Государственные реформы Наполеона Бонапарта. Органический сенатус-консульт Конституции XII года Республики (1804 г.) Государственный строй Первой империи.
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший законодательный власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директория. Директория окончательно утратила свой авторитет. Армия -стержневой элемент и опора государственной власти. По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Установлен авторитарный, откровенно антидемократический режим. Генерал Бонапарт (первый консул) предложил такую организацию "республиканской" государственной власти, которая открывала простор для его честолюбивых политических замыслов. Новая конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799 г. В Конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась диктатура генерала Бонапарта. С чисто популистскими целями Бонапарт ввел во Франции своеобразное "всеобщее" избирательное право. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Само комплектование государственных органов проходило на основе сложной системы кооптации, назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов. Основным стержнем всей конституционной системы являлось правительство, которое выступало в виде коллегии из 3-х консулов. Фактически правительство не было коллегиальным органом, поскольку первый консул обладал особым статусом. Конституция содержала общее положение о выборах консулов на 10 лет (с правом переизбрания), но она непосредственно определяла, что 1-м консулом является "гражданин Бонапарт". Первому консулу принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров. Конституция практически отказалась от концепции разделения властей, легально установив на республиканской почве режим личной власти. Наполеон предусмотрел в Конституции расщепление законодательного процесса: Государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в Законодательный корпус. Члены Законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект, а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направлен первым консулом в Охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его. Бонапарт развернул широкие законодательные и кодификационные работы, нередко принимал в них непосредственное участие. Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для экономических и социальных преобразований, начало которым было положено еще революцией 1789 - 1794 гг. Конституция 1799 г. отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах - супрефектов и мэров. В качестве "гарантии" от злоупотреблений всесильной администрации Конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Руководствуясь принципом, что "никто не может быть судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при префектах, всемогущих главах местной администрации, специальные Советы префектур, наделенные правом рассматривать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административной юстиции. Первая империя. Конституция 1799 г., предоставив первому консулу всю полноту власти. Органический сенатус-консульт 1804 г. во Франции юридически оформил установление Первой империи, поскольку, именуя Францию официально республикой, он вверил управление страной Наполеону с титулом императора французов. Этот титул передавался по наследству. Развитие личной власти Бонапарта привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, которая превратилась в своеобразную монархию (империю). Личность Наполеона ассоциировалась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства. Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п. Государство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чиновников императора. В соответствии Конституцией исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов, но реальная власть сосредоточилась у первого консула – Наполеона, который был фактическим диктатором. Он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота, обладал монопольным правом законодательной инициативы, назначал уголовных, гражданских, мировых судей. Два других консула имели совещательные полномочия. Законодательная власть: – сенат; – государственный совет; – трибунат; – законодательный корпус. Сенат – состоял из 24 сенаторов, избираемых пожизненно, имеющих возраст не менее 40 лет. В его компетенцию входил выбор членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов, осуществлял конституционный надзор. Государственный совет – состоял из 30–40 человек, назначаемых 1-м консулом, осуществлял административный надзор, составляли законопроекты. Трибунат – состоял из 100 трибунов, возрастом не менее 25 лет, срок полномочий 5 лет. Осуществлялось ежегодное обновление Трибуната на 1/5. Осуществлял обсуждение законопроектов, отклонял их, производил первичное утверждение. Законодательный корпус – состоял из 300 депутатов, возрастом не менее 30 лет. Осуществлял тайное голосование без обсуждения по законопроектам. Судебная власть: – кассационные суды; – апелляционные суды; – высшие суды; – низшие суды. Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и жесткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промышленной, фискальной, военной и карательной политики. Министерства: – финансов; – полиции; – юстиции; – внутренних дел; – иностранных дел и др. Местное управление осуществляли департаменты и коммуны. В 1802 г. Наполеон Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало восстановление монархии. Католицизм был признан государственной религией. Основными рычагами централизованной императорской власти была армия, ставшая профессиональной, полицейская система, церковь, бюрократия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3691)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |