Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Академический период развития российской юридической науки.



2019-08-13 1362 Обсуждений (0)
Академический период развития российской юридической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок





Данный период характеризуется конкретными и действенными мерами по формированию в России научных и образовательных учреждений, что было вызвано острым дефицитом в специалистах в области естественных, технических, политических, юридических, медицинских и иных наук.

Петр является первым основоположником Академии Наук, которая стала, после его смерти, приобретать в глазах народа и власти авторитет и уважение. Данная академия является первым государственным образовательным учреждением, где осуществлялась подготовка специалистов в самых разных областях. На данном этапе больше внимание уделялось подготовке молодых специалистов, ибо дефицит в них возрос до предельного уровня.

Как известно, в академии не было своих собственных специалистов, которые могли бы преподавать, развивать российскую правовую науку, передавать свои знания другим, обучать молодых. В связи с этим необходимо было вести деятельность по приглашению соответствующих специалистов из-за границы В связи с этим при Академии были образованы университет и гимназия. Большое внимание в тот период придавалось подготовке юридических кадров и совершенствованию законодательства.

Вместе с тем попытка поднять юридическую науку и образование до западноевропейского уровня таким путем оказалась несостоятельной. Приглашенные профессора не знали ни русского языка, ни российского законодательства. Большая часть слушателей не горела желанием получать университетское образование.Иностранными докторами и профессорами не был обеспечен сколько-нибудь заметный прорыв и на научном фронте. Иностранцы, заседавшие в Академии наук или преподававшие в университетах, не были склонны обогащать правовую науку разработкой проблем российского законодательства и практики его совершенствования, равно как и вести поиск славных страниц истории Русского государства и права.

Все достижения российской правой науки в XVIII в., составляющие ее наиболее славные страницы, подготовлены силами отечественных исследователей.

Говоря о попытке поднять уровень российской юриспруденции до западноевропейского уровня, то нужно отметить, что никакие профессора не смогут помочь в этом своими работами. Дело в том, что западноевропейская правовая мысль развивалась тысячелетиями: она берет своё начало ещё со временем Древнего Рима. Многие ученые подтверждали, что Римское право - это писанный разум. Российская юридическая наука не имеет таких глубоких корней, и дойти до уровня западной юриспруденции за несколько лет - невозможно, ибо сама западная юриспруденция развивалась веками.Незнание иностранными профессорами русского языка и российского законодательства т.е говоря иными словами: отсутствие в Руси переводчиков, специалистов в области лингвистики и не всем известное российское законодательство - это прежде всего вина верховной власти.

Не заинтересованность иностранных профессоров в обеспечении «прорыва на научном фронте», можно объяснить тем, что Русь для них не являлась родиной отцов, где они родились и выросли. Но обвинять их в том, что они не заинтересованы и не выражали яркое желание обеспечить прорыв, чужой для них Руси, на научном фронте, а также в том, что они не являлись патриотами чужой для них родины - тоже не справедливо.

Иностранцы так и не смогли дать начало российской правовой мысли, хоть они и внесли свой вклад в развитии юриспруденции России, но не такой значимый и весомый.

Именно на академическом периоде были заложены прочные и устойчивые основы российской правовой науки. На данном периоде были своего рода научные падения и взлеты. Но в итоге, правовая наука, в результате научно-мыслительной деятельности, приобрела теоретическую базу, сформировались свои институты, были развиты существующие институты.

Таким образом, правовая наука России стала развиваться, видоизменятся, процветать и совершенствовать.

• Правила классификации в правовых исследованиях

 

Классификация понимается как распределение предметов по группам

(классам) на основании какого-либо общего признака, свойства,

характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый

обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо

одну форму признака, взятого основанием классификации.

Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).

Объектом классификации всегда выступает определенное множество

однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или

отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой

совокупностью. Например, в классификации федеральных нормативных

правовых актов объектом будут все нормативные правовые акты, принятые

федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Основание классификации представляет собой какой-либо признак,

присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование.

Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.

Так, основанием классификации федеральных нормативных правовых актов

может быть взята их юридическая сила, которая имеет четыре уровня: 1)

высшая, присущая федеральным законам; 2) юридическая сила нормативных

актов Президента РФ; 3) юридическая сила постановления Правительства РФ;

4) юридическая сила на уровне нормативных правовых актов федеральных

(центральных) органов исполнительной власти.

 В основе каждого выделенного класса —определенный вид, форма проявления признака, взятого основанием классификации. В результате получается определенная совокупность

компонентов (классов), которые отличаются друг от друга единственным

признаком — видом проявления основания классификации. Так, в системе

федеральных нормативных правовых актов по юридической силе выделяют

четыре вида: 1) федеральные законы; 2) нормативные указы Президента РФ;

3) постановления Правительства РФ; 4) нормативные правовые акты

федеральных (центральных) органов исполнительной власти.

Классификация состоит из следующих стадий: 1) поиск основания

классификации; 2) выявление форм проявления основания классификации; 3)

выделение членов классификации; 4) описания особенностей каждого члена

классификации.

. При этом выделяют два вида классификаций: естественную (научную) и искусственную

 (вспомогательную).

Научная классификация проводится по каким-либо существенным

признакам и способствует более глубокому познанию исследуемой

совокупности предметов..

Вспомогательная классификация применяется для отыскания какого-либо

единичного предмета из совокупности других аналогичных предметов. Это,

например, списки обучающихся, избирателей, в которых их фамилии

расположены в алфавитном порядке.

Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное

различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет

объектом наиболее сложные политикоправовые явления, например

государство и право.

Назовем правила научной классификации.

1. Классификация должна производиться по одному и тому же основанию.

Например, система правонарушений по степени общественной опасности

делится на два вида — преступления и проступки.

2. Основанием могут выступать свойства, признаки, отдельные элементы и

их связи, присущие классифицируемым предметам. Все, что образует «плоть и

кровь» предмета, достойно быть основанием классификации. Но свойства,

признаки других явлений в этом качестве выступать не могут

3. Основанием научной классификации следует брать главные свойства

исследуемой совокупности. Классифицировать исследуемую совокупность

предметов можно по любым их признакам, но ценность такой процедуры

находится в прямой зависимости от того, насколько компоненты

классификации способны показать богатство форм проявления сущностных

сторон исследуемого, а также механизм проявления сущности в каждой

отдельной форме.

4. Каждый компонент классификации может быть выделен постольку,

поскольку он опосредствует один из видов изменений основания

классификации. Поэтому следует давать аргументированное обоснование

видов изменения признака, взятого основанием классификации.

проведенной классификации.. Например, говорится, что в

исследуемой совокупности выделяются такие-то виды «исходя из характера

правовой деятельности», «по времени действия», «в зависимости от субъектов

права», «по сфере правового регулирования» и т. д., после чего эти виды

перечисляются без обоснования связи между основанием классификации и

выделенным членом.

5. Следует стремиться к максимальной точности терминологического

обозначения оснований классификации и выделенных видов.

Терминологическая четкость ориентирует автора на применение единого

основания ко всем компонентам классификации и уменьшает возможность

появления ошибок, обусловленных применением разных оснований в одной и

той же классификации.

6. Сумма компонентов классификации должна равняться объему всего

классифицируемого множества предметов. Это правило соразмерности

деления

7. Компоненты классификации должны исключать друг друга «При

разделении предметов на группы по какому-либо признаку, являющемуся

основанием деления, каждый отдельный предмет должен находиться только в

одной какой-либо группе и не больше чем в одной. Если мы разделим деревья

на хвойные и лиственные, то это деление будет правильным, так как члены

деления исключают друг друга: хвойное дерево не может быть в то же время

лиственным, лиственное не может быть в то же время хвойным»

Завершающей процедурой классификации выступает процедура

обстоятельного описания специфики выделенных компонентов. Задача

данной процедуры видится не столько в том, чтобы выделить и обозначить

компоненты классификации, сколько в том, чтобы раскрыть и обосновать

особенности каждого из них.

Задача классификации не может сводиться к искусственному

конструированию максимально возможного числа классификаций. Подобная

задача реально невыполнима, поскольку каждому явлению, предмету присуща

неисчерпаемая совокупность свойств. Поэтому в процессе классификации

следует обратить первостепенное внимание на следующие вопросы: во-

первых, выявить основные виды исследуемого, во-вторых, дать им

надлежащее обоснование как основных видов и, наконец, в-третьих, дать

содержательную характеристику каждому такому виду.

 

БИЛЕТ №4

Структура юридической науки

знания - результат активной деятельности индивидов или коллективных сообществ.

правовая наука не может сводиться только к знаниям, а при необходимости должна включать весьма непростые, противоречивые процессы производства научных знаний.

в содержание правовой науки включаются все необходимые компоненты, из которых состоит научная деятельность: субъект, объект и предмет правовой науки, философские основания, методы, технические средства, процедуры, а также результаты.

Субъектом, выступает индивид либо научный коллектив.

В числе необходимых качеств, присущих исследователю, выделяют: 1) развитые познавательные способности; 2)развитую способность к абстрактному мышлению,; 3) хорошую память,; 4) творческое воображение, позволяющее выдвигать новые идеи . 5) глубокими знаниями отрасли правовой науки, в которой он планирует проводить научные исследования; 6) философской культурой; 7) умением применять современные методы научного познания; 8) устойчивым стремлением заниматься научными исследованиями, внести достойный вклад в развитие правовой науки.

Круг явлений и процессов, подлежащих исследованию в рамках правовой науки, определяет ее объект и предмет.

Объект правовой науки - совокупность законодательства, иных нормативных правовых актов, правотворчества, правоприменения, иных явлений и процессов политико-правовой практики, познание которых необходимо для обоснования, аргументирования истинности выводов, положений, категорий, понятий, закономерностей данной науки.

Предмет — это система закономерностей, определяющих процессы становления государства и права как социальных явлений, их длительного исторического развития и действия в современных условиях.

 Познание предмета во всей его полноте и всесторонности составляет конечную цель и смысл существования правовой науки.

 

Основной и единственной формой развития правовой науки является научное исследование, представляющее собой вид деятельности, при котором познающий субъект посредством изучения объекта исследования и анализа имеющейся юридической литературы формулирует новые для правовой науки знания в форме единичных или обобщенных фактов либо абстрактных теоретических суждений, выводов. Новизна полученных знаний является решающим признаком научного исследования. Достичь же подобных результатов, а также их обосновать, надлежащим образом аргументировать удается посредством совершения ряда специальных действий — исследовательских процедур. Чем сложнее научное исследование, тем большее число процедур требуется для его проведения.

Знания должны быть обоснованными, аргументированными, истинными.

Для облегчения и сокращения пути исследователя к истине в науке используются такие весьма эффективные средства научного познания, как философские основания науки и методы научного познания. Основанием правовой науки выступает философия, т. е. система знаний, воззрений о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Признание философии основанием правовой науки означает, что ее законы, категории, понятия, положения находят широкое применение в познании государства и права, но непосредственно учеными-юристами не разрабатываются. Правоведы используют ту совокупность философских знаний, которая присутствует на момент исследования. Благодаря философским знаниям об обществе в целом, о механизмах взаимодействия его частей юристы формируют воззрения относительно места и роли государства и права в системе иных социальных явлений, определяют сущность государства и права и тем самым формируют свои исходные позиции в исследовании конкретных политико-правовых проблем.

Основополагающей частью правовой науки является метод научного познания, представляющий собой систему правил, принципов познания, которые определяют рациональный путь к достоверным знаниям об объекте и о предмете правовой науки.

 

В связи с тем, что научное познание сопровождается проведением множества процедур, связанных с поиском и фиксацией сведений об исследуемых явлениях и процессах, подсчетом статистических данных и изложением результатов исследования, в правовой науке применяются вычислительная техника и иные технические средства.

Исследовательская процедура — это относительно самостоятельная часть, этап научного исследования, который характеризуется специфическими задачами и завершается получением знаний, необходимых для проведения последующих в данном исследовании процедур. В правоведении наиболее значимую роль играют процедуры толкования норм права, правоприменительных актов, иных письменных источников, а также толкования, описания, классификации, объ- яснения, аргументации, критики, формулирования понятий и т. д.

Изложенную систему компонентов правовой науки завершают результаты научных исследований в форме единичных и обобщенных (статистических) фактов, принципов, научных доктрин, теорий, категорий, понятий.

Новые знания приобретают статус научного знания при условии их соответствия двум требованиям: научной обоснованности (достоверности) и формально- логического соответствия общим исходным принципам и закономерностям правовой науки.



2019-08-13 1362 Обсуждений (0)
Академический период развития российской юридической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Академический период развития российской юридической науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)