Приоритеты развития науки и техники
Основой для выбора приоритетных направлений развития науки и техники является комплексный прогноз социально-экономического и научно-технического развития Украины с обязательным анализом разных его вариантов и использованием выводов государственной экспертизы, независимых экспертов и гражданского обсуждения. Верховная Рада Украины по представлению правительства постановляет перечень приоритетных направлений развития науки и техники и национальных научно-технических программ с одновременным рассмотрением вопросов ресурсного обеспечения для их реализации. Правительство Украины относительно каждого приоритетного направления развития науки и техники определяет государственные органы и научные учреждения, которые разрабатывают концепцию направления с очертанием целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве вследствие его реализации и обосновывают необходимые для этого расходы. Концепция рассматривается правительством, и после ее одобрения является основой для формирования государственных научно-технических программ по проведению научных исследований, создание и освоение новых видов техники и технологии. Национальные научно-технические программы формируются с учетом долгосрочных интересов развития материальной и духовной культуры народа Украины и направлены на развязку общественных проблем. Основным способом реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники является государственные научно-технические программы, которые формируются и реализовываются на основе целевых проектов и разработок. Государственная целевая программа представляет комплекс взаимосвязанных задач и способов, которые направлены на развязку важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики либо административно-территориальных единиц, осуществляется с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласовании относительно терминов исполнения, состава исполнителей, ресурсного обеспечения. По направленности государственные целевые программы делят на: § экономические, которые направлены на развязку комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, создание новых производств, развитие производственной кооперации; § научные, целью которых является обеспечение исполнения фундаментальных исследований в отрасли природных, общественных и технических наук; § научно-технические, которые разрабатываются для развязки важнейших научно-технических проблем, создания принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; Относительно каждой из государственных научно-технических программ правительство страны назначает руководителей, предоставляет им необходимые полномочия, в частности право распоряжаться ресурсами. Украина не принимает участие в разработке и совершении межгосударственных научно-технических программ на основе многосторонних или двусторонних договоров и соглашений, предусматривая выделение для этой цели бюджетных средств.[5;169] Статьей 7 закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» предусмотрены такие направления их развития на период до 2006 г.: 1) фундаментальные исследования по важнейшим проблемам природных, общественных и гуманитарных наук; 2) проблемы демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования гражданского общества; 3) сохранение окружающей среды; 4) новейшие биотехнологии; диагностика и методы лечения самых распространенных болезней; 5) новые компьютерные способы и технологии информатизации общества; 6) новейшие технологии в энергетике, промышленности и агропромышленному комплексу; 7) новые вещества и материалы. Основными инновационными проектами, которые планируются в ближайшее время, являются: § проведение селекционной работы с микроорганизмами – продуцентами пищевых кормовых продуктов и биологически активных веществ для поддержки и улучшения ее биосинтетических способностей и поиск новых штаммов микроорганизмов с промышленными качествами; § разработка технологии бетаина – лечебно-профилактического средства и пищевой добавки – с отходов спиртопроизводства; § разработка энергосберегающей технологии производства биотоплива из растительного сырья; § разработка технологий создания биологически активных препаратов из морепродуктов. Инновации нынче становятся основным средством увеличения прибыли субъектов хозяйствования за счет удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных расходов сравнительно с конкурентами. Относительно теории управление инновации является как адаптивной реакцией системы на смену условий внешней среды, так и способом повышения эффективности использования внутренних резервов. В общепринятом значении инновации – это результаты научных исследований и разработок, способные улучшить технические, экономические, потребительские характеристики имеющейся продукции, процессов, услуг или стать основой новой. Инновации в объединении с профессиональным менеджментом в современной мировой экономике становятся основой улучшения конкурентоспособности продукции, способов и механизмов управления технологичными, социальными процессами. В промышленно развитых странах, от 75% до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Нововведения – прогрессивная новация, задействована в динамике, новое для организационной системы, которая принимает и использует его. Слова инновация и нововведение по сути идентичны, это - комплексный процесс создания, расширения и использования того нового, что способствует развитию и повышению эффективности работы компаний. В то же время нововведения составляют не только продукт деятельности, а этот процесс (внедрение), а новация – это объект инновационной деятельности, то, что нужно внедрить и использовать. В начале ХХΙ ст. мировая экономика стремится сформировать новую парадигму научно-технического развития. Ее составляющими выступают: - тесная взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиления социальной ориентации новых технологий; - глобальный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг; - формирования экономики знаний. В мировых рейтингах конкурентоспособности, которые составляет международная организация «Мировой экономический форум», Украина находится в восьмой десятке: в 2002 г. по общему индексу конкурентоспособности Украина занимала 77 место, по индексу технологий – 72, по субиндексу развития информационно-коммуникационных технологий – 67. В 2002 г. ее позиции снизились по общему индексу на 9 пунктов сравнительно с 2001 г., такая же тенденция наблюдалась и в 2003 г. В результате ускорения технологического прогресса происходит информационная революция, которая расширяет масштабы революции технологичной. Приблизительно из ста прогнозных технологий было отобрано 10 прорывных, которые прибывают на разных стадиях разработки и имеют большое значение для развития экономики в ближайшее десятилетие и дальнейшие периоды: 1) портативные информационные устройства, которые объединяют возможности персонального компьютера, доступа в Интернет, получение телевизионного изображения и телефонной связи; 2) топливно-аккумуляторные автомобили, т.е. автомобили с «гибридными» двигателями, для которых будет использоваться водно-кислородное топливо и электроэнергия; 3) Торговля с помощью Интернет. 4) возникновения стиля жизни, связанного с использованием способов информатики и Интернета во всех его аспектах – работе, обучении, совершении закупок; 5) появление «виртуальных секретарей» - интеллектуальных компьютерных программ высокого уровня, которые дают возможность решать многочисленные проблемы и ориентироваться во множестве информации; 6) генетически измененные организмы; 7) компьютеризированное медицинское обслуживание; 8) альтернативные источники энергии; 9) интеллектуальные, мобильные работы. Следующее поколение промышленных роботов будет способно воспринимать внешнюю среду, принимать сложные решения и самообучаться; 10) компьютеризированное управление производством зерновых культур с учетом земельных условий. Приоритетные направления научно-технического инновационного развития Украины: 1) Создание и массовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; 2) Использование перспективных информационных и электронных технологий, средств информатики и систем связи; 3) Разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, отраслей легкой и пищевой промышленности, производство лекарств; 4) Создание научных основ охраны здоровья населения, разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний; 5) Развитие конкурентоспособности технологий в самолетостроении, ракетно-космическом комплексе, судно- и автомобилестроении, в производстве военной техники. Отличительной чертой новой инновационной фазы развития человечества является повышенное внимание к знаниям, поскольку они все больше проявляют себя как непосредственная продуктивная сила. В социальном плане ожидается, что наукоемкие технологии будут способствовать укреплению демократических процедур принятия решений, повышению эффективности управления и непрерывному обучению членов общества на протяжении всей жизни. Главным направлением выявления политической воли законодательства и исполнительной власти на текущую и среднесрочную перспективу следует считать разработку и реализацию инновационной политики как составляющей общей экономической политики с приоритетностью развития инновационной среды. Обеспечение устойчивого экономического развития возможно лишь при условии проведения активной инновационной политики с учетом интересов субъектов этого процесса и осведомления ими ответственности за долю государства и ее место в мировом содружестве. Инновационная деятельность будет эффективна лишь тогда, когда будет учитываться такой важный фактор, как государственное регулирование, которое дополнит действие рыночных регуляторов (спроса и предложения, конкуренции) в отраслях науки и техники, поскольку оно является фундаментом современных инноваций. В Украине рыночные формы управления инновационной деятельностью находятся на начальном этапе развития. Еще и до сих пор распространена практика использования административного направления финансовых потоков, которое тормозит процесс развития предприятия. Требует усовершенствования система управления инновационной деятельностью в первую очередь на основе четкого распределения функций между распорядителями средств, предназначенных для их развития, расширения масштабов программно-целевого управления, создания сети внебюджетных фондов, условий для использования рискованных средств инновационной инфраструктуры, а также предоставление широких полномочий Министерству образования и науки Украины в отрасли инновационной реализации приоритетных направлений развития науки и техники. Инновационная политика Украины должна основываться не на традиционной схеме «государство-бизнес», а строиться по схеме «правительство - региональная администрация - бизнес». Правительство разрабатывает свои направления технологической политики, которые соответствуют общегосударственным целям (например, технологическая реструктуризация транспортного и топливно-энергетического комплексов, создания единого информационного пространства). Но поскольку инновационная экономика – это, прежде всего гибкая, динамичная структура, разработка и совершение инновационной политики можно воплотить сначала на региональном уровне. Важнейшими шагами в этом направлении должны стать формирование новой модели регионального развития, смена транспортной политики государственного центра, которая стимулировала бы инновационные процессы, и максимальное использование внутренних ресурсов развития регионов.
Заключение
Таким образом, научно-технический прогресс оказывает позитивное влияние на равномерный экономический рост на любом этапе развития. В состоянии рецессии экономическая политика должна быть направлена на возрождение благодаря технологическим изменениям экономического потенциала более быстрыми темпами. В состоянии инфляционного развития технологические изменения особенно желанны, поскольку именно они могут увеличить реальный ВВП и таким образом уменьшить инфляцию. Так научно-технический прогресс может стать мощным антиинфляционным средством. Эти выводы очень важны для формирования экономической политики Украины, поскольку возможность выхода из кризиса нашей страны еще и до сих пор недостаточно связывается с обязательным внедрением всех достижений научно-технического прогресса. Украина должна развязать неотложные задачи в сфере развития инновационной и научно-технической деятельности. Их реализация позитивно будет влиять как на достижения экономической стабилизации, так и на обеспечение экономического развития на новой технологической и технической основе.
Список использованной литературы
1. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки, - Київ «Знання Прес» 2000, с. 9-10; с. 124-136; 2. Стеченко Д.М. Державне регулювання економіки, - Київ 2000 с. 120-121; 3. Михасюк Л., Мельник А., Крупка М., Залога З. Державне регулювання економіки, – Київ 2000 «Атіка» с. 328-338; 4. Чистов С.М., Никифоров Л.Є., Куценко Т.Ф. та ін. Державне регулювання економіки, – Київ, 2000 с. 156-169; 5. Федулова Л.І. Інноваційна економіка, – Київ, «Либідь» 2006, с. 80-91; с. 168-172.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |