Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическое и политическое развитие Ирана 1946-1978 гг.



2019-08-13 665 Обсуждений (0)
Социально-экономическое и политическое развитие Ирана 1946-1978 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг. воспрепятствовал модернизации страны. В 1950 г. НФ под лозунгом национализации иранской нефти победил на выборах и приступил к реализации своей программы. Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными богатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические, прежде всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать в борьбу широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30 гг., борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чем свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбы с империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы с империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от Мосаддыка, а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению на антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту Ирана на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э. Маттеи в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ и Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической изоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате государственного переворота 1953 г. Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением позиций империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной Тегерана был создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как "Семь сестер", для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили несколько американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл (14%), Франсез де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушена не Тегераном, а ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана генерала Захеди вопреки Закону 1951 г. о национализации национальных нефтяных богатств согласилось на деятельность МНК в стране до 1994 г. при расширении площади концессии без права ее аннулирования Тегераном в одностороннем порядке. Реальный выигрыш Ирана заключался в обязательстве МНК отчислять ему прибыли по принципу "фифти-фифти" плюс 12% добываемой нефти. Не желая укрепления экономической самостоятельности Ирана, МНК ограничивался расширением добычи и вывоза сырой нефти без создания системы нефтепереработки.

Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами сопровождалась укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с Вашингтоном. В 1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО), отказавшись тем самым от официально нейтрального статуса (за сопротивление такому изменению основ внешней политики было арестовано более 600 офицеров). Была одобрена "доктрина Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнуто советское предложение заключить Пакт о ненападении, поскольку такой документ ограничил бы возможности американо-иранского военно-политического сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4 раза превосходили государственные инвестиции в экономику. Большая часть американской помощи Ирану направлялась в строительство военной инфраструктуры. Страна запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых долгов превосходила поступления от новых займов. Экономические планы промышленного строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского хозяйства, и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в деревне. Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и политического кризиса. "Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны, так и настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американская помощь союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих странах). Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с полуфеодальным землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис и проводил реформы своими декретами.

Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов и ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг. площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальные передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг. был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель (устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющим капиталистические методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство создавало условия для кооперативного движения и для крупных зерноводческих хозяйств на государственных землях. В целях общекультурного подъема села туда были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и здравоохранения. Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного роста благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притоку нефтедолларов, особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78 гг. со 100 долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства составляли 8,8% в год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг. Однако эти блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития сборочного производства, не укрепляющего экономической самостоятельности страны и, что самое существенное, на путях развития капитализма сверху, блокирующего возможности демократического развития капитализма снизу с втягиванием в буржуазно-рыночные отношения основной массы населения. Следовательно, капиталистический прогресс обеспечивал средства для существования незначительной части населения. В то же время не только в деревне, но и в городе старые формы существования разрушались быстрее утверждения новых.

 

13. Исламская революция в Иране 1978-1979 гг.

Точкой отсчета революции принято считать 8 января 1978 года, когда произошла первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме, подавленная с необоснованной жестокостью. Протестующие в ответ на агрессивные действия шахской гвардии возводили «стены огня», баррикадируя улицы горящими автопокрышками. К концу года пришло время экономических стачек, которые полностью парализовали экономику Ирана. Пехлеви в надежде выправить ситуацию попытался предпринять срочные антиинфляционные меры и провести свободные выборы, однако события в стране приобрели необратимый характер. В отчаянии шах обращается за помощью к США. В администрации Джимми Картера разошлись во мнении на счет разрешения иранского кризиса. Советник по безопасности Збигнев Бжезинский высказался за интервенцию, тогда как большинство сотрудников Госдепа считали, что революцию остановить уже невозможно. В итоге американский президент не решился на военную поддержку лояльного Вашингтону режима. 16 января 1979 года Мохаммед Пехлеви вместе с супругой бежал из Ирана. Сначала он обосновался в США, спровоцировав тем самым захват в Тегеране экстремистами американского посольства. Свою жизнь последний шах Ирана закончил в Египте. 1 февраля 1979 в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который, не мешкая, назначил переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве страны, и 1 апреля Иран был объявлен Исламской республикой. Намерения у Хомейни были многообещающие: обеспечить социальный прогресс и высшую степень справедливости на основе религиозного права. Однако, как показало время, справедливость носила избирательный характер. Десяткам тысяч иранцев не суждено было увидеть государство всеобщего благоденствия.


14. Экономическое и политическое развитие Исламской республики Иран.

Еще не успела утихнуть революция, а Хомейни начал воплощать в жизнь дерзновенные экономические планы, суть которых заключалась в создании самообеспечивающихся хозяйств. Но нарушение старых экономических связей не прошло даром и привело к серьезным осложнениям. Страна нуждалась в иностранном капитале, однако конфискация активов зарубежных банков, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, государственный контроль над внутренним и внешним рынком сделали республику непривлекательной для деловых кругов Запада. Режим Хомейни не ограничивался внутригосударственными нововведениями. После прихода к власти шиитское духовенство активно взяло курс на экспорт идей исламской революции. Так, отправленные в Бахрейн представители аятоллы слишком рьяно стали призывать к скорейшей аннексии страны, за что и были немедленно выдворены вон. В апреле 1980 года поддерживаемые Тегераном шиитские боевики совершили покушение на премьер-министра Ирака Тарика Азиза. Окончательно испортившиеся отношения двух стран привели в итоге к масштабному продолжительному конфликту – самому кровопролитному со времен Второй мировой войны. А тем временем в самом Иране вовсю раскручивался маховик репрессий. По официальным данным, только за первые восемь месяцев после революции были казнены 250 офицеров, служивших при старом режиме. После спешного суда многих из них вешали прямо на деревьях близлежащих рощ и оазисов. Параллельно исламские группировки нещадно истребляли монархистов. В течение двух послереволюционных месяцев они уничтожили более 20 тысяч сторонников шаха. Исламизация Ирана наступала по всем фронтам. Формировалась особая система государственных организаций, которая должна была обеспечить беспрекословное послушание. Допуская, что в стране могут быть общественные силы, не вписывающиеся в новое культурное пространство, правительство рассчитывало на помощь 200-тысячного Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), способного в зародыше подавить любую оппозицию. Одним из главных рассадников инакомыслия Хомейни считал университеты - не случайно началом культурной революции в Иране считается 5 июня 1980 года, когда на неопределенный срок были закрыты все вузы страны и уволены несколько сотен преподавателей. «Центры разврата», плодящие «левых экстремистов и коммунистов», должны были сменить «подлинные исламские учебные заведения». Усиленное давление исламская культурная революция оказывала на средства массовой информации: прессу, радио, телевидение, кино. Бюро по борьбе с непристойностями изымало из продажи иностранные фильмы и программы развлекательного характера. Магазинам разрешалось торговать только записями религиозного содержания. Особенно тяжелым в новых условиях оказалось положение женщин. Религиозные органы строго следили за выполнением женщинами предписаний шариата: их обязывали носить чадру или хиджаб, ограничивали в выборе профессий, запрещали подавать на разводы. Отныне телесные наказания за воровство и употребление спиртного, смертная казнь за измену родине, шпионаж и супружескую неверность распространялись и на слабый пол.

За 10 лет правления Хомейни произошли серьезные изменения в недрах самой теократии, стремительно продолжающиеся после его смерти: общество стало полно противоречий, которые в начале революции не существовало и которое принесло с собой духовенство. После смерти Хомейни противоречия в эшелонах власти стали нарастать еще быстрее

Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.Послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента Исламской Республики Иран - С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Также делались шаги по снятию некоторых жестких исламских ограничений и регламентаций в области культуры и искусства.Вместе с тем такая линия действий не означает, что прагматическое иранское руководство взяло курс на демонтаж самого исламского строя. Отказаться от исламизации в смысле глубокого внедрения в сознание иранцев идеи о необходимости продолжения существования фундаменталистского государства, укрепления его институтов, идеологии, морали и т.п. не может никто из представителей правящего шиитского духовенства, ибо это означало бы конец и их власти, утрату влияния духовенства в обществе. Это, в частности объясняет, почему нынешний президент ИРИ, как и ранее его предшественник, не торопится проводить свою либеральную, во многом ориентированную на восстановление отношений с Западом и США линию.В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году.Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений со многими странами. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами. Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение не нефтяных источников доходов.

15. Общественно-политическое и экономическое положение Ирака и Сирии в 1945-2017 гг.

Сирия

В 1943 г. Сирию былопровозглашено независимым государством. В 1946 г. с территории страны было выведеноиностранные войска. К власти в стране пришли представители местной элиты:торговцы и землевладельцы. Требования населения о проведении аграрной реформы ониигнорировали и подавляли силой. Неспособность существующего режима осуществить реформывызвало военный мятеж. В течение 1949-1954 гг у власти в Сирии поочереди находились различные офицерские группировки, существенных изменений в жизниобщества не принесли.

В 1954 г., благодаря широкомународному восстанию, в стране был восстановлен конституционный порядок. Антизападнаянаправленность всех сирийских режимов привела к сближению с Советским Союзом.В 1955-1957 гг был заключен ряд экономических соглашений и договор о продажесоветского вооружения. В 1958 г., следуя идее арабского единства,Сирия и Египет объединились в единое государство - Объединенную Арабскую Республику(ОАР). В Сирии была проведена национализация крупной промышленности и началасьаграрная реформа. Но это объединение было не прочным в силу неравноправныхотношений между Египтом и Сирией. После восстановления самостоятельности положение встране было нестабильно. Новое правительство начало возвращать предприятия и землипрежним владельцам. Это вызвало новый государственный переворот. В марте1963 к власти в Сирии пришла группа офицеров сторонников партии БААС(Партия арабского социалистического возрождения), но обещанные ими преобразованияне осуществлялись.

Лишь после прихода к власти в1966 Хафеза Асада (представитель левого крыла БААС) началось активноепроведение экономических преобразований: природные ресурсы были объявлены государственной собственностью,крестьяне получили земли за выкуп (символический), была национализирована крупнаяпромышленность и установлен государственный контроль над банками. Тем самым ХафезаАсад создал социальную опору своему режиму. В 1972 г. в стране былоустановлено однопартийную систему. Власть монополизировал Национально прогрессивныйфронт. После смерти Хафеза Асада в 2000 г. его преемником стал сын -Башар Асад. Который продолжил политику отца.

Важным нововведением молодогопрезидента стало акцентирование внимания на экономическом развитии стране. Основнаявнимание уделяется развитию современных информационных технологий. За три годав стране насыщенность мобильных телефонов, пользователей Интернета испутниковой связи и телевидения превышает в Украину (до 2000 г. всеэто было запрещено).

Такое направление в развитии страныобусловлено отсутствием значительных природных ресурсов.Правители Сирии всегда быликрупнейшими противниками существования Израиля. Сирия участвовала во всехарабо-израильских войнах и в большинстве из них неудачно для себя. Во время войны1967 она потеряла Голанские высоты, которые до сих пытаютсявернуть, как военными, так и дипломатическими средствами. После Кэмп-Дэвидскогосоглашения между Израилем и Египтом Сирия осталась почти один на один с Израилем, поспиной которого стоят США. Благодаря большим материальным затратам, Сирии удалосьустановить военно-стратегический паритет с Израилем, но дальнейшая гонка вооружениямогла привести к экономическому банкротству страны. С 1992 г. между Израилеми Сирией ведутся переговоры об урегулировании отношений по формуле "мир вобмен на захваченные территории ".

Серьезной проблемой для Сирии является отношения с Ираком. С 1920 г. по 1957 г. Ирак проводит политику напостепенное объединение двух стран (поглощение Сирии). Первая попытка короля ИракаФейсала I, был коронован в Домаск, была неудачна, он был изгнаниз Сирии. После этого Сирия попала в колониальную зависимость от Франции, Ирак- От Англии. Король Фейсал II планировалмятеж, который должен был дать ему полную власть над Сирией, но и этот план неосуществился, Фейсал II был свергнут в результате мятежа 1957Придя к власти в Ираке, "республиканцы" не оставляли идеюприсоединение Сирии и создание арабской империи от Персидского залива до береговСредиземного моря.

В течение длительного времени Сирии удавалось сдерживать экспансию Ирака. Революция цен на нефть (с 1973 по1980 они выросли в 4 раза) и рост добычи нефти (Ирак занимает 2место на Ближнем Востоке) в корне изменили ситуацию. Ирак получил почтинеисчерпаемые финансовые ресурсы. В то время, как Сирия основные усилия направлялапротив Израиля, Ирак инвестирует создание инфраструктуры и ВПК и бросает свою армиюпротив Ирана. Сирия, боясь подобных действий против себя, становится на сторону Ирана, темсамым окончательно похоронено идею арабского единства. После агрессии Ирака противКувейт сирийские войска приняли участие в освобождении последнего.

Однако после разгрома режима С. Хусейна в 2003 г. в Сирии напряглись отношения с США, которые обвинилиСирию в поддержке терроризма, разработке химического оружия, укрывания лидеров предыдущего режима.

 ИРАК

До 1958 г. в стране существоваламонархия, а существующие правительства проводили проанглийскую политику. В 1955 г. Иракстал членом Багдадского пакта. Существующий в стране политический режим и монархическаяформа правления не пользовались поддержкой населения. 14 ноября1958 в Багдаде происходит военный мятеж, в результате которого былосвергнута монархия. Ирак был провозглашен республикой.

После установки новогополитического режима начали осуществляться экономические преобразования, аграрнаяреформа. Ирак вышел из Багдадского пакта и установил экономические связи сСССР. Но уже начиная с конца 1959 г., иракское правительство проводит политикуна свертывание экономических преобразований. Этим воспользовалась партия БААC (БААС -партия арабского социалистического возрождения. Придерживаются идеи арабизма исоциальной справедливости: "Единство, свобода и социализм". Действует вИрака, Сирии и других арабских государствах) и путем государственного переворота вфеврале 1963 пришла к власти, но удержаться при власти не смогла. Вноябре 1963 г. группа офицеров совершила переворот и установила военнуюдиктатуру, но положение в стране не стабилизировалось.

17 ноября 1968 БААС сновапришла к власти. Совет революционного командования возглавил генерал Ахмед ХасанАль-Бакр. В 1969 г. вторым человеком в государстве и партии становится Саддам Хусейн.В первые годы правления БААС проводит политику закрепления у власти. В1970 был принят закон об аграрной реформе (было ликвидированопомещичье землевладение, предусматривалось развитие кооперации на селе). В1972 была национализирована нефтедобывающая компания "Ирак петролиумкомпани ", а в 1973 г. активы нефтяных монополий Голландии и США. К1975 было завершено национализации нефтедобывающей и перерабатывающейпромышленности. Тем самым был создан финансовую базу существующему режиму.

В 1973 г. в Ираке былоликвидирован многопартийную систему: все партии объединялись в единыйПрогрессивный национально-патриотический фронт (ПНПФ). С 1969 г. в партии игосударственном аппарате проводятся периодические "чистки" в целях ликвидацииоппозиции. В 1977-1978 гг между ПНПФ и Иракской коммунистической партией (ИКП)возникает конфликт, последствиями которого стали преследования коммунистов и переходИКП на подпольные формы работы и, соответственно, к потере поддержки срединаселения. Такие процессы способствовали установлению единоличного диктаторского режимав Ираке.

В 1972 году между СССР и Иракомбыл заключен договор о дружбе и сотрудничестве. СССР оказывал экономическую (построено100 промышленных объектов) и военную помощь независимо от изменений в руководствеИрак. Ирак стал ассоциированным членом СЭВ.

В 1979 г. к власти в странепришел Саддам Хусейн. Чтобы укрепить свою власть и поднять свой авторитет СаддамХусейн начал войну против Ирана, но запланирована, как кратковременный конфликт,она вылилась в восьмилетнюю кровавую войну. Среди других причин войне сталиопасения Саддама Хусейна восстание иракских шиитов против существующего режимапод влиянием революции в Иране, создание Великого Ираке, за счет присоединенияюжных районов Ирана заселенных преимущественно арабами (провинция Хузестан).Постепенно эта война в иракской пропаганде была представлена как защита арабскойнефти против экспорта исламской революции в Иране. В 1988 г. между Ираном иИраком было заключено перемирие, а осенью 1990 г. - Мир на условиях полноговосстановление довоенного статус-кво. Эта война принесла только разрушение илюдские потери (с обеих сторон погибло около 1 млн. человек). Ирак сбогатой страны превратился в должника (80 млрд долларов). С целью решениявнутренних трудностей, особенно финансовых, Ирак решается на авантюру противКувейта, планируя захватить богатства кувейтских шейхов. Но отпор иракскойагрессии со стороны мирового сообщества стало на пути к осуществлению этихпланов. Иракская армия потерпела поражение. Операция БНС "Буря впустыни "стала толчком к обострению борьбы в середине Ираке:восстания шиитов на юге и курдов на севере страны против существующего режима.Но С. Хусейну благодаря невмешательству США и других стран удалось подавить этивосстание. США было не выгодно ликвидировать режим Саддама Хусейна поскольку это могло быпривести к обострению территориальных противоречий между соседними государствами.

После войны Ирак переживал серьезныеэкономические трудности, вызванные экономическими санкциями ООН, и все действия иракскогоруководства были направлены на ликвидацию этих санкций. В ноябре 1994 г.Ирак, благодаря действиям России, признал Кувейт и отказался от всех территориальныхпретензий. Однако это не привело к отмене санкций. Чтобы смягчить влияниесанкций на мирное население Ирака ООН в 1996-1999 гг реализовывалапрограмму «Нефть в обмен на продовольствие». В 1999 г. некоторые санкции былисмягченные.

С момента прихода к власти в странесоздал диктаторский режим, который опирался на разветвленную сеть партийныхячеек партии БААС (в Ираке существовала однопартийная система) и системурепрессивных органов. За период существования диктаторского режима (1979-2003) репрессийподверглись 800 тыс. иракцев.

Курдская проблема, являющаяся одной из крупнейшихпроблем Ирака, Ирана, Сирии и Турции, и на сегодня остается нерешенной. В течение длительного времени курды борются за свою государственность, новстречают противодействие со стороны стран, где они проживают.

Иракские курды вели вооруженную борьбусо всеми багдадским режимами. В 1970 г. было достигнуто соглашение опрекращения войны между курдами и правительством. Курды получили автономию, но режимС. Хусейна проводил политику на ограничение автономных прав, что привело квосстание курдов во время ирано-иракской войны. Правительственные войска жестокоподавили это восстание (применили химическое оружие), курдский автономию было ликвидирован. После поражения иракских войск в Кувейте, курды вновьподняли восстание, но и на этот раз неудачно. Хотя автономию было восстановлено.Новые перспективы для курдов открылись после свержения режима С. Хусейна(Апрель 2002).

После поражения кувейтской авантюрырежим С. Хусейна оказался в сложном положении. Против страны введеныэкономические санкции, продажа нефти осуществляется под контролем ООН, на юге исевере страны созданы зоны для запрета полетов иракских самолетов иразмещение средств ПВО, которые контролируются американскими и английскимивоенными. Однако все невзгоды, которые выпали на долю страны послевведением международных санкций выпавших на долю народа: недостаток медикаментов,продуктов питания, дороговизна стали обычным явлением.

 

 

16. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Китая в 1945-1976 гг.

к концу Второй мировой войны на территории Китая фактиче­ски существовало два государства: одно на территории, контроли­руемой Гоминьданом, другое — в районах, освобождённых Народно-освободительной армией Китая (НОАК), возглавляемой коммуни­стами. Летом 1946 г. гоминьдановское руководство при поддержке США бросило свою армию в общее наступление на освобождённые районы. Началась новая война между сто­ронниками КПК и Гоминьдана. Она не только способствовала росту коммунисти­ческих настроений в стране, но и обнару­жила коррумпированность и некомпе­тентность руководства Гоминьдана. Ком­мунисты одерживали одну победу за другой. 31 января 1949 г. вооружённые си­лы КПК без боя вступили в Пекин. 21 ап­реля коммунисты форсировали Янцзы, взяв два дня спустя Нанкин — главный опорный пункт Гоминьдана. Гоминьданов­цы во главе с Чан Кайши эвакуировались на остров Тайвань. Разгромив в 1949 г. своих противников, КПК приобрела кон­троль над всей территорией страны. В октябре 1949 г. была провоз­глашена Китайская Народная Республика (КНР) во главе с Мао Цзэдуном. Первые несколько лет КНР поддерживала тесные связи с Совет­ским Союзом, получая помощь в восстановлении хозяйства и осна­щении армии.

Лидеры КПК взяли курс на развитие общества, аналогичного со­ветскому в период правления Сталина. Поздравляя руководителя СССР Сталина с очередной годовщиной Октябрьской революции, Мао желал дальнейших успехов «несравнимым силам мирового ла­геря мира и демократии, возглавляемого СССР», «вечной дружбы и сотрудничества между народами Китая и Советского Союза».

Отношения между КНР и СССР осложнились во второй полови­не 1950-х гг., когда китайское руководство осудило политику деста­линизации в Советском Союзе.

На фоне «культурной революции» стремительно ухудшались отношения Китая с СССР. Мао Цзэдун подверг резкой критике Советский Союз, после чего из Китая уехали все советские советники. В марте 1969 г. дело дошло до приграничных военных столкновений. Отношения были частично восстановлены лишь осенью. В 1972 г. произошло восстановление отношений с США, тогда же КНР добилась возвра­щения ей места в ООН, которое до этого занимал Тайвань.

Во второй полови­не 1950-х гг. Мао Цзэдун объявил о намерении за три года обогнать советских конкурентов в деле строительства со­циализма. Понимая, что у Китая нет развитой экономической базы, руководитель КНР сделал ставку на «большой скачок». В своих по­пытках форсировать развитие Китая Мао широко использовал ре­волюционный энтузиазм народа и его веру в КПК. По всей стране строились мини-фабрики, во многих дворах появились самодель­ные доменные печи.

Непродуманные меры, направленные на ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства, вскоре обернулись пе­чальными последствиями. Крестьяне, не обладавшие собственной землёй и насильственно объединённые в коммуны, постепенно утрачивали энтузиазм, производя всё меньше продукции, при том что запасы продовольствия были бездум­но растранжирены. В результате в 1958-1960 гг. КНР пережила голод. Городские фабрики функционировали бессистемно. Продукция «дворовых домен», как прави­ло, оказывалась низкого качества и впо­следствии утилизировалась.

Часть партийных руководителей, объ­единившихся вокруг маршала Пэн Дэхуая, обвинили Мао в авантюристическом подходе. В ответ Мао объявил их предате­лями и «пораженцами», маршал и его еди­номышленники были репрессированы.

С экономическим кризисом вскоре удалось справиться, причём на время ликвидации последствий неудачного «большого скачка» Мао уступил пост председателя КНР Лю Шаоци.

Выступление внутрипартийной оппозиции показало, что авто­ритет Мао в партии был не всеобъемлющ. Желая исправить поло­жение, Мао начал новый эксперимент — так называемую «культур­ную революцию». Смысл этой революции сводился к смене значи­тельной части управленцев на лично преданных Мао людей. А основной мишенью стала партийная «старая гвардия». Отряды молодёжи, именуемые хунвейбинами («красными охранниками») и цзаофанями («революционными бунтарями»), готовы были вы­полнить любое указание Мао и решительно поддержали лозунг «Огонь по штабам!». Были разгромлены многие партийные комите­ты и органы власти на местах. Мнимых и явных противников лиде­ра КНР подвергали физическим репрессиям, некоторых из них от­правили «на перевоспитание» (фактически на каторгу). Всего за пе­риод с 1966 по 1976 г. от репрессий пострадало около 100 млн человек.

17. Китай в 1976-2017 гг.

18. Турция в 1945-2017 гг.

19. Япония в 1945-2017 гг.

 



2019-08-13 665 Обсуждений (0)
Социально-экономическое и политическое развитие Ирана 1946-1978 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическое и политическое развитие Ирана 1946-1978 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)