Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика принцепса в провиниях



2019-07-03 315 Обсуждений (0)
Политика принцепса в провиниях 0.00 из 5.00 0 оценок




Во время Августа выводились колонии ветеранов с гражданским правом, но это были граждане, выведенные в провинции из Италии, процесс раздачи латинского и римского гражданства провинциальным городам затормозился. Затормозился процесс романизации провинций, римское гражданство стало выдаваться провинциалам крайне неохотно и мало. Наместники очень считались со званием римского гражданина (пример апостола Павла – во второй половине 40-х – 50 годах I в.н.э. путешествовал в провинциях как нищий странствующий проповедник, часто за проповедь подвергался избиениям. В Филиппах (римская колония) власти его бросили в тюрьму, тогда он заявил, что он римский гражданин (его семья из Тарса получила гражданство),  - тут же власти появились в тюрьме, в страхе его выпустили и извинились. То же происходит в Иерусалиме – когда его хотят разорвать, он говорит: «я римский гражданин» - римская полиция сразу его прикрывает и спасает от. Притом речь идет о нищем бродяге – звание римского гражданина имеет очень высокий статус). Положение провинций улучшалось, приостановлена романизация, но наводился порядок – полностью уничтожена откупная система, очень строго работали суды по жалобам провинциалов, провинциалы допускались в местные суды. Высший судья при этом - принцепс, любой осужденный на смерть (гражданин?) мог потребовать суда принцепса (также апостол Павел потребовал, чтоб его отправили на суд императора).

Идеология Августа

В целом можно сказать, что в эпоху Августа наивысшим благом был мир, дарованный огромной территории. Кое-где велись войны, но основная территория государства упокоилась в мире: лозунг pax romana – римский мир, мир во всем римском государстве.

Ara Pacis Augustae . На последней фотографии рельеф алтаря, изобращающий членов династии Юлиев-Клавдиев

На Марсовом поле возведен Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae), богиня Мира при Августе самая популярная. Август по сути придумал официозную идеологию, поощряемую государством. Идеология эта насаждалась через кружок друга Августа - Мецената, который концентрировал вокруг себя талантливых литераторов. Через литературу Август пытался насадить в обществе определенные представления: патриотические представления – интерес к родной старине, интерес к проблемам римской истории. При Августе написано первое великое историческое произведение – «История Рима» ab Urbe condita Тита Ливия. Впервые народ получил произведение о своей истории, не уступавшее греческим трудам). При Августе создана по прямому его заказу поэтом Врегилием поэма о происхождении римского народа - «Энеида», о том, как троянский герой Эней со своими друзьями, после долгих скитаний прибывает в Лаций, смешивается с местным населением, которым правит царь Латин, и становится прародителем римского народа. Впервые пишется римская история греческим историком (во II в. свою историю написал Полибий, но у него всеобщая история, не конкретно Рима), проиведение о судьбе именно римского народа написал грек Дионисий Галикарнасский, современник Тита Ливия. Дионисий интересовался преимущественно древнейшей римской историей, доводил повестование до Первой Пунической войны. Поддавалось ли римское общество на эти официозные вопросы: патриотизм да, но второй лозунг (подчеркивание, что республика восстановлена в своем старом, здоровом крепком виде (после Гракхов почти сто лет больна), с возрождением mores maiorum) - эта идея встречала оппозицию в обществе, эту оппозицию высказывали поэты вне кружка Мецената. Официозная идеология существовала и имела некоторый, хотя и неполный успех.

Гораций читает свои сатиры Меценату. Картина Федора Бронникова

В наступившую эпоху имело место такое явление, как «цветник талантов» : Тит Ливий (историография), Вергилий (эпос), Гораций (лирика), Овидий, Тибул, Проперций, авторы, чьи произведения не дошли – Азиний Полион. Из литературных жанров только риторика находилась в упадке, ничего, напоминающего блистательные речи Цицерона, мы от начала Империи не имеем. В эпоху Августа начинают появляться латинские риторские школы (до этого в 90 г. до н.э. оратор Луций Лициний Красс запретил латинские риторские школы, потому что в них преподавали невежественные люди). Теперь такие школы появились в Риме и в провинциях, они способствовали романизации провинций, но готовили ораторов схоластической выделки, ведь политическое красноречие умерло в эпоху несвободы, единственно можно было проявить красноречие в судебной сфере. Но здесь ораторские достижения губились схоластическим подходом (в древности учились, посещая реальные судебные заседания, теперь же устраиваются искуственные школьные псевдосуды). Чисто школьная практика в конечном счете приводит к вырождению ораторского искусства: при Августе некоторые знаменитые ораторы еще есть, потом исчезают, в Империи в целом нет особенно великих ораторов, высшей точной римского красноречия становится Цицерон.

Границы

На границах государства велись войны. К 19 г. до н.э. завоевана северная Испания, за Альпами граница установилась по Дунаю, там образовалась в среднем течении Дуная провинция Панония. Самые большие завоевания совершены за Рейном – особенно отличился пасынок Августа Друз, в 5 г. н.э. образовалась зарейнская провинция Германия, но в 9 г. н.э. римские легионы потерпели страшнейшее поражение в Тевтобургском лесу, полностью погибли три легиона,  - провинция Германия исчезла, граница отодвинулась за Рейн (Август надел траур во время катастрофы, выражение «Вар, верни легионы!»). Началось большое восстание в Паннонии, его три года подавлял пасынок Августа Тиберий После этого границы империи перестали расширяться. На востоке граница – Евфрат, это граница  с Парфией. Путем дипломатии Август добился от парфян возвращения римских знамен, взятых при Каррах (этот акт широко раздут официозной пропагандой). Граница по Дунаю в провинции Мезия (прикрыла Балканы) и Паннония (прикрыла дорогу к Альпам). Граница Рейн, где легионы готовились отразить натиск германцев.

Август прожил еще 14 лет после рождества Христова. Это событие произошло в его правление, ангелы пели песню: «на земли мир», к этому моменту в качестве единого государства существует Рим, которому нужно и единое учение (проповедникам будет удобно распространять учение). Христиане считают, что рождество Христово предсказано еще языческим поэтом Вергилием в « Буколиках», состоящих из эклог (пастушеские стихи).  Автор «Буколик» говорит о наступлении aetate aurea, когда родится некий «чудесный младенец». В христианстве это считатеся непроизвольным пророчеством, поэт говорит то, что в него вкладывает Бог. Именно поэтому Вергилий получил очень почетное место в христианской традиции (целомудренная жизнь, предтеча и предсказатель Христа), поэтому проводником Данте в божественной комедии до врат Рая выбран именно Вергилий. 

Период империи

Царский период - примерно 250 лет, история Республики – примерно 500 лет, история Империи – также примерно 500 лет (до 476 г.). Империя делится на Раннюю (эпоха Принципата – примерно 200 лет), период кризиса Империи (примерно 100 лет  - III в.н.э.), Поздняя Империя (эпоха Домината – примерно 200 лет). Принципат – монрахический по существу строй с республиканским уклоном, который установил Октавиан Август, такой порядок продержался примерно 200 лет. Доминат – эпоха монархическая, предполагающая усиление монархического начала и бюрократизацию Империи (название эпохи от слова dominus –«господин» (как царь)).

Точные даты принципата: с момента установления (когда Октавиан фиктивно отказался от власти) 27 г. д.н.э. – до 193 г. н.э. На эпоху Принципата приходится правление некольких династий. Династия, берущая начало от августа – династия Юлиев-Клавдиев (с одной стороны Юлий Цезарь и его «сын» Октавиан, – с другой стороны наследование пошло по линии пасынков Августа. Тиберий и потомки второго пасынка, Друза, - его сын Клавдий, его внук Калигула и последний представитель династии Нерон, который был свергнут в 68 г. н.э. Династия правила почти 70 лет, если прибавить срок правления Августа – то больше 100 лет.

Династия Флавиев: после гибели Нерона долго происходила борьба за власть, претенденты опирались на свои легионы, верх взял усмиритель Иудеи Тит Флавий Веспасиан. В династии три человека: Веспасиан - родоначальник, и два его сына – Тит Флавий Веспасиан Сын (известен как Тит), Тит Флавий Домициан (известен как Домициан). Династия правит с 69 по 96 гг. н.э.

С самого конца I в. правит династия Антон̀инов: Нерва (основоположник), Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий («философ на троне», философ-стоик), его сын К̀оммод. Династия правит с 96 по 192 г. н.э. – почти весь II в. н.э. В первых двух династиях практиковалось наследование по крови – чисто монархический принцип: ближайший родственник мужского пола наследует престол. При династии Антонинов республиканское начало проявилось даже в принципе наследования: верховный правитель - Цезарь, назначает лучшего гражданина себе в наследники и усыновляет его. Этот принцип грубо нарушен, как ни странно, в правление философа Марка Аврелия – он передал власть своему негодному сыну К̀оммоду; это принцип нарушается и в линии Траяна – Адриана (они двоюродные братья), но в целом Антонины придерживались правила назначать достойного наследника через усыновление. Название династии - Антонины, однако только один ее представитель – Антонин Пий, носил такое имя, в титулатуре первых представителей династии этого имени нет: здесь (во II в.н.э.) также проявляется тенденция еще правления Августа: личное имя становится именем нарицательным. Антонин Пий очень удачливый император, при нем царил мир, империя процветала, существовали гармоничые отношения между сенатом и императором; этот правитель стал настолько популярен, что его имя  (как и имя Октавиана Августа) превратилось в имя нарицательное. Наследники Антонина Пия имели в своей титулатуре его имя. Даже когда пришла к власти следующая династия Сев̀еров, некоторые ее представители включали в свое имя этот титул, имя Антонина чуть не стало тем, чем стали имена Август и Цезарь. После Антонина Пия его имя носили его зять и наследник Марк Аврелий, сын и наследник Марка Аврелия Коммод, в династии Северов Каракалла и негодный краткосрочный император Элагабал, потом имя Антонинов распространили на первых представителей династии до Антонина Пия.

Каждая из династий имела свою физиономию: первая являет ряд императров-деспотов. Август - исключение, мягкие либеральные времена без казней и репрессий, как косвенное подтверждение: сочинение Тацита, писавшего в начале II в. историю Принципата, начинается не с правления Августа, а с его смерти. Потому что то, что началось после него – совсем другое, страшное время. Тиберий – мрачный жестокий затворник, Калигула – кровавый шизофреник, Клавдий – ненормальный в умственном отношении, игрушка жадных жен и вольноотпущенников – кровь лилась рекой и в его управление, завершается династия Нероном – скопищем пороков и кровавым деспотом.

           

Бюст Тиберия, голова и совр. реконструкция Калигулы, голова и совр. реконструкция Нерона

Самая характерная черта династии: репрессии, обрушивавшиеся на верхи общества. Монархическое начало утверждается уродливо и насильственно, путем террора в высшем сословии. Сжигалась оппозиционная литература, с правления Тиберия действовал закон о crimen de maiestate («оскорблении величества»), по которому почти за любое высказывание можно було судить – стало страшно говорить. Императры-деспоты являли прецеденты ужасающего произвола: Нерон захотел и стал разорять казну и государство, сооружая для себя Золотой Дом – маленький город в стенах Рима. Захотел увидеть настоящий пожар Трои, чтобы исполнить свои стихи, -  по его подаче префект преторианской гвардии Тигеллин сжег Рим (пожар 64 г.). Нарушались все мыслимые моральные нормы: Калигула открыто сожительствовал с сестрой, Нерон убил мать (старая закваска в римлянах все же оставалась, убийство родителей, кровосмешение ялвлялось страшнейшим преступлением). Нерон шокировал народ театральными представлениями, которые считались неприличными. Все представители династии, кроме Августа умерли не своей смертью (даже умирающего тиберия придушили племянники). В 68 г. начался мятеж против Нерона, он бежал в окрестности города на виллу своего волноотпущенника, там вынужден был совершить самоубийство.

Преторианцы провозглашают Клавдия императором над трупом Калигулы

69 г. – «год четырех принцепсов», в борьбе за власть опиравшихся на армию: Гальба, Оттон, Вителлий и побелитель – Веспасиан, опиравшийся на легионы, усмирявшие восставшую Иудею. Основанная Веспасианом династия Флавиев «половинчатая» династия: нормальные правители Веспасиан и его сын Тит (причем Тит обещал стать одним из лучших императоров, но правил всего 2 года, пал жервтой заразы), последний представитель династии Домициан недаром получил прозвище «лысый Нерон». Он самодур и деспот с признаками душевной болезни, который снова начал проливать реки крови, и стал жервтой заговора (общество не вынесло правления «лысого Нерона»). Тацит жил в эпоху Флавиев, видел благополучное начало династии, его высокая карьера (при императорском дворе) продолжалась при Домициане. Все ужасы правления Домициана происходили на его глазах, это подкрепило в сочинениях Тацита рассказы стариков об ужасных временах Калигулы и Нерона.

Арка Тита. На левом рельефе семисвечник из Иерусалимского храма – трофеи Иудейской войны

Когда Домициан был убит и на трон вступила новая династия Антонинов, Тацит не случайно написал исторические книги о своем времени: 69 г. – «год четырех принцпесов», борьба за власть, гражданская война, сопровождаемая разорением мирного населения (а ведь когда-то Октавиан Август обещал, что время войн миновало, больная республика мучалась в течение ста лет, теперь настают новые времен pax romana) – нет, и при новой форме правления может возобновиться гражданская война). В своем втором сочинении Тацит спустился ниже и описал начало деспотизма (ab excessu divi augusti). Он искал корни тех бедствий, которые пережил сам, его «История» - эпоха Флаиев, «Анналы» - эпоха Юлиев-Клавдиев.

С воцарением династии Антонинов начинается мирная и благополучная эпоха – лучшее столетие, «золотой век» Империи -  IIв .н.э Только конец династии омрачен безумствами К̀оммода, кторый характером очень напоминал Нерона и Домициана. В эпоху Антонинов устанавливаются нормальные взаимоотношения между сенатом и принцепсом, утверждается республиканский принцип наследования власти, прекращается великое общественное бедствие - доносы (до этого любого можно было обвинить в оскорблении величия, там вплоть до смертной казни). Император Траян (по факту первый император династии, Нерва правил очень мало) принципиально не принимал доносов, тем самым прекратил эту практику.

                   

Траян и Марк Аврелий

В эпоху Антонинов ускоряется тот процесс, который оправдывает существование Империи: процесс превращения римской державы в единое государство, уравнение Италии и провинций. Толчок дал Цезарь, при Августе процесс несколько приостановился (сохранялись узкие ручейки притока иноземцев в римское гражданство – личные пожалования в провинциях и через вольноотпущенничество, некоторые законы Августа последнюю линию пытались сузить через ограничение отпуска рабов на волю). В эпоху Антонинов снова целые города получают римское гражданство, процесс заврешается, правда,  после Антонинов, но как результат их деятельности во II в. Уже при династии Сев̀еров вышел знаменитый указ Каракаллы (constitutia antoniana): все население Империи получает римское гражданство. Гражданство постепенно порывало свою связь с каким-либо этносом (этническое начало очень важно для Августа, строившего римское гражданство на территории Италии, оно должно было в первую очередь охватывать племена италийского происхождения), но с расширением римского гражданства понятие римский гражданин становится чисто юридическим понятием. В этническом отношении перерождается и Империи, и ее правящие органы – сенат и правящие династии. Юлии-Клавдии – старые римские патрицианские роды Юлиев и Клавдиев; Флавии – семья из италийского города Риате, муниципальная италийская семья; Антонины: Траян, Адриан выходцы из Испании, хотя не испанцы (латиняне, чьи семьи из Испании), предки Антонина Пия из галльского города Немауса, есть предположения, что в его семье есть примеси галльской крови; Северы – совершенно неримская неиталийская династия:  Септимий Север – ливиец, его любимый герой – злейщий враг римского государства Ганнибал, его сестра плохо говорила по латыни, его жена сирийка, Максимин фракиец, Филипп араб, плеяда балканских императоров – Аврелиан, Диоклетиан, даже даки (враждебное Риму племя, кторое римляне завоевали в правление Траяна) Галерий и Максимиан – даки, сидели на римском престоле. Сенат: император Клавдий ввел в сенат некоторое количество уроженцев Галлии чистокровных галлов, римское общество разражается негодованием и насмешками (С̀енека пишет сатиру на Клавдия – там мотив возмущения осквернением римского сената); Флавии – uis honorum получают тысячи переселенных в Италию испанских семей (не ясно испанцы ли они или латиняне); Адриан, любитель Греции, пополнил сенат выходцами из восточных провинций; Септимий Север ненавидел коренную римскую знать, уничтожал ее и активно привлекал в сенат выходцев из Африки и стран Востока – чуть ли не враги римлян воцарились в Риме. Римляне как этнос перестали властвовать над другими народами. Одновременно шел подспудный процесс исчезновения римского этноса в космополитической империи, им созданной.

Нельзя сказать, что римляне, исчезая и растворяясь как этнос, потеряли свою культуру. Они передали свою культуру населению западных провинций, там была сложная ситуация по отношению к римскому языку и культуре (в III в. в Галии произошло восстание багаудов против романизации), одновременно галльская знать была так сильно романизирована, что осознавала себя римлянами, была вся напичкана римской литературой и самосознанием.

Римские амфитеатры в Ниме (Франция), Эль-Джеме (Тунис), Пуле (Хорватия), Таррагоне (Каталония)

Внутри народов провинций элитарные слои растворились в античной культуре. Весобщее гражданство в государстве имперского типа с одной стороны необходимо, с другой – опасно для господствующего народа. Римляне передали народам империи не только право римского гражданства, но также и имена. Даже сохранявшие свою культуру греки называли себя ромеями. А римский народ исчез. Все восточные провинции сохранили греческий язык как господствующий и греко-эллинистическую культуру. В 395 г. император Феодосий разделил Империю окончательно на Западную и Восточную – так были разделены практически две цивилизации в рамках одной империи: чисто римская цивилизация досталась только западным провинциям.

 II в. - время благополучия и расцвета имперских городов, лучшие памятники имперской архитектуры относятся именно ко второму веку: самый крупный карфагенский водопровод, Пантеон в Риме, лучший из императорских формумов -  форум Траяна. По словам греческого ритора Элия Аристида: «города цветут каким-то новым блеском», потому что центральная власть обеспечивала мир и порядок, центральные органы и налоги невелики, благоденствует сословие декурионов или куриалов – сенаторов имперских городов, они по своему классовому положению помещики средней руки, не магнаты, владельцы вилл в 100-200 юг. (25-50 гектоаров). Цветущие виллы представителей этого сословия оградили города поясом садов и виноградников, в городах процветало ресмесло – строились бани, храмы, арки, театры, общественные строения. Города наступали на пригороды и пожирали их, быстро развивалась торговля благодаря безопасности морских путей (e.g. находки из Галлии – украшения, сделанные в северной Африке).



2019-07-03 315 Обсуждений (0)
Политика принцепса в провиниях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика принцепса в провиниях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)