Социальная работа с освободившимися лицами.
Прежде чем приступить к описанию проводимой работы сотрудниками УИС с освободившимися лицами, стоит отметить, что на всем протяжении отбывания наказания с осужденными ведется социальная работа Группой социальной защиты осужденных (ГСЗО) в Исправительной колонии (ИК), тюрьмах и т.д. на основании Приказа №262 «Об утверждении Положения о Группе социальной защиты осужденных в УИС» от 2005 г. За полгода до освобождения из мест лишения свободы проводятся подготовительные работы с осужденными. Специалисты ГСЗО на начальном этапе подготовки проводят мини-исследование с осужденными на тему того, как они «собираются жить» после освобождения посредством опроса и интервью, а именно: где собираются/хотят работать, подходит ли образование согласно их ожиданиям насчет работы, где будут жить (есть собственное жилье, у родственников)). После того, как специалисты выяснили ожидания своих клиентов, начинается сама работа. Первый этап после собеседования – это выяснения о том, готовы ли родные принять освободившегося осужденного и обеспечить его жильем в том случае, если у осужденного собственного жилья нет с помощью телефонных звонков, электронных писем. В 30% случаев как показывает практика, родственники отказываются принять осужденного, объясняя это тем, что не хотят больше оказывать помощь и поддержку человеку, который преступил закон. В случае отказа родственников специалисты подыскивают жилье самостоятельно. Например, размещают в СРЦ, так называемых «ночлежках», где некоторое время осужденным оказывается медицинская помощь, питание, одежда и койко-место. В Нижнем Новгороде, например, освободившихся осужденных определяют в Нижегородский Далее, осужденному предлагается помощь в трудоустройстве. Специалисты ГСЗО через Государственную службу занятости выясняют, какие есть вакансии в том или ином населенном пункте и связываются с ними, обговаривают все условия трудоустройства и заработную плату. Далее, обговаривают это с самим осужденным. Социальный работник выступает здесь связующим звеном. После того, как решения приняты, с осужденным проводятся занятия на тему как адаптироваться на свободе. Ему выдаётся памятка с номерами телефонов всех служб того региона, куда он поедет после освобождения. После всех проведенных работ осужденный освобождается и ему выдается пособие (в наст.время размером в 800 руб). А также, в течение 3-х месяцев специалисты ГСЗО проводят проверку осужденного, совершая регулярные звонки и выясняя его текущее состояние.
24. Коррекционная работа в семье – характеристика основных принципов. Методы коррекции, применяемые в конфликтной семье.
Под методикой (техникой) семейной коррекции понимается типовая совокупность действий, с помощью которой специалисты решают задачи социально-психологической помощи семье. Охарактеризуем основные виды техник, которые являются базовыми в коррекционной работе. 1. Указания (директивы). Это рекомендации специалиста о необходимости со стороны семьи или отдельных ее членов определенных действий. Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил следующую типологию директив: а) указания членам семьи делать нечто, что до сих пор не делалось, б) указания членам семьи делать нечто, что до сих пор делалось иначе, в) указания не делать чего-то, что они делали. При этом должны соблюдаться следующие условия: - директива должна быть как можно более точной; - в ее исполнении должны участвовать все члены семьи; - должна быть установлена система поощрений и взысканий, которые помогли бы членам семьи удержаться от нежелательных действий. Выделяют директивы прямые и парадоксальные. В случае парадоксальной истинная цель противоположна провозглашенной. Напр., соц.работник, работающий с конфликтной семьей может предписать им конфликтовать в определенных случаях, рассчитывая, что эта рекомендация разрушит присущий данной семье сценарий конфликтов, сделает конфликты искусственными, ненужными в глазах членов семьи. Методика директив наиболее эффективна в следующих случаях: - семья способна, по мнению специалиста, вести себя иным, чем в настоящее время, образом, т.е. имеется возможность для коррекции поведения членов семьи; - в коррекции нуждается определенный фрагмент сценария семейной жизни, в этом случае специалист должен выделить все фрагменты и найти подлежащий коррекции, т.е. показать членам семьи, что нужно делать иначе. - в коррекции нуждается «внешний» фактор, несвязанный с отношением членов семьи друг к другу – напр., смена места жительства, тех или иных сторон быта, досуга, режима, что может сделать жизнь семьи более упорядоченной и также избавить от конфликтов. 2. Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной коррекции. Дискуссия преследует многочисленные цели, в первую очередь, коррекция неправильных представлений: - о способах решения семейных конфликтов; - о планировании и организации семейной жизни; - о распределении обязанностей в семье. При ведении семейной дискуссии используются такие приемы как заинтересованное слушание, обучение с помощью постановки вопросов и проблем, повторение, резюмирование. 3. Обусловленное общение – когда в привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент с целью коррекции этих отношений. Напр., при обсуждении какого-либо вопроса между членами семьи неизбежно должен вспыхнуть скандал. В этом случае эффективным может быть прием, когда члены семьи обмениваются мнениями не вербально, а с помощью записок. Это помогает членам семьи замедлить процесс коммуникаций, наблюдать его как бы со стороны и анализировать. Это также возможность прийти в новое эмоциональное состояние, чтобы дальше рассуждать на рациональном уровне. В обусловленном общении эффективны техники «конструктивного спора» или «честной борьбы». Они включают в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу: - спор может проводиться только после предварительного согласия обеих сторон; - выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликта – но по правилам спора. - каждый должен высказать свое мнение; - спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «у тебя всегда так», «ты вообще» и т.д. - недопустимы удары «ниже пояса»: физические, сексуальные проблемы, неудачный опыт в прошлом и т.д. Цель этой техники – обеспечить устойчивость против выражения агрессии, отстаивать свое мнение, не прибегая к скандалу и не разрушая теплой эмоциональной атмосферы в семье. 4. Проигрывание семейных ролей. Эта методика включает проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения. Напр., «звериная семья» - птицы, кенгуру и т.д., «обмен ролями»: мама – это папа, и наоборот, дети – это взрослые и наоборот. Игра естественна для ребенка и помогает корректировать их поведение, взаимоотношения с родителями и другими членами семьи. Взрослым игра полезна в смысле научения замечать вокруг себя других членов семьи с их проблемами и заботами. 5. Техники, формирующие умения и навыки семейной жизни. Нередки случаи, когда у членов семьи отсутствуют или недостаточно развиты навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни. Например, для молодых отцов часто бывает проблемой общение с маленькими детьми. В этом случае эффективна групповая коррекция, когда несколько молодых семей объединяются и обмениваются опытом, своими находками. Социально-психологическая помощь семье может быть связана с определенными проблемами: - информационные проблемы - психологическая некомпетентность, непросвещенность членов российских семей; - организационные проблемы – недостаточная распространенность Центров помощи семье и детям, в которых есть специалисты, владеющие современными методиками; - эмоциональные - в процессе коррекционной работы, особенно в ее начале, часто возникает чувство фрустрации, неудовлетворенности, нежелание раскрывать некоторые стороны своей семейной жизни, сопротивления вмешательству извне. - интеллектуальные - вместо готовых решений членам семьи приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и, в конце концов, меняться самим. Для преодоления этих трудностей важное значение имеет активная роль специалиста по проблемам семьи. На первом этапе знакомства с проблемами семьи обычно проводится беседа, т.е. вербализация эмоционального состояния членов семьи. Это создает у клиентов ощущение понятости, формирует мотив к дальнейшему выражению эмоций, большей степени откровенности. Второй аспект общения со специалистом – это создание у членов семьи представления о том, что семейная коррекционная работа дает реальный шанс устранить проблемы, которые мешают в семейной жизни. Клиенты еще очень плохо представляют себе семейную коррекционную работу: необходимо поставить их в курс дела, презентовать выигрышные стороны социально-психологической помощи. Третий аспект - наиболее важный. Происходит проработка мотивов, препятствующих участию в семейной коррекции. Часто на этом этапе используется метод «парадоксальной интенции». Суть его в том, что специалист как бы отговаривает членов семьи, рисует картину трудностей с проведением коррекционной работы. При этом его задача - не охладить пыл клиентов, а подспудно стимулировать клиентов несмотря на ставшие очевидными для них трудности преодолеть эти проблемы. Проблема привлечения всех членов семьи может решаться по-разному. Присутствие всех нередко рассматривается как необходимое условие для того, чтобы специалист вообще взялся за помощь. Готовность участвовать одного из членов семьи вызывает ироничное отношение других, но и способствует проявлению заинтересованности. Для специалиста важно поддержать эту заинтересованность.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |