Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропологическое направление



2019-08-13 319 Обсуждений (0)
Антропологическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок




Антропологические и социологические школы собирательно именуют «позитивным направлением» (уголовно-правовым позитивизмом).

Позитивистский период в качестве своих предпосылок имел, с одной стороны, ощутимый во второй половине XIX в. рост преступности, с другой – бурное развитие естественных наук. Прогресс в области естествознания находился в контрасте с развитием уголовного права, по-прежнему основывавшегося на метафизических построениях и откровенно не справлявшегося с тенденцией роста преступности.

Первыми к пересмотру догм уголовного права призвали представители антропологической школы. Хотя ряд идей о связи преступного поведения и биологической природы человека высказывались и ранее, основателем антропологической школы обоснованно считается итальянский ученый Чезаре Ломброзо (1836—1909), профессор судебной медицины в университете Турина. Поэтому учение антропологической школы часто именуют ломброзианством, а саму школу - итальянской.

Философской основой ломброзианства был вульгарный материализм, полностью переносящий законы природы на общественные явления. В основе концепции Ч. Ломброзо лежал тезис о естественном характере и вечности существования преступности в человеческом обществе. В своей работе «Преступный человек» (1876) Ч. Ломброзо утверждал, что преступник – это своеобразный антропологический тип, который побуждается к преступлению в силу множественных свойств и особенностей своей организации. Таким образом, причины преступного поведения заложены в биологической природе человека, что противоречило основному постулату «классиков» о свободе воли. 

Ч. Ломброзо и его последователи призывали к коренному обновлению уголовного права, а фактически к его замене уголовной антропологией. На первое место в уголовном праве, по их мнению, должно выйти не деяние, а деятель - преступник — его нужно изучать, применяя соответствующие эмпирические методы исследования.

Меры борьбы с преступностью, предложенные Ч. Ломброзо, были, по меньшей мере, негуманными. Он выдвинул требование отказа от суда присяжных, а затем и замены судов медицинскими учреждениями. Как говорили критики Ч. Ломброзо, для него нужен не суд, а следует действовать по правилу «измерить, взвесить и повесить». Итальянский ученый выступал за широкое применение смертной казни, в результате чего должны быть уничтожены многие привычные преступники. Среди других предложений - применение ссылки преступников в колонии, в малярийные местности на пожизненную каторгу, телесные наказания, расстрижение женщин за совершенные преступления и т.п.

В более поздних работах Ч. Ломброзо отказался от признания всех преступников без исключения прирожденными и был вынужден также признать, что не все «прирожденные преступники» «обречены» на совершение преступлений: при благоприятных внешних , социальных , семейных и прочих факторах «преступные» склонности человека могут и не проявиться.

Активным сторонником использования позитивного метода в науке уголовного права был ученик Ч. Ломброзо - Энрико Ферри (1856—1928), для взглядов которого характерно рассмотрение преступления как результата взаимодействия трех групп факторов : физических , антропологических и социальных. В этом плане Э. Ферри был более, чем другие антропологи, близок к социологической школе. Выдвинул идею о качественном пересмотре уголовного права: оно должно из права, карающего за моральную вину, быть преобразовано в право социальной защиты. С этой целью общество должно разработать ряд мер для нейтрализации лиц, находящихся в «опасном состоянии». Такие уголовно-правовые меры, как лишение свободы и ссылка, по мнению Э. Ферри, должны сохраниться, но их цель не устрашение или перевоспитание, а изоляция опасного лица и лишение его возможности причинять вред обществу.

Другой известный итальянец - ученик Ч. Ломброзо Рафаэль Гарофало (1851—1934), в ответ на критику несостоятельной теории прирожденного преступника, разработал универсальное определение «естественного преступления» (reato naturale), не зависящего от уголовно-правового запрета: такое преступление посягает на «базовые человеческие чувства» - чувство сострадания (убийство, изнасилование и т.д.) и чувство честности (кража, мошенничество и т.д.). Именно к «естественным преступлениям» и применимы, по мнению Гарофало, основные выводы уголовной антропологии. Несмотря на размытые критерии классификации, предложенное Гарофало разделение преступлений на mala in se и mala prohibita (преступления по своей природе и преступления согласно закону) было воспринято и получило развитие в уголовно-правовой науке. 

Вопреки определенной популярности среди ученых, программа антропологической школы не могла быть принята ни теорией уголовного права , ни законодателем того времени вследствие своей антинаучности, а также потому, что сводила уголовное право к средству расправы над человеком ввиду его биологических характеристик.

Отметим, что попытки развития ломброзианских идей, в частности, обнаружения «гена преступности» продолжались и в XX веке. Биологический подход оказал влияние на законодательство ряда государств, что, например, проявилось в принятии в некоторых странах законов о стерилизации преступников.

Антропологическое направление имело своих сторонников и в России. К их числу относился не разделявший крайностей Ч. Ломброзо проф. Московского университета Дмитрий Андреевич Дриль (1846 - 1910). Однако широкого развития это направление в нашей стране не получило.

Вместе с тем, нельзя не отдать должное представителям антропологического направления. Применение ими эмпирических методов исследований, привлечение достижений иных наук существенно обогатили уголовно-правовую мысль, расширили горизонты уголовно - правовой науки. Безусловной заслугой антропологов можно считать возникновение криминологии – науки о закономерностях преступности. С появлением исследований антропологической школы наука обратилась к проблеме личности преступника. Стали развиваться такие направления, как криминальная психология и психиатрия. Сегодня большое внимание привлекают биоэтические проблемы уголовного права, в том числе допустимость так называемой «криминологической евгеники».



2019-08-13 319 Обсуждений (0)
Антропологическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропологическое направление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)