Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация государственной власти по Конституции РСФСР 1918 г.



2019-08-13 1475 Обсуждений (0)
Организация государственной власти по Конституции РСФСР 1918 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

 

1) Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов;

 

2) Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов;

 

3) Советом Народных Комиссаров.

 

Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). При этом если между губернским съездом и съездом Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного съезда. Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР.

 

Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган - ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР. Законодательная функция ВЦИК проявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов. К компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов относились такие вопросы, как: общее руководство внешней и внутренней политикой, заключение мира и объявление войны другим государствам, установление основ и общего плана народного хозяйства, утверждение бюджета, установление налогов, установление основ организации Вооруженных сил РСФСР, формирование состава Совета Народных Комиссаров, объявление амнистии и т.п.

 

Съезд Советов и ВЦИК Советов могли устанавливать дополнительный круг вопросов для собственного ведения через принятие соответствующих нормативных актов. К исключительному ведению съезда Советов относились вопросы установления, дополнения и изменения основных начал Конституции и ратификация мирных договорах.

 

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) являлся высшим органом исполнительной власти в РСФСР. СНК РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция ставила следующую цель деятельности СНК: Структура органов власти и управления по Конституции РСФСР 1918 г.

Арендный блок

2.2.1 Высшие органы власти и управления

 

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

 

1) Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов;

 

2) Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов;

 

3) Советом Народных Комиссаров.

 

Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). При этом если между губернским съездом и съездом Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного съезда. Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР.

 

Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган - ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР. Законодательная функция ВЦИК проявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов. К компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов относились такие вопросы, как: общее руководство внешней и внутренней политикой, заключение мира и объявление войны другим государствам, установление основ и общего плана народного хозяйства, утверждение бюджета, установление налогов, установление основ организации Вооруженных сил РСФСР, формирование состава Совета Народных Комиссаров, объявление амнистии и т.п.

 

Съезд Советов и ВЦИК Советов могли устанавливать дополнительный круг вопросов для собственного ведения через принятие соответствующих нормативных актов. К исключительному ведению съезда Советов относились вопросы установления, дополнения и изменения основных начал Конституции и ратификация мирных договорах.

 

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) являлся высшим органом исполнительной власти в РСФСР. СНК РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция ставила следующую цель деятельности СНК: принимать все “необходимые меры для правильного и быстрого течения государственной жизни”. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: “Проспект”, 1999. С. 123 СНК полностью отвечал за свою деятельность перед съездом Советов, а также ВЦИК Советов. ВЦИК имел право приостановить (отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не обязывала ВЦИК обосновывать свое решение о приостановлении (отмене) нормативного акта СНК, что ставило СНК в полную зависимость перед ВЦИК Советов. Фактически СНК было запрещено единолично принимать решения общеполитического масштаба, решения такого рода должны были утверждаться ВЦИК. Круг таких вопросов Конституция не конкретизировала. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 г.г. М.: Зерцало, 1997. С. 59

 

За СНК закреплялась оперативная функция управления, о чем говорит прим. к ст. 41 глава 8 разде: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”. Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было образовано 18.При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель - народный комиссар - вправе принимать единоличные решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИК.

  1. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918г.

Принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября в процессе правотворчества трудящихся масс, притом когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры.

Уже в ходе создания первых Советов рабочих депутатов сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Эти Советы выступали как классовый орган и формировались по классовому принципу. Советы рабочих депутатов избирались, как правило, рабочими из рабочих. Иногда лишение эксплуататоров избирательных прав прямо предусматривалось в актах рабочих органов и организаций. Не всегда, однако, Советы рабочих депутатов избирались только рабочими. Часто в выборах участвовали и служащие. Уже первый в стране Совет — Петроградский — с самого начала избирался с участием служащих.

В солдатских Советах и активное, и пассивное избирательные права получали также офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый подход преимущественно не выдерживался. Выборы были всеобщими, не исключая и кулачество, сельскую буржуазию.Во многих местах эксплуататоров стали лишать и активного избирательного права.

В это же время складываются и различные нормы представительства от разных социальных групп трудящихся. Первое время в этом деле была необычайная пестрота, даже внутри одной социальной группы и в пределах одного уезда.

С течением времени, и особенно после Октября, принимаются меры к определенной унификации норм представительства. Однако до конца и повсеместно такая унификация вплоть до принятия Конституции проведена не была. Вместе с тем в жизни укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное.

Прежде всего это касалось различий между рабочими и крестьянами, точнее — между городским и сельским населением при избрании губернских, областных и всероссийских органов. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов — рабочее -солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства автоматически сохранились. Разница в нормах оказалась в пользу рабочих, хотя бы потому, что несмотря на то, что крестьян в России было в несколько раз больше, съезды Советов объединялись на паритетных началах. Понятно, что при примерно равном числе делегатов от рабочих и крестьян удельный вес голоса крестьянина оказывался в несколько раз ниже. Организационный комитет по созыву I съезда Советов крестьянских депутатов предложил норму представительства 1 делегат от 150 тыс. сельского населения. Всероссийское Совещание Советов установило норму представительства на I съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 1 делегат на 25 тыс. избирателей. Неравенство существовало не только между городскими и сельскими избирателями, но и внутри этих категорий. Практика деятельности Советов выработала и соответствующий порядок выборов: она знала и прямые, и многостепенные выборы. Первые Советы, естественно, избирались только прямым голосованием, ибо это были Советы отдельных населенных пунктов. Для городов и селений такой порядок сохранился и в дальнейшем, но прямое голосование применялось иногда и при выборах вышестоящих советских органов. Съезд Советов латгальских уездов Витебской губернии, проходивший в декабре 1917 г., постановил созвать следующий съезд Советов Латгалии на основе прямых выборов.

Наряду с этим усложнение системы Советов, появление съездов Советов, особенно губернских и всероссийских, приводит к возникновению многостепенности выборов.

Разнообразно складывался и порядок голосования. Применялось и тайное, и открытое голосование, причем порой даже в пределах одного уезда. Так, в Холмыщенской волости Жиздрин-ского уезда (Калужская губерния) голосование проводилось тайно, а в Песочинской волости — открыто.

Первое время, еще в ходе Февральской революции. Советы нередко выбирались прямо на митингах. В деревнях выборы проходили на сходах — сельских или волостных.

Как правило, голосовали поднятием рук.Конституция закрепила те принципы избирательного права, которые были выработаны народным творчеством, отбросив все случайное и наносное.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий для того времени — 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается.

что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений.

Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета 1 депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 53). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т.е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по числу жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде.

Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25), т.е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом выборы в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного Закона.

Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике. Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать Депутата, хорошо известного гражданам, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно тоже родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

Принципы избирательного права, заложенные в Основном Законе РСФСР, были восприняты позднее конституциями других советских республик, а также и некоторыми зарубежными странами.



2019-08-13 1475 Обсуждений (0)
Организация государственной власти по Конституции РСФСР 1918 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация государственной власти по Конституции РСФСР 1918 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)