Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Написание бакалаврской работы



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Написание бакалаврской работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержательная работа над текстом бакалаврской работы, как правило, начинается с изучения научной, методической, нормативной литературы по выбранной теме, просмотр которой целесообразен еще до составления плана работы. Обращение к первоисточникам пронизывает весь процесс написания бакалаврской работы, но особенно активно научная литература анализируется на первоначальном этапе.

Обзор первоисточников - очень объемная, кропотливая, сложная, но необходимая задача. Важно изначально определить порядок с фиксированием первоисточников по разделам, направлениям (главам, параграфам), поскольку, делая обзор по одному тематическому направлению, целесообразно фиксировать иные.

Основные источники, использование которых возможно и необходимо в исследовании, следующие:

− статьи в специализированных и научных журналах;

− диссертации и монографии по теме;

− инструктивные материалы и законодательные акты (исключительно последних изданий, действующие редакции, кроме особых случаев);

− данные эмпирических и прикладных исследований (статистические данные, качественные интервью и т.д.);

− материалы Интернет-сайтов.

Детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, при этом характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе (цитаты, краткое изложение содержания источника или характеристика фактического материала).

Систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам бакалаврской работы, предусмотренным планом.

Конспектирование, систематизация литературы не являются самоцелью, важно показать различные авторские позиции на предмет исследования и его отдельные аспекты, осмыслить их, критически проанализировать и обязательно обозначить собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам!

Критерием оценки прочитанного является возможность его использования в бакалаврской работе.

Следующим этапом выполнения бакалаврской работы является выбор методологической базы исследования.

У каждой бакалаврской работы должна быть методологическая основа — те принципиальные научные положения, на которых она строится, раскрывается ее тема, вырабатывается новое знание. Науки социально-гуманитарного, экономического профиля являются полипарадигмальными, то есть имеют несколько (много) методологических подходов, что усложняет выбор и обоснование методологической базы.

При этом следует подчеркнуть, что одни ученые используют термин «методологическая основа», другие - «теоретическая основа», третьи - «теоретико-методологическая основа». Методология - это способ достижения и построения нового знания, а теория - результат процесса познания, некоторая совокупность новых знаний. В этом заключаются их различия. Однако теории, будучи проверены общественной практикой, могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом исследовательской деятельности. Поэтому целесообразно выделять методологический и теоретический аспекты в теоретико-методологической основе (базе) исследования, хотя четких границ между ними проследить невозможно.

Методологические основы выпускной работы лучше излагать в хронологической последовательности. Можно выделить более общий подход, в нем теоретическое направление, затем более узкую концепцию, на которую будет опираться автор.

Определившись с методологической базой исследования, раскрыв ее, автору предстоит сформировать собственные исследовательские (теоретические, методические) позиции.

Как правило, существует два пути формирования авторской точки зрения: 1) эвристическая идея, гипотезы, их проверка, наполнение работы доказательствами, аргументами (с помощью цитат, статистических данных, экспериментальных сведений, собственных исследований); 2) выработка авторской позиции в ходе аналитического обзора источников, экспериментальной работы.

К теоретическим наработкам относятся: дефиниции; классификации признаков, принципов, факторов, возможных последствий, условий функционирования, механизмов реализации и т.д.; структуры объектов; схемы взаимосвязей, взаимодействий; методологические подходы анализа. Методические наработки включают различные методы: сравнения, познавательные и практические методы, методы группировок и другие.

Как правило, используется два основных варианта представления собственных изысканий: 1) критический обзор имеющихся позиций по одному направлению темы, затем излагается своя точка зрения; так же и по другим направлениям; 2) обзор различных точек зрения, а затем в отдельном параграфе, пункте приводится собственная позиция по всему кругу вопросов.

Обычно после выработки теоретико-методических положений работы переходят к экспериментально-практическому этапу исследования.

Большинство бакалаврских работ носит теоретико-прикладной характер и содержит экспериментальную часть. В качестве последней могут выступать: анализ ситуации на каком-то предприятии, в какой-то отрасли, в каком-то регионе по определенному тематическому направлению за некоторый период времени; проведение эксперимента на отдельных участках, в подразделениях, сравнительный анализ в экспериментальных и прочих подразделениях; проведение социологических, социально-психологических исследований, в том числе повторный анализ ранее проведенных исследований; анализ статистических материалов и т. п.

Проведенный эмпирический анализ важен не только потому, что он показывает исследовательские навыки студента, но и потому, что он дает материал для выработки конкретных предложений, рекомендаций по теме бакалаврской работы, формулирования направлений совершенствования изучаемого объекта. Поэтому и при рассмотрении теоретических вопросов, и во время экспериментального этапа студент должен быть нацелен на получение практического выхода своего исследования. Поэтому завершающей главой работы обычно бывают предложения по оптимизации функционирования и развития того или иного объекта.

Обзор научной литературы, формирование теоретических основ работы, экспериментально-практическая деятельность студента сопровождаются формированием текста выпускной квалификационной работы. Однако ближе к окончанию написания работы необходимо вернуться к подготовленным на предыдущих стадиях материалам и привести их в порядок, учитывая ряд требований: соответствие содержания работы поставленной цели и задачам; логичность, последовательность изложения материала; использование понятного, доступного языка; оптимальное сочетание теоретического и эмпирического (практического) материала.

Студент своей бакалаврской работой должен продемонстрировать глубину изучения выбранной темы, умение аргументировано и убедительно вести научную дискуссию, формировать собственную исследовательскую позицию, правильно распределять имеющийся материал, делать логичные переходы от одного вопроса к другому, обобщать сказанное, формулировать выводы. Последние желательно делать в конце каждой главы.

Бакалаврская работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:

− последовательность изложения мыслей (“вначале”, “прежде всего”, “затем”, “во-первых”, “во-вторых”, “значит”, “итак”);

− переход от одной мысли к другой (“преждечем перейти к…, обратимся к…”,рассмотрим”, “остановимся на”, “рассмотрев…, перейдем к…”, “необходимо остановиться на…”, “необходимо рассмотреть”);

− противоречивые отношения(“однако”, “между тем”, “в то время как”, “тем не менее”);

− причинно-следственные отношения (“следовательно”, “поэтому”,“благодаря этому”, “сообразно с этим”, “вследствие этого”, “отсюда следует, что”);

− различную степень уверенности и источник сообщения (“конечно”,разумеется”, “действительно”, “видимо”, “надо полагать”, “возможно”,вероятно”, “по сообщению”, “по сведениям”, “по мнению”, “по данным”);

− итог, вывод (итак”, “таким образом”, “значит”, “в заключение отметим”, “всесказанное позволяет сделать вывод”, “резюмируя сказанное, отметим”).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).

Нельзя употреблять в тексте знаки (“<”, “>”, “-”, “№”, “%”) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус “-” перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».

В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается употребление римских цифр.

При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например, 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).

Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

Для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при составлении различных точек зрения и т.д. в бакалаврской работе целесообразно использование цитат в тексте.

Число используемых цитат должно определяться потребностями разработки темы (цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора).



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Написание бакалаврской работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Написание бакалаврской работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)