Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение масонства



2019-10-11 215 Обсуждений (0)
Происхождение масонства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Происхождение масонства тонет, в легендах, которые создавались впоследствии и тем самым затемняют, первоначальные основы. Мы не будем углубляться в мифы и начнем изложение материала с того времени, когда выявляется сущность масонства, и оно становится доступным исследователям. Такой гранью принято считать CUII столетие.[2]

Орден франкмасонов ведет свою родословную от лондонского клуба начала CUIII века. Документальные сведения о нем довольно скудны. Даже первоначальный факт его истории был установлен научной критикой не без труда.

Начало полному и систематическому изучению всех относящихся к прошлому масонства документов и к окончательному освобождению масонской истории от фантастических гипотез было положено немецким историком Бегеманом и англичанином Гудом, труды, которых – «Краткая история франкмасонства» и «Доисторический период и начало франкмасонства в Англии» появились в самом начале CC века.

Слово «франкмасон» свободный каменщик/ пришло из английского в другие европейские языки уже, после того как оно потеряло в Англии свой первоначальный смысл и определить  его происхождение сложно. До последней четверти прошлого века термин «франкмасон» противопоставляли термину «масон» как обозначающий не каменщиков-рабочих, а каменщиков-мыслителей. В частности, в них видели то «рыцарей Храма», скрывшихся под маскою франкмасонства после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели. Однако документы позволяют считать предтечами современных франкмасонов настоящих каменщиков, а слово «свободный» имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Уже в CIU веке цехи каменщиков называются то просто масонскими, то франкмасонскими. Когда старинные братства каменщиков выделились в особую от цеха организацию, получившую известную популярность среди высших классов общества /CUII в./, она удержала за собой название франкмасонов, предоставив цеховой организации называться просто масонами.

Если старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то истинными, духовными предками его были, несомненно, представители европейской интеллигенции: алхимики и утописты CUII века.

История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей ремесленных гильдий и братств. Появление первых ремесленных гильдий относится в Англии еще к началу CII века, но документальные указания на гильдии каменщиков встречаются не ранее конца CIU века. В CU веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговые гильдии отодвинулись на задний план. Цехи владели собственными домами, богадельнями; из их среды уже выдвигались будущие фабриканты-капиталисты, богатые предприниматели-мастера. Члены более почетных цехов носили мундиры /ливера/ и составляли городскую аристократию, которая участвовала в выборах членов парламента и муниципалитета. С 1481 года к категории «ливрейников» были причислены в силу королевского указа и лондонские масоны.

Кроме чисто цеховых организаций, ремесленники соединялись в средние века и в более тесные союзы, или братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер. Культ святого, патрона цеха, и заботы о загробной судьбе умерших братьев играли в их деятельности главную роль, но наряду с этим преследовались, и другая цель – взаимная помощь при путешествиях: при помощи условных паролей и знаков братья всюду узнавали друг друга и получали друг от друга поддержку. Сообщение паролей и присяга верности составляли самую существенную часть церемонии вступления в братство. Братства английских каменщиков с CU века стали называться ложами.

Тяжелый удар нанесла ремесленным братствам Реформация, открывшая поход против всех организаций, носивших церковный характер. В 1547 году они были запрещены  парламентским актом. Многие братства с этого времени прекратили свое существование, но масонские ложи оказались в числе организаций, выдержавших этот удар.

К этому времени начинают приобретать первенствующее значение естественные науки: физика, химия, физиология и анатомия; опытные науки увлекают мысль на новые пути. Подрывается вера в непогрешимость церкви. Философия открывает борьбу за свободу мысли, она больше не желает быть «служанкой богословия». Декарт, стремится освободить разум от наросших на него предрассудков и провозглашает горделивую фразу «Я мыслю, следовательно, существую» как единственную основу всякого знания.

Лучшие умы Европы увидели для себя полную возможность вести через ложи пропаганду своих идей: Бэкон, Бокль, Ян Коменский, Лейбниц и др.

Вскоре Лондон сделался первой лабораторией революции.

Все оппозиционеры и недовольные собирались в своих «невидимых» философских обществах и коллегиях. Главнейшим союзом являлась Лондонская академия, а самым верным деятелем ее - Самуэль Гартлиб.

Помимо философских коллегий, существовали и тайные союзы, проводившие либеральные идеи. Гартлиб учредил тайное общество и сочинил описание  идеального государства «Макарии» /изд. В 1638 г./, образцами для которых служили «Утопия» Томаса Мора и «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона.

Один из русских исследователей масонства В.Ф.Иванов считал, в частности: «Утопия Мора вообще служила образцом и руководством для всех последующих реформаторов мира».[3] Как известно, Т.Мор был автором произведения, которое он издал в 1516 г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом строе Утопии».[4] Выступая в эпоху первоначального капиталистического накопления, Мор в своей книге подверг критике нарождавшиеся  капиталистические отношения. Коренную причину всех социальных бедствий Мор видел в частной собственности. Строю, основанному на частной собственности, он противопоставляет идеальный общественный строй фантастической страны Утопии, в основе которого лежит общественная собственное производство и присвоение. Все взрослые люди на острове Утопия заняты производительным трудом, кроме лиц, выполняющих общественные функции, и лиц, занятых научной деятельностью. Утопические концепции Мора оказали большое значение на развитие социалистических и коммунистических учений вплоть до начала CC века.

Несмотря на значительное количество предложений по вопросу происхождения масонства, в сущности, с достаточной степенью вероятности можно утверждать, что масонство возникло в Англии. И  это не случайно, считает доктор исторических наук О.Ф. Соловьев. ОН пишет, что Великобритания «первой из европейских стран» прошла «искус революций и контрреволюцией», создавшая «устойчивые и признанные народом государственные институты, а главное решительно порвавшая с догмами католицизма, чтобы построить собственную англиканскую церковь протестантского толка.     

К началу CUIII века в обстановке усиления классовой борьбы и разложения феодализма роль католицизма ослабевает. Перед лицом непрерывных расколов, появления ересей и сект, скрытого распространения атеизма Ватикан уже не мог безраздельно господствовать над умами людей…. При этом происходит редкостное сочетание рационализма с мистикой».[5] Примерно такую же мысль изложил в начале CC века Р.Ю.Виппер: «Масонство и другие аналогичные направления делают из просветляющего разума святое начало, обращают право вестников науки в апостолов нового Евангелия, образуют из его адептов священный орден… Орудие знания само превращается в Бога, в великую. Творческую силу, в великого решающего судьбу…это в конце  возрождающаяся в другой форме вера. Поворот к вере, к религиозному настроению сильно намечается в обществе с половины CUIII в. Он своеобразно совпадает с выступлениями новых общественных классов, с защитой их нужд и стремлений».[6]

24 июля 1717 года четыре малочисленные лондонские ложи основали в качестве своего управляющего центра великую ложу, юрисдикция которой сначала распространялась лишь на столицу страны. Первым ее руководителем был дворянин Э.Сейер. Затем главами стали и остаются вплоть до нашего времени лица знатного происхождения.

 



2019-10-11 215 Обсуждений (0)
Происхождение масонства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение масонства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)