Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государства в экономике



2019-07-03 276 Обсуждений (0)
Роль государства в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Советском Союзе государство полностью контролировало всю легальную экономику, выступая в роли единственного хозяина, заказчика, производителя и работодателя. После проведения рыночных реформ на рубеже 90-х годов ситуация изменилась. Государство перестало быть собственником значительной части факторов производства, инициировав процесс приватизации (см. 2.3 ). В результате ситуация в России стала в общих чертах соответствовать сложившейся в большинстве экономически развитых стран мира практике.

Практически везде в мире государство отказалось от классической либеральной схемы невмешательства в экономику. Наоборот, в наши дни именно экономическая сфера считается едва ли не самой существенной для жизни каждого общества. В такой ситуации государство не имеет права устраняться от участия в экономической жизни, тем более, что только оно обладает механизмами, позволяющими координировать взаимодействие экономики и других сфер общественной жизни.

Государство использует различные методы регулирования экономической жизни. Оно корректирует правила функционирования и взаимодействия субъектов экономических отношений и, опираясь на свое исключительное право принуждения, осуществляет контроль за их соблюдением. В случае нарушения установленного государством законодательства оно вправе применить предусмотренные санкции. В определенных ситуациях государство прямо выходит на рынок в качестве одного из его субъектов, осуществляя в лице госпредприятий производство определенных видов товаров и услуг. Государственное регулирование экономики допустимо в тех ситуациях, когда в силу тех или иных причин для этого недостаточно рыночных отношений. Обычно это связано с экстраординарными ситуациями (война, чрезвычайное бедствие), когда государство через созданные чрезвычайные органы (министерство вооружений, военно-промышленные комитеты) напрямую координирует деятельность субъектов экономики.

В обычной ситуации (без войн и чрезвычайных положений) государство принимает на себя деятельность в сфере общественных интересов, в частности, предоставляя так называемые общественные блага . Общественные блага характеризуются неконкурентностью (потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами), неисключаемостью (ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно) и неделимостью (благо нельзя разложить на отдельные единицы), обычно их производство является коммерчески невыгодным. Примерами общественных благ, предоставляемых государством, могут служить общественная безопасность и национальная оборона. Выгоды от их существования в равной мере получает каждый, живущий в государстве, вне зависимости от уплаченных налогов или иных факторов.

Государство обязано вмешиваться в экономику и в тех случаях, когда действие естественного рыночного механизма приводит к отрицанию самой сути рынка, как происходит, например, в случае возникновения монополий (см. 2.4 ). Государство принимает и применяет антимонопольное законодательство, а также законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая этим конкуренцию на рынке.

Государство также вмешивается в экономику тогда, когда побочные эффекты рыночной деятельности начинают представлять угрозу благополучию общества. Классическим примером подобного может служить загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности (см. 1.8 ). Задача государства в данном случае сводится к принятию регулирующих мер, понуждающих субъекты хозяйственной деятельности нести непроизводительные с их точки зрения расходы на природоохранную деятельность.

Сильным инструментом влияния на экономическую ситуацию является налоговая политика. Вводя новые налоги (см. 2.13 ), изменяя размер существующих и вводя те или иные налоговые льготы, государство способствует развитию той или иной отрасли или стимулирует потребление. Традиционно важным механизмом являлись таможенные пошлины (налог на товары, ввозимые из-за границы), позволявшие защищать отечественных производителей и стимулировать развитие стратегически важных отраслей. Однако с вступлением России во Всемирную торговую организацию, ставящую своей целью распространение принципов свободной торговли, этот механизм уходит в прошлое.

Государство оказывает влияние на экономику при проведении денежной политики, то есть политики по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение несет центральный банк (см. 2.6 ) страны, регулирующий, в частности, ставку банковского процента. С ее помощью он либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство, представляющее интересы общества в целом, выполняет функции гаранта экономической стабильности. Однако ему следует избегать избыточного вмешательства в рыночные отношения. Мелочный контроль за экономикой может негативно сказаться на положении дел в экономике. Чем больше государство контролирует экономику, тем больше возможности для злоупотреблений со стороны чиновников. Бюрократизация принятия решений и экономическая некомпетентность чиновников также могут иметь самые тяжелые последствия. Поэтому каждый раз, когда государство берется руководить экономикой, его руководители обязаны взвешивать все «за» и «против».

 

Налоги

 

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Основой налоговой системы являются налоги и сборы .

Налоги – денежные суммы, регулярно взимающиеся государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Это старейший исторически сложившийся источник финансирования деятельности государства.

Сборы – денежные суммы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из главных условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий (например, выдачи охотничьей лицензии). В современной России к сборам относятся все виды государственной пошлины, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, таможенные сборы.

Взимание налогов и сборов регулируется законодательством, в России – отдельными положениями Конституции и Налоговым кодексом. В частности, статья 57 Конституции устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

В XVIII веке английский экономист Адам Смит установил принципы, на которых должно базироваться эффективное налогообложение:

налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами плательщиков;

размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

каждый налог должен быть спланирован так, чтобы он брал из карманов налогоплательщиков возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству.

Налогообложение выполняет несколько важных функций. Первая и основная – фискальная (пополнение государственного бюджета), а кроме того, стимулирующая (поддержка тех или иных экономических процессов через систему налоговых льгот), распределительная (перераспределение доходов от более богатых более бедным), контрольная (контроль финансовых потоков).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Обычно это экономические категории: прибыль, доходы, имущество, передача собственности. В прошлом объектами налогообложения могли быть, например, общественные туалеты, части тела (борода), факт отсутствия детей. Другими обязательными элементами налога являются: налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы), налоговый период (период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Все налоги делятся на прямые и косвенные . Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги представляют собой надбавки к цене товара или услуги.

При налогообложении различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Ставка пропорциональных налогов всегда пропорциональна доходу, с которого он берется, ставка прогрессивных налогов увеличивается, если увеличивается доход, а ставка регрессивного налога с увеличением дохода уменьшается.

В Российской Федерации налоги делятся на федеральные (перечисляются в государственный бюджет), региональные (перечисляются в бюджеты субъектов федерации) и местные (перечисляются в местные бюджеты). Среди важнейших налогов: налог на добычу полезных ископаемых (прямой налог в федеральный бюджет), налог на добавленную стоимость (косвенный налог в федеральный бюджет), налог на доходы физических лиц (прямой налог в федеральный бюджет).

О правах и обязанностях налогоплательщиков см. 5.19 .

 



2019-07-03 276 Обсуждений (0)
Роль государства в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государства в экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)