Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) вопрос о консолидации и церковном единстве.



2019-10-11 257 Обсуждений (0)
Б) вопрос о консолидации и церковном единстве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые же шаги императора Михаила II свидетельствовали о растерянности – “кто установил, тот и дает ответ Богу” - с этого и начинается агония иконоборчества.

Твердую политику пытался проводить Феофил – опять появились мученики, так называемые “начертанных”. Опять святитель Мефодий был в заключении. Феофил доходил до того, что на лицах исповедников писали стихи Феофила, обличающие этих исповедников – “начертанные”. Михаил проправил с 820-825 г. В 824 г. для успокоения общественного мнения, возмущенного самозванцем, он женился на родной дочери Константина VI Ефросинии – внучке Филарета Милостивого. Преподобный Феодор Студит вызван в 821 г. в Константинополь, чтобы не примкнул к самозванцу Фоме (вряд ли!).

Патриарх Никифор и Феодор Студит возбуждают перед новым императором законное ходатайство о созыве нового собора и об отмене императорской иконоборческой политики. Ходатайство отклонено правительство Михаила согласно только на референдум.

В 823 г. самозванец Фома разбит и казнен. Феодор Студит вновь в ссылке – на берег Босфора. 11 ноября 826 г. он скончался и погребен на острове Принкипо. Михаил II пытается дело с иконами спустить на тормозах – пишет папе Пасхалису I и императору Священной Римской империи Людвигу Благочестивому (это послание сохранилось и обличает Михаила II как человека, не разбирающегося в богословии, но по-своемому благочестивого).

 

Аргументы Михаила II против иконопочитателей:

а) путаница понятий продолжается – игнорируется восхождение к первообразу в почитании икон;

б) пытается противопоставить почитание Честного Креста и почитание икон (VII-й Вселенский Собор подчеркнул их равнозначность);

в) “молитвами у икон просят помощи”. На самом деле просят помощи у первообраза, у Христа, у Божией Матери, у святых;

г) из икон иконопочитатели делают восприемников при крещении (это уже веяние века). Господь, конечно, иногда дает в защиту кроме, небесного покровителя и ангела хранителя, еще кого-нибудь, но это – исключение. Восприемники – люди.

д) некоторые из священников соскабливали краски с икон, смешивали со Святым Причастием и этим причащали;

е) использовали иконы с мощевиками вместо антиминса;

ж) устраивали в домах церкви с иконами.

Михаил II предлагал снять иконы с низких мест, где можно ставить свечи, но оставить их на высоких местах, “чтобы невежественные и слабые люди не воздавали божественного поклонения иконам и не зажигали перед ними свечей” - умеренное иконоборчество.

Михаил II был человеком искренним, добросовестным и опасался и Рима и пропаганды в Риме. В это время в Риме и в греческой Италии продолжают посвящать священников для Константинополя.

В 829 г. на престол вступает Феофил I и, хотя его отец втупил на престол после убийства императора Льва V, первый его шаг – казнь убийц Льва V. (императора Льва V убили в алтаре – отбивался он и крестами и подсвещниками и т.д.).

Еще при жизни Михаила Евфросиния настояла на том, что для наследника престола нужно устоить цаские смотрины. В 828 г. смотрины были устроены – выбрали Феодору. Феодора была из тех же мест, что и мать Евфросинии – из Пафлагонии, т.е. север Малой Азии, а в провинции практически не было иконоборчества. Феодора водворяется во дворце вместе с матерью Феоктистой, дядей Мануилом (брат Варды), т.е. целый клан. Рождается 5-ть дочерей и сын – будущий император Михаил III Пьяница. Дочерей воспитывает бабушка, а сынок – в небрежении. Феофил занят войной с арабами с переменным успехом и в 838 г. серьезное поражение от арабов при Амовии.

В церковной политике этот император во всем следует принципам своего отца, но умеренность постоянно нарушается и пафос против иконопочитателей тот, что “вы постоянно противитесь императору ромеев”.

После смерти патриарха Феодота патриархом становится Иоанн Грамматик – воспитатель императора и председатель комиссии 814 года. Когда Иоанн был функционером, то проявлял хитрость и ловкость, но на патриаршем престоле он оказался совершенно бессилен – это признак, что движение иконоборцев выдохлось.

В 842 г. умирает Феофил и на смертном одре заклинает свою супругу Феодору не пускать этих идолов (иконы) в церковь, а придерживаться честных крестов. Но все же на смертном одре у него был вопль о Церкви, т.е. индифферентных людей в вере не было.

Как только похоронили императора Феодора негласно обращается к оппозиционному духовенству и ставит одно единственное условие для изменения своей политики – это загробное прощение умершего мужа и молитвы за него. Условие было принято.

 

Мероприятия Феодоры с конца 842 г. отличаются от мероприятий Ирины, т.к. при Ирине иконоборчество поддерживалось определенными социальными слоями, а сейчас не поддерживается никем.

1. Организуется, как бы, черный кабинет, т.е. регентский совет под председательством императрицы Феодоры и на этом совете принимается государственное решение – вернуться к почитанию икон (аналогичное решение принял и Сталин в 1943 г.);

 

2. Этот же совет принял опять-таки государственное решение – удалить с патриаршего престола Иоанна Грамматика. Его уведомили, что правительство приступает к восстановлению иконопочитания, и предложили ему или выразить согласие или оставить патриаршество.

Иоанн Грамматик симулировал вооруженное нападение государственных чиновников на свою персону. Позднее он был обвинен в том, что сам себе нанес удар, т.е. обвинялся в попытке самоубийства и ссылается в монастырь, который находился в его поместье. За то, что он в досаде выколол глаза у иконы Спасителя его по приказу Феодоры высекли, но от причащения не отлучили. Позднее Иоанна Грамматика увещевал молодой Константин Философ, будущий равноапостольный Кирилл.

3. В марте 843 г. избирают в патриархи святителя Мефодия Константинопольского – монашеский стаж 30-ть лет, в иеромонахи посвящен в Риме;

4. Принято решение о перенесении мощей патриарха Никифора, скончавшегося в 829 г.;

5. Из ученого духовенства было составлено совещание с заданием – подобрать тексты из Священного Писания и трудов святых отцов, указывающие на правомерность почитания святых икон;

6. Был созван малый поместный собор во дворце Цель собора под председательством святителя Мефодия – восстановить авторитет 2-го Никейского собора и признать декабрьский собор 815 г. при Льве V незаконным и разбойничьим, т.к. он был без патриарха.;

7. Обращение царицы Феодоры к народу. И в первое воскресение Великого Поста 6 марта в храме Святой Софии были прочитаны статьи собора, синодик и похвалы подвижников православия.

Все анафематизмы Торжества Православия были безимянными – как бы отрицательное исповедование веры. В частности, среди анафематизмов был такой: “Всем, кто писал (пишет) какие-то порицательные сочинения против святых патриархов Тарасия и Никифора - анафема”. Автор этого документа патриарх Мефодий. Анафематствованы были действия, а не лица, поэтому все сочинения Феодора Студита против патриархов подпадают под эту анафему. Феодора Студита уже нет в живых, но есть его последователи: Навкратий – игумен Студийский (наус - корабль) и Афанасий – игумен монастыря Саккудион, где когда-то подвизался и Платон.

Кроме этого были еще и духовные назидания патриарха Никифора: “Если даже весьма немногие останутся в православии и благочестии, то они – суть Церкви”.

В январе 844 г. – торжественное перенесение мощей Феодора Студита в Студийский монастырь и начало смуты, уже правой Студийской оппозиции.

Перед Мефодием стоят две задачи и главной из них он считает консолидацию церкви, а затем – установление правильных отношений с государством. Для этого надо было поставить авторитет патриаршего престола на недосягаемую высоту. Если Тарасий говорил: “Простите, в Константинополе есть епископ”, то Мефодий выражается иначе: “Епископов много, а отец у вас один и это я”.

Мефодий утверждал, что не епископат в целом – преемник апостолов, а только предстоятель кафедры поместной церкви (Римское влияние). (Надо различать преемство служения апостольское, которое не зависит от должности и чина и преемство рукоположений. Преемство рукоположений относится ко всему епископату).

Действия Мефодия:

а) Тот православный клир, который получил посвящение при Никифоре или в Риме или в Италии и не уклонялся в иконоборчество – вне подозрений

б) Те, кто получил правильное и законное рукоположение, но уклонился в иконоборчество подлежали низложению. И таких оказалось около 20 тысяч да еще и с семьями, но всех так или иначе устроили в разных благотворительных учреждениях, но не выше псаломщиков.

Преподан урок – безумно переходить на сторону власти, если она посягает на Церковь – Церковь хранит Господь. (Отличие акта патрирха Сергия 1943 –1944 г. в отношении обновленцев: люди, получившие правильное рукоположение, после покаяния восстановлены, а которые получили посвящение от обновленцев – извергались из сана, т.е. меры более умеренные).

С правой оппозицией еще надо было разбираться. Оба игумена никогда не пытались распространять сочинения 811 г. Феодора Студита, которые теперь подпали под анафему (игумены пытались замолчать этот вопрос). Мефодий приказал выискивать даже списки этих сочинений. Студиты отказались выдать и их всех отлучают от церковного общения. К Мефодию обратились с ходатайством о прощении монахи лавры святого Саввы Освященного и монастыря Саккудион, т.е. единомышленники, но не подпавшие под запрещение. Ведь фактически Студиты отказались предать учителя, а Мефодий им пишет так: “Как вам и нравилось, вы отсечены, и как вам любо – отколоты и поскольку по природе не входите в стадо, словно какие-то одинокие кабаны и одичавшие вепри, что вам и было по душе, чтобы растление ваше не вредило людскому множеству”.

Отлучение было, но никаких других действий не последовало. Господь оказался милостив к обеим сторонам. Мефодий дождался 13 марта 847 г., чтобы прошло ровно 33 года после удаления Никифора, чтобы провести параллель с Иоанном Златоустом, мощи которого тоже вернули в Константинополь через 33 года после изгнания, и – торжественное возвращение мощей Никифора. 14 июня 847 г. патриарх Мефодий скончался (прославлен).

В патриархи по инициативе государственных чиновников был избран Игнатий – сын императора Михаила I (прославлен). Игнатий почитал Феодора Студита и смягчил политику Мефодия – предложил вернуться Студитам в церковь без всяких условий, но анафематизм 843 г. - остался. В июне 847 г. – закончилась Студийская оппозиция и в Церкви водворился мир.

 

Выводы:

1. Иконоборческий период длился с 726 г по 843 г. Этот столетний период характерен тем, что это была война между Церковью и помазанными императорами.

Константинополю было показано, что вопреки новелле Юстиниана, император в делах по сохранению догматов Церкви, достоинства священства и соблюдении канонов – помощи Божией не получает.

Государство религиозной силой быть не может и не должно.

Нравственный авторитет Церкви может и должен оставаться непоколебимым вне зависимости ни от какого способа правления и, тем более, от личного достоинства возглавителя государства.

2. В этот 100-летний период шла борьба святителей Константинопольских (подряд четыре святых патриарха: Герман, Тарасий, Никифор и Мефодий) за консолидацию Церкви, за церковное единство, т.к. только спаянная Церковь и иерархическая организация может противостоять любому натиску извне.

3. Для хотя бы критики предстоятеля необходимым и достаточным условием является уклонение его от истин святой Православной веры, т.е. от догматов.

4. Практически сам ход церковной жизни определил права и внутреннее устроение поместной церкви, т.е. внутренние законы автокефалии, хотя последовательную борьбу за автокефалию Константинополя проведет патриарх Фотий позднее (родственник Тарасия).

Самым опасным оказалась попытка слияния государственной власти и церковного управления. Этот период ясно показал, что, чем четче проведена здесь граница, тем лучше и государству и Церкви.

 

Лекция 26 а

«Зарождение сектантского движения в недрах Православной Церкви.»

 

Итак, у нас сегодня, друзья мои, занятие дополнительное. Лекция 26 а. Пишем.

И раздел. И раздел тоже новый, а именно:

Зарождение сектантского движения в недрах Православной церкви. 

(Реплика слушателей: о кошмар какой…) Не плачьте, так надо. Да…

Зарождение сектантского движения в недрах Православной Церкви.

И собственно тема сегодняшнего занятия:

Первый пункт: Родовые черты и видовые особенности явления сектантства.

Второй пункт: Секта павликиан. Ее формирование и становление: 775 – 845 годы.

Третий пункт: Борьба византийской государственности с сектой павликиан. Заключение.

Вот это то чем нам сегодня предстоит заниматься.

 

Итак, сразу Византия нам понадобится. Византия, первая половина восьмого века. Вот именно когда зародилось сектантство. Это мало кто понимает! Зародилось оно, друзья мои, не в католичестве, ни, тем более, не в протестантизме всех толков. Протестантизм просто рассыпался на секты. А зародилось оно в Православии и в этом великий промысел Божий.

Потому что именно Византийское православное церковное сознание смогло эти вещи отследить, определить и припечатать. И даже создать условия, чтобы они раскрылись. Америка была бы бессильна в этом, она вся в сектах. Там кругом секты. И церковные образования там, они от сект не отличаются принципиально. По крайней мере, в сознании, так сказать, кондового американца. В Германии было бы тоже самое. Даже в католичестве. Например, во Франции, и-то, альбегойцы ведь не воспринимались как секта. Ну, какие-то там инакомыслящие, а фактически кроме провокаций ничего там особого и не понималось.

 А вот это, это серьезно. Как раз потому Господь и попустил эту заразу на сильного. Ну, во первых, потому, что сильный организм борется. А, во- вторых, врачи все-таки есть, какие никакие.

 Итак, нам с вами предстоит предварительно значит решить и уметь отвечать на два вопроса.

Во-первых: Когда и как возникло сектантское движение. Вот это, как раз, и есть тема сегодняшней лекции.

 И, во-вторых: что такое сектантство. Вот мы должны будем дать три апофатических, то есть отрицательных определения. Четыре катафатических. Итого - семь.

И одно дополнительное. Это то, что сказано вот в Откровении: зверь восьмой из числа семи.

Итак, в начале, в качестве апофатической характеристики нас будет интересовать сектантство в отличие от расколов и в отличие от ересей. Это абсолютно разные вещи. Конечно они могут и должны соприкасаться. Да - раскол может выродится в секту. Может. В XX веке, пожалуйста, сколько угодно. А какие, это вы мне подскажете. Да - во всяком сектантском движении неизбежны ереси. Какие? Мы тоже будем говорить. Но, повторяю, не всякая ересь имеет сектантский характер. И не всякий раскол в секту вырождается.

Стало быть, все-таки в отличие… Сначала нужно определить.

Итак, на наш с вами первый вопрос несколько слов о зарождении сектантского движения.

Первая секта, которую запечатлело православное церковное сознание – есть секта павликиан.

Откуда такое название все понимают. По крайней мере, должны понимать. Конечно от апостола Павла. Все-таки, стало быть, не Иоанна Богослова они мыслят своим предтечей, ни Петра, тем более, а Павла. Но в том-то и дело, что Павла они противопоставляют всем остальным Апостолам. Вот это нужно уже себе сразу заметить.

Когда диавол напускает на Церковь вот эту новую заразу? Тогда, когда уже покончено с ересями. До этого он не имеет на то простора. Благодать Божия ему препятствует. А вот прошел Трульский собор. То-есть 692 год. Вот принято на нем 95 правило. То-есть правило возвращения в церковь из ересей. И вот тогда начинаются уже на другом месте Церковного тела какие-то сомнительные признаки. Вот мы сейчас попробуем их посмотреть. Итак, враг наносит удар с неожиданной стороны: основание всякой секты, ее зародыш, ее идеология – что церкви вовсе нет, что она не существует. Иногда можно прочесть, например, в православной энциклопедии Глубоковского, что уже николаиты были первосектой. Вот о которых сказал Господь, что «дела их Я ненавижу». Это понятно, но, к сожалению, у нас нет никаких положительных материалов чтобы об этом судить. Николаиты – это то что от Николая Антиохийца, оно возникло, оставило косвенные свидетельства и расточилось. А вот то, что началось в начале восьмого века. Ну, может, в самом конце седьмого века, в 90-х годах. Это явление развитое церковное сознание смогло отследить.

Мы теперь обращаемся к рассмотрению начального сектантского образования. С чего начинаются такие вещи? Пожалуй, с настроений. Они начинаются в головах. Не как социальное движение, а сначала именно как настроение внутри. Когда первую-то секту отследили, когда ее начали описывать, так это уже был 775 год. Она уже была развитым образованием. Она уже, так сказать, созрела. А вот как она зарождается – это любопытно.

Значит считали себя единственными духовными наследниками апостола Павла. То есть начинается все с обыкновенного, уединенного конечно, чтения священного писания. Ну –насчет единственных наследников, мы это и в ересях отмечали. Монофизиты, мы помним, считали себя единственными духовными наследниками Кирилла Александрийского. Но мы сейчас увидим в чем существенная разница. Значит, изучают послания Апостола Павла, знают их наизусть конечно, это тоже признак всякой секты. Конечно в своем понимании и принимают к руководству для организации своих общин. Тоже все родовые особенности сохранятся. То –есть где-то в начале восьмого века тоже вдруг начинается болезнь нетерпеливого сердца, попытка возвращения к первохристианскому бытию. Тогда позвольте. Вот мы говорили: «... раскол, в отличии от секты, ересь в отличии от секты.» Ересями мы с вами занимались много, расколами почти не занимались. Это нам предстоит через год, когда мы будем изучать Российский 20 век. Но сейчас, все-таки, некоторые необходимые вещи надо сказать. У кого есть книга правил Апостольских. А у кого нет желательно купить, возьмите в приходской библиотеке. Во- первых, первое правило Василия Великого, и, во- вторых, двукратного собора правила 13, 14 и 15. Вот там дается, как раз, определение - что такое раскол.

(Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския

1.И так относительно вопроса о кафарах [чистые, см.2 Всел. собора прав.7], и речено прежде, и ты благоразсудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали, разсуждавшие о сем предмете в свое время. Крещение пепузиан, по моему мнению, не имеет ничего в свое защищение и я удивился как не приметил сего великий Дионисий, будучи искусен в правилах. Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к церкви. Таким образом даже нахоящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин. Пепузиане же явно суть еретики. Ибо они восхулили на Духа Святаго, нечестиво и безстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению, оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая Его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается. Какая же была бы сообразность признати крещение тех, которые крестят во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискилу? Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано. Посему хотя великий Дионисий и не приметил сего, но нам не должно соблюдати подражания неправильному: ибо нелепость сама собою явна, и ясна для всех, имеющих хотя несколько разсуждения. Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо. Подобает же нам усмотрети злоухищрение енкратитов. Они, да соделают себя неудобоприемлемыми для Церкви, умыслили предускоряя совершати собственное крещение, чрез что и собственный свой обычай изменили. И так, поелику от них ничего ясно не изречено, мню, яко прилично нам отвергати их крещение: и аще бы кто приял от них оное, таковаго приходящаго к Церкви, крестити. Но аще сие имеет быти препятствием общему благосозиданию: то паки подобает держатися обычая, и следовати отцам, благоразсмотрительно устроившим дела наши. Ибо я опасаюся, что бы нам тогда, как хощем удержати их от поспешнаго крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства. Аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазуемы от верных, и тако приступали к таинствам. Впрочем ведаю, яко братий Зоина и Саторнина, бывших в их обществе, мы прияли на кафедру епископоскую: почему соединенных с их обществом уже не можем строгим судом отчуждати от Церкви, постановив, принятием епископов, как бы некое правило общения с ними.



2019-10-11 257 Обсуждений (0)
Б) вопрос о консолидации и церковном единстве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б) вопрос о консолидации и церковном единстве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)