план выходят приверженцы монетаристских концепций чикагской школы во главе с М. Фридменом, который считал приоритетным использование государством механизмов воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую политику через сферу обращения.

Сегодня можно, видимо, говорить о своеобразном синтезе всех перечисленных выше направлений теоретического осмысления практики экономических взаимосвязей между государствами. Поэтому в арсенале средств воздействия на их состояние, которым располагает то или иное правительство, находятся самые разнообразные макроэкономические инструменты. Необходимо отметить также наличие двух основных тенденций в современной внешнеэкономической политике: переход государств к открытости национальных экономик, т.е. либерализация режима внешней торговли, с одной стороны, и сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости от мирового рынка, т.е. осуществление протекционистских мер - с другой.

Следует иметь в виду, что выбор данной страной того или иного средства регулирования внешнеэкономических связей зависит от внутриэкономической ситуации и положения на мировом рынке, а в более конкретном плане - от целого комплекса факторов. Таких, например, как: обострение конкурентной борьбы; дестабилизация валютных курсов; дефицитность платежных балансов; внешняя задолженность стран с переходной экономикой и развивающихся государств и т.д.

Набор средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности постоянно расширяется, что обусловлено интернационализацией хозяйственной жизни и появлением новых сфер МЭО, например, информационного обмена или сервисной, "невидимой" экономики услуг.

Базовыми условиями для осуществления мероприятий по регулированию внешнеэкономической деятельности выступают формирование правового поля как комплекса международно-правовых актов, создание системы внешнеэкономической информации, особенно для небольших по размерам компаний, возможности которых в поиске зарубежных партнеров ограничены, а также совершенствование методов обучения и подготовки кадров, способных эффективно работать в сфере ВЭД.

Как уже отмечалось выше, средства регулирования внешнеэкономической деятельности государством могут принимать различные формы, которые можно свести к двум основным типам по характеру воздействия: экономическому и административному, между которыми существует принципиальной различие.

При использовании экономических методов производитель и потребитель руководствуются прежде всего ценовыми пропорциями, качеством и условиями экспорта/импорта товаров, ресурсов и услуг. В случае же с административными методами регулирования внешнеэкономической деятельности рыночный механизм испытывает давление со стороны государственных органов, решения и действия которых во многом определяют выбор производителя и потребителя.

Экономические методы влияют на цену товара непосредственным образом. Они являются наиболее распространенными особенно во внешнеторговой практике государств, поскольку позволяют ему решить сразу три задачи:

1) фискальную - получение дополнительных финансовых средств в бюджет;

2) стимулирующую - развитие контактов с зарубежными партнерами;

3) протекционистскую - создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.

В арсенал экономических (тарифных) методов регулирования внешней торговли входят таможенные тарифы, пошлины, сборы, а также другие косвенные налоги, примером которых служат акцизы.

Нетарифные методы означают такие инструменты воздействия на товарооборот, как ограничения объема и номенклатуры ввозимой либо вывозимой продукции. Они в большей степени характерны для развивающихся и переходных экономик со складывающимися рыночными структурами, требующими протекционистской экономической политики со стороны правительства.

К нетарифным средствам воздействия относятся квотирование, лицензирование, субсидирование экспорта, демпинг, картельные соглашения и создание так называемых технических барьеров на пути товаропотоков между странами.

Анализ статистической информации по странам и регионам мира показывает, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью комбинации экономических и административных (тарифных и нетарифных) методов, причем роль первых в последнее время уменьшается, что обусловлено стратегической задачей, поставленной Всемирной торговой организацией перед странами-членами о поэтапной ликвидации тарифных ограничений в товарообмене между ними. Значение вторых возрастает в связи с расширением так называемой "выборочной" протекционистской торговой политики.

Наиболее распространенным методом государственного регулирования внешней торговли является применение в практике ВЭД таможенных пошлин. По своей экономической сути они представляют собой особый денежный сбор - налог, которым облагается товар при пересечении границы государства и являются неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Многообразие видов таможенных пошлин объясняется весьма широким спектром функций, которые они выполняют в процессе регулирования товаропотоков. Напомним, что основными целями введения таможенных пошлин являются: ограничение импорта, увеличение доходной части бюджета и борьба с "недобросовестной" конкуренцией. Не случайно, поэтому на сегодняшний день этот способ воздействия на торговлю применяется более чем в 100 странах мира.

В зависимости от направленности товаропотока выделяются импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто в практике МЭО встречаются пошлины на импорт, которые составляют для бюджетов некоторых развивающихся стран и переходных экономик довольно значительную доходную статью. Механизм действия импортных пошлин заключается в повышении отечественной цены импортного товара над среднемировым уровнем.

Введение импортных пошлин дает возможность национальным компаниям (резидентам) расширять производство, так как последние могут изготавливать продукцию с более высокими предельными издержками, чем в среднем на мировом рынке. Но при этом потери потребителей растут пропорционально уровню импортных тарифов и, как показывают расчеты, не покрываются доходами государства и прибылями отечественных товаропроизводителей. Отсюда вывод: импортные таможенные пошлины практически всегда снижают благосостояние нации, давая кратковременный экономический эффект.

Гораздо реже в настоящее время применяются пошлины на экспорт. От них фактически полностью отказались развитые страны, потому что их введение способствует удорожанию экспорта в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке (в США они запрещены законом). Как правило, использование экспортных пошлин признается целесообразным при административном контроле за ценой на отдельные товары (например, сырьевые или сельскохозяйственные), производимые компаниями-монополистами на данном рынке с целью увеличения доходов государства и ограничения вывоза конкретного продукта (пример - экспортные пошлины на сырье в России).

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны, и имеют форму транзитных сборов. Наглядной иллюстрацией служит практика выплаты российскими компаниями подобных пошлин при провозе отечественных товаров через Литву в Калининградскую область и обратно.

Существует два основных метода взимания таможенных пошлин: специфический, при котором величина пошлины устанавливается как фиксированная сумма с единицы измерения веса, объема, товара (например, с 1 см3 объема двигателя автомобиля), и адвалорный, когда таможенная пошлина определяется в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара.

Кроме того в практике внешней торговли известна промежуточная методика исчисления пошлин, состоящая в том, что конкретный таможенный орган получает право самостоятельно выбирать между специфическим и адвалорным способом в зависимости от ситуации. Такая пошлина получила наименование альтернативной или комбинированной.

Национальные таможенные пошлины составляют систематизированный реестр (список), называемый тарифом. По мере расширения номенклатуры мировой торговли происходило усложнение структуры таможенных тарифов. К настоящему времени большинство стран имеют тарифы, содержащие дифференцированные ставки в зависимости от договорного режима торговли.

Основным принципом формирования таможенного тарифа является возрастание уровня ставок по мере увеличение степени обработки товара. Например, ставка на сахар-сырец составляет 5%, а на рафинированный сахар может достигать 15%. Таким образом, величина действительной ставки таможенной пошлины оказывается тем выше, чем больше разница между ее размером на готовое изделие и сырье.

В процессе формирования таможенной политики важную роль играет определение оптимальной ставки тарифа которая равна величине, обратной уровню эластичности предложения импорта. Иначе говоря, чем менее гибкими оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие примерно одинаковый объем импорта, тем выше оптимальная ставка импортного тарифа и больше чистый доход государства.

Ведущей тенденцией таможенной политики развитых стран является постепенное уменьшение величины тарифов с 60% в середине XX в. до 4-5% к настоящему времени. В противоположность этому средний уровень российских импортных тарифов достигает на сегодняшний день 30%.

В зависимости от состояния национального хозяйств выделяются два варианта проведения таможенной политики - в экономически развитых странах и развивающихся.

Для экономически развитых стран характерны многоколонные тарифы, которые предусматривают различные ставки импортных пошлин: от высоких общих (генеральных), действующих в отношении всех государств, через ставки режима наибольшего благоприятствования (т.е. льготного порядка торговых операций, установленного между двумя странами на основе договора) к преференциальным коэффициентам для импорта из бедных, слаборазвитых экономик.

Другой отличительной чертой таможенных тарифов развитых стран является их корреляция с международной Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), введенной в действие в 1988 г.

Специфика таможенной политики группы развивающихся стран заключается в широком использовании экспортных пошлин и поддержании относительно высоких ставок тарифа на импорт, которые достигают немыслимой для развитых стран величины 50-100%, а в отдельных экономиках (Египет, Эквадор, Пакистан) -даже большей.

Кроме того, большинство развивающихся стран в отличие от европейских держав, США и Японии еще только осуществляют переход от старой Брюссельской товарной номенклатуры к ГС. Поэтому некоторые из них применяют тарифы с большим количеством колонок (Сенегал -9, Мали -17).

Наряду с национальными тарифами в мировой экономке все более широкое распространение получают объединения нескольких стран (таможенные союзы), которые практикуют различные формы межгосударственного регулирования внешней торговли, опираясь при этом на содействие различных глобальных и региональных международных экономических организаций.

Необходимо знать, что существуют и другие ограничения тарифного типа. Это - так называемые косвенные налоги и сборы.

К косвенным налогам и сборам, прежде всего, относятся налоги на экспортно-импортные операции, при которых ввозимые товары, так же как и вывозимая продукция отечественных производителей, подвергаются налогообложению при продаже и использовании в пределах национальной таможенной территории. В этом случае применяются акцизы.

Кроме того, во многих странах с начала 60-х гг. (впервые во Франции) была введена практика взимания налога на добавленную стоимость (НДС), предусматривающая, налогообложение импортных товаров в размере 10-20% от таможенной стоимости товара с добавлением к ней таможенной пошлины и акциза, если последний установлен.

Как правило, перечень изделий, облагаемых акцизами, включает отдельные товары массового спроса (алкоголь, табак), предметы роскоши (меха, ювелирные изделия) и продукты, обладающие специфическими качествам (например, икра осетровых и лососевых рыб). Что касается НДС, то он не уплачивается за товары, предназначенные для иностранных дипломатических миссий, гуманитарной помощи, некоторых видов изделий для инвалидов и детей, а также за экспонаты выставок и некоторую другую продукцию, перечень которой регулярно уточняется.

Следует подчеркнуть, что акцизы и НДС не взимаются при транзите, реэкспорте и ввозе товаров на территории свободных экономически зон.

Очень часто импортные товары, особенно в развивающихся странах, облагаются различными специальными сборами: гербовыми, муниципальными и др. Наличие в стране громоздкой и запутанной системы налогов и сборов дезориентирует иностранные компании-экспортеры, не способствует появлению у них заинтересованности в расширении связей с подобной страной. К тому же чрезмерное вмешательство государства в сферу внешней торговли является фактором, стимулирующим развитие коррупции и произвола чиновников.

Арсенал нетарифных методов регулирования государством торговли с другими странами насчитывает более 50 различных способов. Наиболее распространенными из них являются квоты. Если тарифные методы оставляют открытым вопрос об объеме экспорта/импорта конкретной товарной группы, то квоты выступают как средство прямого ограничения стоимостного или физического объема ввозимой или вывозимой продукции.

При введении импортных квот государство стремится ликвидировать воздействие иностранной конкуренции на отечественных производителей. Механизм действия таких квот напоминает ситуацию с использованием импортного тарифа. Однако, в отличие от тарифа, импортные квоты исключают воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены, увеличивая тем самым прибыль от импорта и облегчая процесс выравнивая платежного баланса страны. В ситуации, когда тарифные ставки, регламентируемые международными соглашениями, не позволяют стране решить вышеуказанную задачу, ВТО разрешает вводить количественные ограничения экспортно-импортных операций.

В свою очередь экспортные квоты предназначены для обеспечения национальных производителей достаточными природными ресурсами, повышения экспортных цен на мировом рынке, достижения военно-стратегических целей и т.д.

Как импортные, так и экспортные квоты могут вводиться правительством страны в одностороннем порядке, либо через заключение международных соглашений с заинтересованными партнерами (примером является квотирование экспорта алмазов из России на основе договора с ТНК "Де Бирс"). Они могут быть глобальными или сезонными, действующими в течение определенного периода.

Одной из важных разновидностей экспортных квот, по мнению специалистов, являются так называемые добровольные экспортные ограничения (ДЭО). В ситуации с ДЭО государство-экспортер "добровольно" лимитирует объемы своего вывоза в другую страну и устанавливает минимальные импортные цены под давлением партнера. Такая практика широко применяется США и ЕС в отношении товаров из Японии (автомобили, электроника, сталь). К настоящему времени в мире заключено свыше 100 соглашений такого рода, однако ВТО ставит задачу повсеместной отмены ДЭО в торговле между странами-членами этой организации.

Особым, доведенным до логического конца методом квотирования, имеющим форму экономической санкции, является эмбарго. Этот метод означает абсолютный запрет на проведение торговых операций со страной или группой государств. Преследуя обычно политические цели, введение эмбарго предполагает ограничение экспорта/импорта всей номенклатуры или отдельной группы товаров. Примеры использования такого метода регулирования торговли в XX в. довольно многочисленны. Так, на сегодняшний день по решению ООН политика эмбарго осуществляется в отношении Ирана и некоторых других стран.

Процесс квотирования (или по-другому - контингентирования), как правило, сопровождается лицензированием, т.е. выдачей компаниям компетентными государственными органами (министерствами и ведомствами) разрешений на внешнеторговые операции с ресурсами и продукцией, включенными в специальные перечни.

Лицензирование внешней торговли может принимать различные формы:: генеральная лицензия означает право ее владельца осуществлять экспортно-импортные операции с данной товарной группой в течение определенного времени (обычно от года до трех лет); разовая лицензия выдается компании для осуществления конкретной сделки с зарубежным партнером; автоматическая лицензия предусматривает постоянный контроль государства за закупками, имея в виду как объем закупок, так и географическую направленность товаропотока.

Лицензирование экспортно-импортных операций среди стран-членов ЕС достигает уровня 5-6% от товарооборота (своеобразным "лидером" по квотированию и лицензированию выступает Франция). Что касается России, то в 90-е гг. практика лицензирования получила распространение в связи с созданием институтов спецэкспортеров и уполномоченных для ведения ВЭД компаний (например, банков).

Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает прежде всего квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т.д.

В дополнение к лицензированию государство может стимулировать отечественных товаропроизводителей через систему прямых или косвенных субсидий, т.е. дотаций, выделяемых предприятиям и местным органам власти из бюджета страны. Их цель заключается в защите от конкуренции дешевых импортных товаров, а главное - в поощрении экспорта продукции национальной промышленности и сельского хозяйства за рубеж. В этом случае прямые субсидии предполагают различные пособия в денежной форме, а косвенные - это льготные условия кредитования, налогообложения, предоставление государственных гарантий по страхованию рисков, реклама экспортных товаров на внешних рынках за счет казны, введете ускоренные норм амортизации используемого оборудования и т.п.

Согласно правилам ГАТТ/ВТО применение прямых экспортных субсидий в торговле между странами-членами запрещено. Исключением является прямое экспортное субсидирование производства сельхозпродуктов в рамках ЕС. Каждое нарушение вышеуказанных правил дает основание импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин, которые сохраняются до окончательного урегулирования спора в арбитраже Всемирной торговой организации.

Размер экспортных субсидий в целом не превышает 1% стоимости экспорта обрабатывающей промышленности развитых стран, но для отдельных товарных групп, особенно в развивающихся и переходных экономиках, этот уровень может достичь значительно больших масштабов.

Изучение практики нетарифного регулирования внешней торговли показывает, что экспортные субсидии нередко выступают материальной основой демпинга - реализации товаров на зарубежном рынке по цене, которая обычно ниже средней цены внутреннего рынка страны-экспортера.

Демпинг используется больше всего в периоды циклического спада и структурной перестройки экономики при сокращении внутреннего спроса. Например, в 30-е гг. подобное явление наблюдалось на рынке сельскохозяйственной продукции, импортируемой из стран Восточной Европы, в 70-е гг. обвинения в использовании демпинга выдвигались в США и ЕС против японских товаров, а в 90-е - против некоторых продуктов, поступающих на рынки западных стран из России (текстиль).

Поскольку в ответ на временный и особенно постоянный демпинг страны импортеры, основываясь на статьях генерального соглашения по тарифам и торговле, вправе вводить антидемпинговые импортные пошлины, в последнее время распространение получил так называемый скрытый демпинг, который предполагает заключение негласной договоренности между экспортерами и импортерами о продаже последними на своем национальном рынке ввезенных товаров по ценам ниже, чем фактически выставленные по счету экспортеров. Наибольшее распространение скрытый демпинг получил в практике внутрифирменною трансферта комплектующих, применяемого крупными ТНК (например, японскими).

Еще одним специфическим способом осуществления внешнеторговой политики является так называемый импортный депозит - форма залога, который импортер вносит в банк на определенный срок. Этот беспроцентный вклад представляет собой сумму, равную всей или части стоимости ввозимого товара. Импортные депозиты используются в качестве своеобразной страховой гарантии со стороны импортирующей компании в отношении фирмы-экспортера.

Наконец, следует указать на группу нетарифных ограничений административного характера, касающихся потребительских свойств товара, условий их производства и реализации, а также процедур перемещения товаропотоков через границу. Сюда относят разнообразные технические стандарты и сертификаты качества, санитарной и экологической безопасности, требования к упаковке и маркировке, комплекс действий по таможенной очистке (растаможиванию) товаров и т.д.

Подытоживая обзор всей обширной группы нетарифных методов государственного воздействия на торговлю с зарубежными странами, отметим, что в этой сфере за последнее время наблюдается активное развитое процесса снятия ограничений в виде квотирования, лицензирования и других, тесно связанных с ними способов регулирования международных товаропотоков.



2019-07-03 313 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)