Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа)



2019-10-11 334 Обсуждений (0)
Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК

ББК

 

© Гехт А. Б., Измозик В. С., Комиссарова Т. С., 2014

© Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . .  
ТЕМА 1. Введение в историю. Особенности становления государственности в мире . . . . . . . . . .  
1.1. Теория и методология исторической науки . . . . . . . . . . . .   
1.2. Древнейшая и древняя история человечества (IV тыс. до н. э. –            V в. н. э.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
ТЕМА 2. Русские земли и средневековый мир (V- XV вв.) . . . . .                     2.1. Средневековье как этап всемирной истории. .  
2.2. Древняя Русь (IX – середина XII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . 2.3. От Древней Руси к Московскому государству (середина XII-              XV вв.) ТЕМА 3. Россия в XVI–XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации . . .  
3.1. Страны Европы в XVI–XVIII вв. . . . . . . . . . . . .  
3.2. Россия в XVI в. 3.3. Россия в XVII в.: на пути к абсолютизму . . . . . . . . . . . . .   
3.4. Россия в XVIII в.: становление абсолютизма . . . . .  
ТЕМА 4. Индустриальная цивилизация в XIX – первой половине            XX вв. . …………..   
4.1. Становление индустриальной цивилизации . . . . . .  
4.2. Российская империя в XIX – начале XX вв. . . . .  
4.3. Россия в годы революции и гражданской войны (1917–1922) 4.4. Советская модернизация: основные этапы и направления (1920-е – 1930-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.5. Вторая мировая война. Великая Отечественная война ТЕМА 5. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI вв. . . . .   
5.1. Мир во второй половине XX в. 5.2. Советский Союз в 1945–1991 гг.: попытки реформ и нарастание кризиса . . . . . . . . . . . . .  
5.3. Россия в условиях глобализации мирового пространства .. . . . .   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Гехт Антон Борисович

Измозик Владлен Семенович

Комиссарова Татьяна Сергеевна

 

ИСТОРИЯ

Практикум

 

Редактор

                                                                                   

План 2015 г., п. 226

______________________________________________________________________

Подписано к печати

Объем 3,0 усл.-печ. л. Тираж экз. Заказ

______________________________________________________________________

Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61

Отпечатано в

 

 

Введение

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавров в СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,[1] как и во всех вузах России, включает три учебных цикла.[2] «История» – одна из обязательных дисциплин базовой части первого из них - гуманитарный, социальный и экономический цикл. Ее изучение происходит в I семестре и завершается экзаменом.

Актуальным остается мнение об истории известного русского ученого В. О. Ключевского (1841 - 1911): «в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».[3]

Следовательно:

ü усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе определять практическую деятельность настоящего, уменьшает риск принятия ошибочных решений в профессиональной сфере,            

ü историческая подготовка становится для студентов основой для изучения последующих социогуманитарных наук (философии, культурологии, социологии, психологии),

ü изучение истории выполняет не только познавательную функцию, но и воспитательную, и просветительскую. Знание истории своего Отечества и всемирной истории формирует такие качества гражданина, как забота об интересах своего народа и государства, порядочность, ответственность, честность, позволяет понять истоки национальной культуры, место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.

Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она  закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Цели практических занятий:[4]

ü расширение и детализация знаний, полученных на лекциях,

ü освоение основных принципов работы с разнообразными источниками, в т. ч. справочной и научной литературой, с таблицами и схемами,

ü формирование навыков самообразования, умения учиться самостоятельно, т. е. овладения метода­ми, способами и приемами             самообучения, саморазвития и самоконтроля,

ü освоение познавательных приемов изучения истории,

ü представление результатов творческой деятельности студента, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых студентами самостоятельно.

Цель заданий согласуется с целями практических занятий, соответственно направлена на развитие самостоятельного мышления студентов, более глубокое овладение ими курса истории, ее сложных событий и явлений, приобретение умений, навыков и компетенций, которые необходимы не только для овладения последующих социогуманитарных дисциплин, но и для выполнения ими ряда своих будущих профессиональных обязанностей.

Наряду с практическими занятиями практикум выступает и как средство обратной связи: студенты – преподаватель.

Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям)  и групповое выполнение (во время работы в аудитории).

Выполнение заданий предусматривает ряд этапов:

ü предварительная работа над конспектом лекции, учебником, учебным пособием по соответствующей теме,

ü знакомство с новейшей учебно-методической литературой, список которой приведен в методических рекомендациях для проведения практических занятий по истории.[5]

     Следует знать, что для студентов СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[6]

      В целом для подготовки к практическим занятиям и практикуму рекомендуется использовать и возможности интернет-ресурсов:

ü http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом,

ü http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории,

ü http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории,

ü http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников,

ü http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы.

Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы.

       Практикум рассчитан на 17 занятий, содержание которых включает вопросы для обсуждения, комментированное чтение и анализ исторических источников, заполнение синхронистических, хронологических, сравнительных таблиц[7] и схем, составление глоссария,[8] тематику сообщений (по предложению преподавателя),[9] тексты с ошибками, обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории, применение метода «экспресс-рецензии».[10]

    Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий):

ü подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов,

ü самостоятельное изучение отдельных тем по заданию преподавателя.

    Выполнение предложенных заданий помогает не только самостоятельному изучению материала, но и развитию творческого мышления, повышению уровня исторического сознания.

 

 

Тема 1. Введение в историю.
Особенности становления государственности в мире

Занятие № 2

Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа)

1. История как наука: предмет, сущность, формы и функции исторического знания.

2. Теории исторического развития.

3. Исторический источник: понятие и классификация.

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли объективные и познаваемые законы истории?

2. Влияет ли личность историка и его взгляды на трактовку исторических фактов?

3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?

4. Сравните высказывания:

ü немецкий философ Гегель: История учит лишь тому, что ничему не учит;

ü русский историк В.О.Ключевский: История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

Какие выводы можно сделать из этого? Чье высказывание кажется Вам более точным?

      5. В чем причины особого внимания к историческому знанию на современном этапе?

      6. Оцените историю России с точки зрения формационного и цивилизационного подходов к истории.

 

Задание 1

Как Вы оцените суждение русского историка В. О. Ключевского, высказанное в 1895 г.:[11]

«Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств – это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки – это наши задачи».

Задание 2

Составьте глоссарий:

Археология, бонистика, вексиллология, генеалогия, геральдика, историография, источниковедение, нумизматика, ономастика, сфрагистика (сигиллография), теория локальных цивилизаций, теория этносов, топонимика, фалеристика, формационная теория, эпиграфика.

Пример составления глоссария:

Архив  (лат. archivum – присутственное место) -                   а) учреждение или его часть, хранящая документы, б) совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц. Понятие «архив» начали употреблять в России в XVIII веке, после издания 10 марта 1720 года Генерального регламента государственных коллегий. Согласно документу во всех органах власти появлялись собственные архивы, и официально вводилась должность архивариуса. Он должен был собирать, регистрировать и хранить официальные бумаги. Появились два государственных архива – Петербургский и Московский. Первый, столичный, занимался делами государства, туда поступала текущая дипломатическая переписка и прочие официальные документы. А в московском архиве собирали документы, представляющие историческую ценность. Самые ранние относились к XIV веку. Крупнейшие архивы мира – национальный архив в Париже; национальный архив и рукописный отдел библиотеки Конгресса США в Вашингтоне; в России – Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, Российский государственный архив древних актов в Москве и др. http://www.rus.freecopy.ru/print.php?id=183530;              http://www.vesti.ru/doc.html?id=346269&cid=400

Занятие № 3



2019-10-11 334 Обсуждений (0)
Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)