Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ст. 32 Конституции РФ:



2019-08-13 314 Обсуждений (0)
Ст. 32 Конституции РФ: 0.00 из 5.00 0 оценок




«5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

 

Причина участия граждан в отправлении правосудия: 1. демократизм правосудия требует преодоления жреческого характера правосудия, 2. легитимация судебной власти (создание доверия к суду).

 

Формы участия граждан в правосудии:

А) Суд присяжных – такая форма участия народа в правосудии, при котором присяжные не образуют с профессиональном судьей единой коллегии (два состава суда) и при этом присяжные решают вопросы факта, а профессиональный судья решает вопросы права.

 

Б) Суд шеффенов – такая форма организации правосудия, при которой представители общественности (шеффены) образуют единую коллегию с профессиональным судьёй, и соответственно, обладают нераздельной компетенцией решать и вопросы факта, и вопросы права (один состав суда).

 

История принципа участия граждан в отправлении правосудия.

Европейская история знает оба примера. Англо-саксонская система – суд присяжных, континентальная – суд шеффенов. В России история суда присяжных начинается с судебной реформы 1861 г. и прерывается в 1917 году, с приходом к власти большевиков, на смену суда присяжных приходят суды с участием народных заседателей. Все дела по первой инстанции, включая ВС РСФСР, слушались с участием народных заседателей. Состав суда с народными заседателями: председатель (профессиональный судья) и два представителя общественности. Решения принимались по большинству голосов. В действительности, представители общественности редко выступали против решения суда. С началом рыночных реформ суд с участием народных заседателей не мог рассматривать все дела, в связи с увеличением количества дел. В 2002 году институт народных заседателей был упразднён. В 1993 году возрождается суд присяжных. Сначала, в порядке эксперимента, суд присяжных вводят в 10 субъектах и постепенно он был введён на всей территории РФ. В 1995 году начинается эксперимент по введению института арбитражных заседателей. Таким образом, в РФ действует две формы отправления народом правосудия: суд присяжных и суд арбитражных заседателей (суд шеффенов).

 

! Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются без участия общественности (что является негативным для ряда дел, таких, как семейные споры и др.).

 

5.6.2 Реализация принципа участия народа в отправлении правосудия:

 

А) Арбитражные заседатели

 

ФЗ «Об арбитражных заседателях»:

Ст. 1

«1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом».

 

Ст. 2

 «1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет».
       Цель привлечения арбитражных заседателей – принесение в зал суда знание тонкостей коммерческого быта. Предпринимательский оборот специфичен (деловой обычай и др.). Эта специфичность неизвестна профессиональному судье, именно арбитражные заседатели обязаны восполнить этот пробел в правосудии и приблизить его к реальной жизни. Требование о стаже работы в юридической сфере является весьма странным.

«2. Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах».

 

Ст. 3:

«1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции».

 

Ст. 4:

срок полномочий 2 года.

 

Ст. 5:

 «основания приостановления и прекращения полномочий»:

   

Ст. 6  Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия:

«1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации».

 

Ст. 7:

«1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.
3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

 

Б) Присяжные заседатели:

 

Конституции РФ:

 

Ст. 47

«2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом». Присяжными рассматриваются тяжкие и особо тяжкие дела (за исключением дел, связанных с терроризмом и ряд государственных преступлений). Речь идёт о праве обвиняемого, поэтому дело рассматривается с участием присяжных заседателей только по его ходатайству. Судом с участием присяжных заседателей являются суды субъектов РФ и ВС РФ.

 



2019-08-13 314 Обсуждений (0)
Ст. 32 Конституции РФ: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ст. 32 Конституции РФ:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)