Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные реформы Наполеона Бонапарта. Органический сенатус-консульт Конституции XII года Республики (1804 г.) Государственный строй Первой империи.



2019-08-13 3691 Обсуждений (0)
Государственные реформы Наполеона Бонапарта. Органический сенатус-консульт Конституции XII года Республики (1804 г.) Государственный строй Первой империи. 5.00 из 5.00 3 оценки




 

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший законодательный власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директория. Директория окончательно утратила свой авторитет. Армия -стержневой элемент и опора государственной власти.

По методам осуществления власти и по своей социаль­ной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Установлен авторитарный, откровенно анти­демократический режим. Генерал Бонапарт (первый консул) предложил такую организацию "республиканской" государственной власти, которая открывала простор для его честолюбивых политических замыслов. Новая конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799 г. В Конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась диктатура генерала Бонапарта.

С чисто популистскими целями Бонапарт ввел во Франции своеобраз­ное "всеобщее" избирательное право. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в из­брании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе).        

Само комплектование государственных органов прохо­дило на основе сложной системы кооптации, назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт по существу ликвидировал характерную для рес­публиканского строя выборность государственных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы являлось правительство, которое выступало в виде колле­гии из 3-х консулов. Фактически правительство не было коллегиальным органом, поскольку первый консул обладал особым статусом. Конституция содержала общее положе­ние о выборах консулов на 10 лет (с правом переизбрания), но она непосредственно определяла, что 1-м консулом является "гражданин Бонапарт". Перво­му консулу принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офице­ров. Кон­ституция практически отказалась от концепции разделе­ния властей, легально установив на республиканской почве режим личной власти.

Наполеон предусмотрел в Конститу­ции расщепление законодательного процесса: Государственный совет по указанию и под руководством правительства со­ставлял и предлагал законопроекты, которые затем посту­пали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законо­проекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вно­сить их в Законодательный корпус. Члены Законодатель­ного корпуса уже не могли обсуждать законопроект, а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направ­лен первым консулом в Охранительный сенат, который одоб­рял его или отменял как неконституционный. Наконец, за­кон вновь возвращался к первому консулу, который подпи­сывал и обнародовал его.

Бонапарт развернул широкие за­конодательные и кодификационные работы, нередко при­нимал в них непосредственное участие. Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для экономических и социальных преобразований, начало которым было положено еще революцией 1789 - 1794 гг.

Конституция 1799 г. отказалась от выборности департаментской и ком­мунальной администрации. Местные чиновники всецело за­висели от центральной администрации: в департаментах пер­вый консул назначал префектов, в округах и общинах - супрефектов и мэров.

В качестве "гарантии" от злоупот­реблений всесильной администрации Конституция преду­смотрела право Государственного совета издавать распоря­жения, относящиеся к деятельности публичной админист­рации, "разрешать затруднения, возникающие в админист­ративной деятельности".

Руководствуясь принципом, что "никто не может быть судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при пре­фектах, всемогущих главах местной администрации, специ­альные Советы префектур, наделенные правом рассматри­вать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административ­ной юстиции.

Первая империя. Конституция 1799 г., предоставив первому консу­лу всю полноту власти. Органический сенатус-консульт 1804 г. во Франции юридически оформил установление Первой империи, поскольку, именуя Францию официально республикой, он вверил управление страной Наполеону с титулом императора французов. Этот титул передавался по наследству.

Развитие личной власти Бонапарта привело к качественным изме­нениям в форме государственного строя Франции, которая преврати­лась в своеобразную монархию (империю). Личность Наполеона ассоциирова­лась в глазах французов с правительством, с армией, с го­сударством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба фран­цузского государства. Установление монархического строя со­провождалось созданием императорского двора. Родствен­ники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.

Государство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чинов­ников императора.

В соответствии Конституцией исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов, но реальная власть сосредоточилась у первого консула – Наполеона, который был фактическим диктатором. Он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота, обладал

 монопольным правом законодательной инициативы, назначал уголовных, гражданских, мировых судей. Два других консула имели совещательные полномочия.

 Законодательная власть:

 – сенат;

 – государственный совет;

 – трибунат;

 – законодательный корпус.

 Сенат – состоял из 24 сенаторов, избираемых пожизненно, имеющих возраст не менее 40 лет. В его компетенцию входил выбор членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов, осуществлял конституционный надзор.

 Государственный совет – состоял из 30–40 человек, назначаемых 1-м консулом, осуществлял административный надзор, составляли законопроекты.

 Трибунат – состоял из 100 трибунов, возрастом не менее 25 лет, срок полномочий 5 лет. Осуществлялось ежегодное обновление Трибуната на 1/5. Осуществлял обсуждение законопроектов, отклонял их, производил первичное утверждение.

 Законодательный корпус – состоял из 300 депутатов, возрастом не менее 30 лет. Осуществлял тайное голосование без обсуждения по законопроектам.

 Судебная власть:

 – кассационные суды;

 – апелляционные суды;

 – высшие суды;

 – низшие суды.

Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и же­сткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промыш­ленной, фискальной, военной и карательной политики.

 Министерства:

 – финансов;

 – полиции;

 – юстиции;

 – внутренних дел;

 – иностранных дел и др.

 Местное управление осуществляли департаменты и коммуны.

 В 1802 г. Наполеон Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало восстановление монархии.

 Католицизм был признан государственной религией. Основными рычагами централизованной императорской власти была армия, ставшая профессиональной, полицейская система, церковь, бюрократия.


 



2019-08-13 3691 Обсуждений (0)
Государственные реформы Наполеона Бонапарта. Органический сенатус-консульт Конституции XII года Республики (1804 г.) Государственный строй Первой империи. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Государственные реформы Наполеона Бонапарта. Органический сенатус-консульт Конституции XII года Республики (1804 г.) Государственный строй Первой империи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)