Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституция Италии 1947 года



2019-08-13 534 Обсуждений (0)
Конституция Италии 1947 года 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и италь­янского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило и без того напряженное внутриполитическое по­ложение в стране. Фашистская машина подавления уже не могла справиться с ростом народного движения. Не помогли и присланные Гитлером несколько тысяч гестаповцев. Кри­зис фашизма породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмеже­ваться от него путем отстранения от власти Муссолини.

Большой фашистский совет вскоре после высадки в июле 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резо­люцию об отставке Муссолини.

25 июля 1943 г. король пору­чил формирование правительства маршалу Бадольо, а Мус­солини был арестован.

Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организа­ции и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. На Юге страны существовало переходное правительство из военных и чиновников во главе с Бадольо, затем юг оказался занятым англо-американскими войсками. (Тогда же был образован Комитет нацио­нального освобождения, возглавивший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократ).

Партии антифашистской коалиции обра­зовали Временное правительство (коалиционное). В июне 1944 после эмиграции итальянского короля (передал трон принцу-наместнику), Бадольо ушел в отставку.

Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеров­ских захватчиков (была уничтожена Итальянская социальная республика Муссолини, которую он создал на северных землях, когда был освобожден из заключения нацистами). Он и его соратники были задержаны у швейцарской границы и 28 апреля 1945 казнены без суда и следствия.

Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Демокра­тические силы страны стремились покончить с остатками фашистского режима, выступали за создание демократиче­ского республиканского строя. Произошла переориентация реакционных правящих кругов на христианско-демократическую партию, что давало им возможность исполь­зовать влияние на верующих католиков поддерживающего эту партию Ватикана.

В июне 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме почти 13 млн голосов было подано за республику и почти 11 млн - за сохранение монархии.

Принявший месяц ранее престол молодой король Умберто III был вынужден эмигрировать.

Конституция 1947 г. и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (36% голосов), социали­сты (21%) и коммунисты (18%).

После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой, основанной на труде и народном суверенитете. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, ко­торые фактически ограничивают свободу и равенство гра­ждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономиче­ской и социальной жизни страны.

12 и 13 переходные положения запрещают восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, а также Савойской династии (королям, их супругам и их потомкам по мужской линии запрещается доступ на национальную территорию и пребывание здесь).

 

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан:

· равенство всех перед законом,

· равноправие граждан независимо от социальных, полити­ческих, национальных и иных различий,

· свобода личности и ее неприкосновенность,

· свобода собраний, союзов, поли­тических партий, слова, печати.

· Равенство всех религий (+ «государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, их отношения регулируются Латеранскими соглашениями» с Ватиканом, которые были подписаны еще Муссолини ранее)

· Социально-эконо­мические права: право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство муж­чины и женщины в экономической области, свобода проф­союзов и стачек, участие трудящихся в управлении пред­приятиями.

· Возможность национализации предприятий, имею­щих важное общественное значение (ст. 43; Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессив­ные преобразования не только в политической, но и соци­ально-экономической сферах).

· «Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров» (ст.11; 1947 Италия подписала Парижский мирный договор со странами-победительницами, по которому в течении 3 месяцев все иностранные войска были выведены с итальянской территории)

Система органов государственной власти

Двухпа­латный парламент. Высший орган законодательной власти.

· Нижняя палата - Палата депутатов – (по избирательным законам 1948 г.) выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Депутатом можно быть с 25 лет.

· Верхняя палата - Сенат - избирается по облас­тям Италии избирателями старше 25 лет. + Каждый бывший Президент является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого. Президент Республики может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями. Сенатором можно быть с 40 лет.

Палаты избираются на 5 лет, равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством. Совместные заседания – только в определенных случаях.

Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также др.институтам и органам + народ - путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта.

(Статья 72. Каждый законопроект, представленный в одну из палат, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой палатой, которая одобряет его постатейно и голосует в целом.)

Палаты:

1. разрешают объявить войну и облекают Правительство необходимыми полномочиями

2. амнистия и освобождение от наказания производятся законом, принимаемым большинством в 2/3 голосов членов, составляющих палаты

3. разрешают ратификацию международных договоров политического характера

4.  утверждают представляемые Правительством бюджет и закон об исполнении бюджета.

5. может проводить расследование по вопросам, представляющим государственный интерес.

 

Президент. Глава государства. Избирается на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет 2\3 голосов (после третьего голосования – большинством).

Полномочия:

1. верховное командование вооруженными силами,

2. назначения на высшие государственные должности,

3. право помилования,

4. представительство республики в международ­ных отношениях.

5. Он может на один месяц задержать всту­пление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства.

 

Правительство.

Состоит из председателя совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров.

Назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Правительство должно получить доверие обеих палат. Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием.

Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах из­давать декреты, имеющие силу закона.

 

Высший совет магистратуры - ор­ган по руководству судебной системой (зачисление на службу в магистратуру, назначение и перемещение магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры).

Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности за­конов и иных актов властей. Конституционный      контроль + рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению прези­дента и министров.

Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и на­значаются президентом и судьями (2/3).

 

+предусматривается Государственная администрация (ст. 97) и вспомогательные органы: Национальный совет экономики и труда (консультативный органом палат и Правительства), Государственный совет (консультативным органом в юридической и административной области + правосудие в административной сфере) и Счетная палата (предварительный контроль законности актов Правительства + последующий контроль исполнения государственного бюджета).

Административно-территорияальное деление

Италия делится на области, про­винции и общины.

Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные ор­ганы - областные и провинциальные собрания и муници­палитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмот­рела автономию областей с довольно широкой компетенци­ей местных органов. Однако их деятельность во многом кон­тролируется правительственными комиссарами. Провинци­альные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

 

 

Выбо­ры в парламент, 1948 г. Больше половины мест в парламенте получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выра­жающая интересы монополистической буржуазии и аграриев Италии.

Христианские демократы приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конститу­ции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности на­ционализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры.

С целью дальнейшего укрепления своих позиций хри­стианским демократам в 1953 г. удалось провести через парламент новый избирательный закон. По этому закону партия, собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест. Допускалось для этого и блокирование партийных списков кандидатов. Только если и в этом слу­чае не будет собрано абсолютного большинства голосов депутатские мандаты распределяются по пропорциональ­ной системе. Однако уже на выборах в том же году же­лаемый христианскими демократами результат не был достигнут, места в парламенте были распределены по пропорциональной системе, и в 1954 г. к ней пришлось вернуться. Доминирующее положение христианских де­мократов было поколеблено, и они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства "левого центра", в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, рес­публиканской и (несколько позже) социалистической пар­тии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (национализация за выкуп электроэнер­гетической промышленности, частичная аграрная рефор­ма и др.).

Многофракционность => очень частые правительственные кризисы. В 1972 г. первые в послевоенный период досрочные выбо­ры в парламент, после которых христианские демократы перешли к политике "правого центра", возглавляя прави­тельство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной исто­рии правительство было сформировано представителем рес­публиканской партии. Но христианские демократы сохра­няют позиции ведущей политической силы страны. Актив­ное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно ши­рокие слои населения.

В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влия­ния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народ­ную партию.

Произошли изменения и в избирательной системе: вме­сто пропорциональной введена смешанная и установлен по­рог представительства партий в палате депутатов - не менее 4% голосов избирателей.

Параллельно реформа местного самоуправления: расширение самостоятельности провинций и коммун. Они теперь имеют советы как исполнительные органы и председателей (в провинциях) или мэров (в коммунах).

 


 

58. Основные тенденции в развитии уголовного права Англии в XVIII-XX вв.

XVIII ВЕК

Английская буржуазная революция не привела к серьезным изменениям в уголовном праве. Земельную аристократию и верхушку буржуазии устраивали уголовно-правовые нормы, но совершенно не учитывались интересы предпринимателей. В то время уголовное право преимущественно регулировалось общим(чаще) или статутным правом.(реже) Некоторые действовавшие нормативно-правовые акты были приняты в глубоком средневековье.

Существовало 3 основных типа преступлений:

· тризн (измена)

· фелония (тяжкое уголовное преступление)

· мисдиминор (остальные, главным образом мелкие имущественные преступления).

 

Эта схема не изменялась до XIX века, только пополнялась новыми видами преступлений, особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония, и наказуемых смертной казнью и конфискацией имущества. К началу XVIII века - около 50 видов таких преступлений. К началу XIX в. около 200 видов.

В XVIII веке правящие круги стремились любыми средствами внушить обездоленным и трудящимся массам «уважение» к частной собственности, используя уголовное право. Использовались даже самые жестокие меры. В это время смертная казнь устанавливалась за

· умышленное ранение скота

· порубку садовых деревьев

· поджог посевов

· карманную кражу в церкви

· посылку письма с фиктивной подписью с целью вымогательства денег

· мелкую кражу и т. д.

В XVIII веке в Англии сохранились жестокие и чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как самого наказуемого, так и общества в целом. В 1752 г. был принят акт, в котором говорилось, что "смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими ужасами и особыми знаками бесчестия". Осужденного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем его рассекали на части. Применялись и такие наказания, как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т. д.

Либерализация карательной политики в Англии в это время осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов, стремившихся гарантировать себя от преследований со стороны короля и правительственной власти. Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного процесса. Например, вводилась норма, согласно которой копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому по крайней мере за 5 дней до судебного разбирательства дела. Обвиняемый получал право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него.

Борьба просвещенной верхушки общества за упрочение политических свобод в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявилась также в делах о так называемой «мятежной клевете». Такого рода обвинения правительственные власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций, содержащих критику государственных властей. В 1792 г. парламент издал специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать вопрос не только о самом факте опубликования "клеветнического" произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемого в соответствии со своими представлениями о политике и клевете.

XIX ВЕК

В начале XIX в. с утверждением капитализма английское уголовное право подвергается все более острой критике. Абсурдная свирепость английских законов в XVIII начале XIX в. приводила к тому, что присяжные часто оправдывали даже заведомо виновных лиц только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. Поэтому английский парламент провел в начале XIX в. Серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок:

– В 1817 г. было отменено публичное сечение женщин

– в 1816г. выставление у позорного столба

– в 1823-1827 гг. правительство Р. Пиля провело серию актов, резко сокративших применение смертной казни

– По Акту 1848 г. даже в случае "ведения войны против короля в его королевстве" назначалась не смертная казнь, а пожизненное заключение.

 

С 1826 по 1861 г. в Англии число преступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4.

В середине XIX в. были приняты и другие акты парламента, которые существенным образом реформировали уголовное право, придав ему по существу (но не по форме) уже современный вид.

Было отменено несколько сотен заведомо устаревших законов. Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. Тем самым стало неактуальным деление преступлений на фелонию и мисдиминор.

После 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значимые преступления.

В XIX веке произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел:

Ë В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого, заключенного в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела.

Ë Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины "общего права", согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец.

Но одновременно судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приговор без участия присяжных.

XX ВЕК

В XX веке проводится политика упрощения и модернизации уголовного права:

 

1945 г., была упразднена такая категория преступлений, как измена (тризн)

В 1948 году были отменены каторжные работы, и наиболее тяжелым видом наказания стало лишение свободы с различным режимом. Широкое распространение в Англии в качестве меры наказания получило условное осуждение, которое является эффективным способом социальной адаптации осужденного.

 

В 1965 г. создается Правовая комиссия для кодификации права Англии.

 

1967 год - Закон об уголовном праве - отмена деления всех преступлений на фелонию и мисдиминор.

Была введена новая классификация преступных деяний: прежде всего это выделение более серьезных преступлений, наказывающихся лишением свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений такая процедура ареста не предусматривалась.

 

Важным направлением реформ уголовного права являются гуманизация и оптимизация наказания. Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни: в 1969 г. была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство.

 

 

Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними перегрузки и медлительность самого судебного процесса потребовали во второй половине XX в. реформирования судебной системы.

 Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который:

Ë ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.)

Ë унифицировал деятельность судов соответствующих округов

Ë создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

 

Реформа судов 1971 г.- подбор присяжных осуществляется теперь не шерифами, как это было исторически, а подбирается чиновниками, назначенными лордом-канцлером.

1972 г. для присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы.

 

Все указанные выше изменения были консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, в так называемом суммарном порядке.

 

К 1985 г. был подготовлен проект уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности (так и не был принят).

С 1985 г. в Англии начала действовать система государственных обвинителей по наиболее важным уголовным делам.

 

В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.

 

При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе возросла роль полиции. Тем не менее, Законом 1994 г. «О полиции и доказательствах по уголовным делам» деятельность полицейских органов ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных данных.

 


 



2019-08-13 534 Обсуждений (0)
Конституция Италии 1947 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституция Италии 1947 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)