Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления



2019-08-13 3469 Обсуждений (0)
Современные инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления 5.00 из 5.00 5 оценок




Реализация административной реформы тесно связана с применением инновационных технологий в сфере государственного управления.

В общем виде под инновацией (от англ. innovation — нововведение) понимается создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения. При этом сущность инновации составляет деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению рутинных, неэффективных условий труда, управленческих структур, форм жизнедеятельности

Новые технологии государственного управления представляют собой совокупность логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях с использованием творческого потенциала людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и в конечном итоге — к реализации поставленных перед государством программных целей, закрепленных основным законом государства.

В соответствии с Концепцией административная реформа сводится к реализации мероприятий по 6 основным направлениям.

- управление по результатам. Целью его реализации является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах исполнительной власти и подведомственных государственным органам организациях. Предполагается, что достижение этой цели позволит более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повысить эффективность использования их ресурсов.

- стандартизация и регламентация. Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Это должно повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

- оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции. Оно призвано ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекратить избыточное государственное регулирование и обеспечить формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Для этого ставится цель оптимизации функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрения особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти.

-  повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Эти мероприятия направлены на преодоление информационной закрытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствия обратной связи с гражданами и организациями. Целями мероприятий по данному направлению являются повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Для этого предполагается разработать и внедрить механизмы раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений; проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти. Признается необходимым обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.

- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти. Целью реализации этих мероприятий является модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.

- обеспечение административной реформы.

Необходимо подчеркнуть, что проведение административной реформы в России основывается на научных достижениях в этой области, существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые были успешно реализованы в различных зарубежных государствах.

К ним относятся:

концепция нового государственного менеджмента (the New Public Management — NPM), составляющими которой являются такие направления, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: сетевого управления, реинжиниринга и др.; использование экономических методов регулирования; бюджетирование по результатам — приоритетное финансирование не столько содержания ведомств, сколько реализуемых ими программ в зависимости от степени их эффективности;

концепция электронного государства (деятельность государственных институтов по качественному обслуживанию граждан с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных веб-сайтах);

концепция «активизирующего государства» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление);

концепция «опережающего состояния» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернативности при выборе управленческих решений, публичности и открытости в деятельности органов государственной власти; социальной эффективности и др.) и др.

С точки зрения воплощения концепции нового государственного менеджмента (NPM) к новым технологиям, активно реализуемым в России, следует отнести следующие:

1. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти началось в 2003-2004 гг., когда были проанализированы 5634 функции органов исполнительной власти, из них признаны избыточными 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868.  В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 утверждена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

2. Проведение стандартизации и регламентации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван регулировать правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов федерации, органами государственных внебюджетных фондов, а также местными администрациями и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; на основании указанного закона разрабатываются административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

3. Внедрение технологии электронного правительства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; создание многофункциональных центров (МФЦ), выстроенных по сетевому принципу; реализация принципа «одного окна».

4. Реформирование государственной службы, внедрение новых кадровых технологий. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», которая предусматривает внедрение на государственной службе современных методов кадровой работы, а также повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, для чего предусматривается: введение системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе; проведение мониторинга общественного мнения о результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих на основе регулярных социологических исследований оценки качества и результативности профессиональной деятельности.

5. Совершенствование контрольно-надзорных функций. Как отмечается в литературе, слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, выраженными в решениях, нормах и требованиях; особое значение имеют технологии обратных связей, обеспечивающих достоверное отражение результатов управляющих воздействий.

В этой связи актуальной является реализация современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок и оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов.

6. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.

Показатели эффективности органов государственной власти субъектов федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

7. Мониторинг результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий. Мониторинг проводится по ряду направлений государственного управления.

8. Внедрение принципов открытого правительства, включая систему общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. При этом предусматривается обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Внедрение инструментария «российской общественной инициативы» предусматривает создание специализированного ресурса в сети Интернет для публичного представления предложений граждан.

При этом в случае, если предложение получит поддержку не менее 100 тыс. граждан России в течение одного года, оно будет разрабатываться в Правительстве РФ после проработки экспертной рабочей группой с участием представителей Федерального Собрания России и бизнес-сообщества. Успешным опытом по этому направлению деятельности является реализация принципа открытого правительства «Открытый регион» в Тульской области, а также в Московской области.

9. Внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 г. Оценка регулирующего воздействия (получившая в научной литературе название технологии «умного регулирования» — smart regulation) — это современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений.

Важной составляющей института ОРВ является возможность публичного обсуждения, что позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.

10. Управление по результатам, которое включает в себя следующие элементы: запуск системы стратегического планирования, программно-целевое планирование, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, были разработаны новые принципы бюджетирования, ориентированного на результаты, что означало приоритетную постановку целевых показателей для административных структур).

11. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социально-экономической сфере. Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

12. Создание федеральной контрактной системы, которая позволила бы сделать проведение государственных закупок для государственных и муниципальных нужд более прозрачными. Для этого принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующий правоотношения в области обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, а также экономии бюджетных средств в этой сфере; и, что важно, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок.

13. Технологии противодействия коррупции. Правовой основой внедрения антикоррупционных технологий являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие нормативные правовые акты, целью которых является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Кроме того, Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение в государственное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий будет способствовать противодействию коррупции.


 



2019-08-13 3469 Обсуждений (0)
Современные инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Современные инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)