Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность местного самоуправления: принципы и признаки



2019-08-13 482 Обсуждений (0)
Сущность местного самоуправления: принципы и признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




В Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя. Конституционное признание местного самоуправления соответствует требованию Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), согласно которому принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признание местного самоуправления законодательством Российской Федерации свидетельствует о понимании государством необходимости внедрения различных форм управления, обеспечивающих приближение власти к населению, создающих баланс государственных и местных интересов. Конституция РФ (глава 8) не только признает, но и гарантирует местное самоуправление.

Государственные гарантии местного самоуправления призваны обеспечить населению муниципального образования, органам местного самоуправления беспрепятственное управление местными делами. Так, Конституция РФ гарантирует: самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); учет мнения населения при изменении границ муниципального образования (ч. 2 ст. 131); формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132).

Сущность местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и отвечать за их последствия.

Становление и развитие в современной России местного самоуправления и его правовых основ, насчитывающее несколько этапов:

Первым этапом период с 1990-1993 гг. – период образования российского государства с абсолютно новой политической, экономической, социальной системами. В начале 90-х годов активно пошел процесс формирования правовой базы местного самоуправления на уровне союзных республик.

Ключевым событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. Она признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне, что нашло отражение в главе 8 Конституции России.

Вторым этапом период 1993-1994 гг. введение федеральным центром единую для всех регионов систему распределения федеральных налогов взамен существовавших ранее дифференцированных ставок.

Третий этап реформ – период с 1995 по 1998 гг. В это время были приняты и введены в действие Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот акт должен был инициировать развитие местного самоуправления, поскольку он, во-первых, определил сферу соответствующего нормотворчества субъектов Федерации, назвал те законы, которые им надлежало принять; во-вторых, оставил субъектам Российской Федерации возможность развивать и дополнять федеральное регулирование по некоторым вопросам. Данный нормативный акт закрепил новую дефиницию местного самоуправления, определив его как признаваемую и гарантированную Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

25 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, закрепил основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Большое влияние на дальнейшее развитие института местного самоуправления также оказал Федеральный закон №25 «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятый в 1998 г., который закрепил основные права, обязанности и гарантии муниципальных служащих.

Четвертый этап – период с 1999 по 2002 гг., когда вступили в силу Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Эти документы имеют большое значение для реформирования бюджетных отношений и становления местного самоуправления в России.

Налоговый кодекс РФ (ч. 1) закрепил перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Это важный этап, так как именно налоги составляют основу доходной части бюджета любого уровня.

Бюджетный кодекс РФ ввел обязательность ежегодной разработки местной администрацией прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (ст. 173), среднесрочного финансового плана муниципального образования (ст. 174), необходимых для составления проекта бюджета муниципального образования, возможности разработки долгосрочных целевых программ муниципального образования (ст. 179), а также ведомственных целевых программ (ст. 179.3), однако концепция относительно независимой финансовой системы на местном уровне отсутствовала.

Особое значение в реформировании местного самоуправления имел ввод в действие Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его основными целями стали: обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения; повешение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за ненадлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции; усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В Законе было приведено наиболее емкое и правильное,

 местного самоуправления - формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных.

Принципы:

1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения,

2. организационное обособление МСУ в системе управления обществом и государством,

3. многообразие организационных форм осуществления МСУ,

4. соразмерность полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам,

5. обусловленность и целенаправленность,

6. эволюционные изменения,

7. учет национальных особенностей,

8. эффективности и приближенности органов местного самоуправления к населению названы в качестве основополагающих в преамбуле Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.

Основные признаки местного самоуправления, т.е. критерии, применение которых позволит отличать его от других видов территориального управления.

1. Наличие и функционирование местных представительных органов (городские советы, думы, собрания), обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

2. Выборность местных органов власти, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления.

3. Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

4. Возможность организационной и экономической обособленности территориального образования.

5. Ответственность органов МС за принимаемые решения (перед населением, государством, хозяйственными структурами).

 



2019-08-13 482 Обсуждений (0)
Сущность местного самоуправления: принципы и признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность местного самоуправления: принципы и признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)