Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная и научно-техническая деятельность



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Научная и научно-техническая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Введение

1 Научная и научно-техническая деятельность

2 Развитие науки – важнейшая составляющая экономической политики

3 Основные цели, принципы и задачи государственной научно-технической политики

4 Формы и методы реализации научно-технической политики

5 Приоритеты развития науки и техники

Заключение

 


Введение

 

Государственное регулирование социально-экономического развития страны является существенным признаком рыночной экономики смешанного типа. Разумный симбиоз рыночных и государственных регуляторов дает возможность реализовывать социально-экономические цели развития общества, достигать высокой эффективности производства, стабильного экономического развития, обеспечивать социальную справедливость.

Трансформация экономической системы Украины ставит цель формирования социально ориентированной рыночной экономики. Достичь этой цели невозможно без активного участия государства.

Именно государство, имея четкую стратегию и программу реформирования и используя весь арсенал средств, которые есть в его распоряжении, способно в относительно короткие сроки и с наименьшими потерями создать условия для становления цивилизованных социально-экономических отношений и полнейшего удовлетворения потребностей общества.

Перед экономикой Украины стоят сложные и важные проблемы, от решения которых зависит будущее государства: какие функции должно выполнять государство в трансформационной экономике, какие формы и методы регулирования оно должно для этого применить, какой должна быть специфика управления развития социально-экономических процессов в отдельных сферах и секторах экономики.


Научная и научно-техническая деятельность

 

Несмотря на разные трансформации и потрясения XX столетие ознаменовалось структурными сдвигами в экономике, которые в основном обеспечили прогресс развития цивилизации. Важнейшим из этих сдвигов было введение науки в систему продуктивных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно научный потенциал уже до середины столетия стал главным фактором развития, как в пределах отдельных стран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. Внешним признаком нового положения науки в обществе стал рост количества параметров ее сферы: научно-исследовательские лаборатории были организованы на всех значительных промышленных предприятиях, сформировался большой государственный сектор исследований и разработок, появились государственные органы управления наукой, государственная научно-техническая политика и пр.[5;80]

Особенностью этого момента является признание объективной тенденции мирового развития – наука стала ведущим фактором прогресса и превратилась в самостоятельную большую современную отрасль общественной жизни с тысячами работников, результаты деятельности которых в массовом масштабе реализуются на практике в непосредственно продуктивную силу материального и духовного производства.

Прогресс науки требует разных типов кооперации, которые совершаются на межгосударственном и негосударственном уровнях и между ними.

Формами кооперации науки являются:

§ многосторонние проекты, исследовательские сети, сотрудничество научных товариществ развитых стран и стран, которые развиваются;

§ стипендии, гранты и стимулирование общих исследований;

§ программы содействия обмену знаниями;

§ создание научно-исследовательских центров;

§ международные соглашения об общем действии, оценивании и финансировании мегапроектов и организация широкого доступа для участия в них;

§ международные комиссии для научного рассмотрения комплексных проблем и др.

В развитых странах исторически сложились разные структуры, как государственные, так и гражданские, которые совершают научные исследования и разработки. Так в Германии - это, прежде всего Товарищество Макса Планка и Товарищество Фраунгофера, в Нидерландах – Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NOW), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и др. кроме того, значительный объем работ используется в университетах.

В Украине эта подсистема репрезентирована разветвленной сетью научных учреждений разных типов, которые в своей совокупности призваны обеспечивать должный научно-технический уровень как страны в целом, так и каждой сферы национальной экономики в частности.

Основными типами научных организаций являются:

§ конструкторские;

§ проектные и проектно-поисковые;

§ высшие учебные заведения;

§ научно-исследовательские и конструкторские подразделения на промышленных предприятиях.

Начиная с 1991 г. в организационной составляющей научного потенциала Украины происходят изменения, которые стали особенно заметны в последние годы.

Научные и научно-технические работы в Украине выполняют 1505 организаций, среди которых наблюдается тенденция к уменьшению количества научных и конструкторских учреждений в отрасли технических наук.

Прирост количества организаций за период с 1991 по 2004 г. был обеспечен преимущественно увеличением числа научно-исследовательских учреждений от 502 до 818 высших учебных заведений от 146 до 159.

Количество научно-исследовательских организаций отраслевого сектора науки за годы независимости Украины выросла от 804 до 870, что является результатом дробления научных учреждений и промышленных предприятий в процессе корпоратизации и акционирования. Особенно негативно эти процессы повлияли на динамику научно-исследовательских учреждений заводского сектора науки, количество которых на этот период уменьшилось с 104 до 83, а удельный вес – 7,7 до 5,5%. Это негативно отразилось на инновационной деятельности промышленных предприятий: возможности совершения и внедрения новых разработок существенно сократились, что сказалось на динамике создания образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приспособлений и способов автоматизации, новых видов продукции.

Число научных учреждений, которые функционируют в высших учебных заведениях, на протяжении определенного периода выросло с 146 до 168. Стабилизация их удельного веса в пределах 10,7 – 11,0% удостоверила умеренный характер институциональных изменений в этом секторе науки. Далее по мере расширения сети научно-технологичных парков и центров, где важную роль должны играть университеты и академические институты, трансформационные процессы в академическом и вузовском секторах науки будут происходить активнее.

Количество проектно-конструкторских и поисковых организаций в продолжение определенного периода уменьшилось с 446 до 268 (с 33,1 до 18,0%), которое ухудшило условия и возможности доказательства научно-исследовательских работ до их следующей стадии проектно-конструкторских разработок.

Особенное беспокойство вызывает тенденция к сокращению в стране кадрового потенциала научных учреждений, который непосредственно обеспечивает совершение научных исследований и разработок. Сравнительно с 1990 г. он уменьшился в 2,8 раза. Ныне в научных учреждениях работают почти 178 тыс. лиц, в частности 4 тыс. докторов наук и около 17 тыс. кандидатов наук.[5;83]

Кадровый потенциал науки на протяжении многих лет определял место Украины среди ведущих европейских государств: ученых – около 0,54% от численности экономически активного населения (в том числе исследователей - 0,41%). Насыщенность научными кадрами в Украине и сейчас соответствует уровню таких стран, как Испания, Польша, Чехия, Венгрия, однако является вдвое меньшей по среднему значению этого показателя в странах ЕС (1,2%) и почти в четыре раза меньше, чем в наиболее обеспеченной научными кадрами среди европейских стран Финляндии (2,0%).

По некоторым научным направлениям на счет кадрового потенциала наша страна является одной из самых сильных. Так, имея уникальный кадровый корпус в отрасли информационных технологий, Украина может быть в этом направлении конкурентоспособной на мировом рынке, однако этот потенциал не используется не только в отрасли программирования, а и для интегрирования страны в мировое информационное пространство, тогда как западные страны создают условия для привлечения наших молодых специалистов именно этого направления.

В отличие от стран ЕС, где большинство ученых и инженеров, которые совершают исследования и разработки, работают в промышленности, в Украине такие специалисты сосредоточены преимущественно в научно-исследовательских учреждениях. В них работает 90,3% докторов и кандидатов наук. Остальные являются работниками конструкторских организаций, исследовательских заводов, проектных и проектно-поисковых учреждений, высших учебных заведений.

Основной причиной сокращения численности научных структур и оттока квалифицированных работников из научной сферы и ныне остается брак в финансировании этой сферы.

Характерным признаком современной науки и направления в будущее является гуманизация исследований и в связи с этим рост капиталовложений в человеческий фактор и исследование его развития. Приоритетными направлениями развития науки и техники до 2006 г. предусмотрены реализацией специальных исследований, посвященных человеческому потенциалу страны, его здоровью, культуре, образованию, условиям сохранения и дальнейшего роста. Значительная роль в стратегическом развитии науки будет принадлежать социально-гуманитарным дисциплинам, обогащению духовных, политических и морально-этических знаний ученых, а также исследованиям, результаты которых должны благоприятствовать улучшению здоровья человека и охране среды. Такая тенденция должна быть присуща инновационной экономике, которая приходит на смену постиндустриальной. Она должна обеспечиваться соответствующими инвестициями в человеческий капитал.

Анализ структуры научно-технологических направлений разработок показывает, что часть технологического содержания их как носителей новых знаний в общем количестве на продолжении 1995-2004 гг. резко уменьшалась. Многие из них касаются иных направлений научных исследований, направленных в целом на создание новых видов продуктов, изделий и услуг.

Далеко не ведущую роль в этих разработках занимают новые технологии, особенно изобретения как инновации, которые, по сути, должны быть почвой революционных технологических преобразований. По статистике, количество разработок в отрасли новой техники и технологии уменьшилась сравнительно с 1991 г. почти в 4 раза.

Приблизительно такими темпами происходит и внедрение технологических инноваций в производство. На протяжении нескольких лет самыми низкими темпами внедрялись такие направления научно-технического развития, как малоотходные, ресурсосберегающие и безотходные технологии. Сравнительно с 1991 г. почти в шесть раз снизились темпы внедрения роботизированной техники, финансирования научных и научно-технических разработок.

Оно еще не приобрело в нашей стране прогрессивных программно-целевых форм. Часть приоритетных разработок, которые реализуются по научно-техническим целевым программам и сосредоточивают в себе самые прогрессивные знания, направленные на прорыв в технико-экономическом развитии производства, также уменьшается.

Факторы, которые определяют состояние и основные направления трансформации научной системы:

§ структура научного комплекса (по формам, распределению, секторами науки);

§ кадровая составляющая (уровень подготовки кадров с высшим образованием и научных кадров: количество, структура, сферы использования);

§ состояние финансового обеспечения (источники финансирования, объемы и удельный вес в ВВП, структура инвестирования НДДКР по источникам поступлений и распределений между секторами науки);

§ уровень материально-технического обеспечения научной сферы (материальная и техническая вооруженность исследований и ученых);

§ результативность научно-исследовательской деятельности (количество, эффективность и уровень внедрения их и т.п.).



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Научная и научно-техническая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная и научно-техническая деятельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)