Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. Наука, культура и образование во второй половине 60-начале 80-х гг. ее особенности.



2019-08-13 426 Обсуждений (0)
В. Наука, культура и образование во второй половине 60-начале 80-х гг. ее особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика в области культуры, идеологии, культурной сферы

Если говорить о культуре и образовании, то в 70-е гг. был осуществлен переход к обязательному и бесплатному среднему образования. Росло число вузов и техникумов. Фактически 4 из 5 граждан имели высшее или среднее специальное образование. В 1940 г. на науку государство выделило 300 млн. В 1970 – 11 млрд. рублей. В 1980 – 22 млрд. рублей. Только на науку к концу периода выделялось 5% всех государственных расходов. На образование выделялось от 9 до 12% государственных расходов. По сравнению с США это было мало. В США тратили до 18% государственного бюджета.

В области гуманитарных наук подобными успехами похвастаться сложно. Экономисты и историки шли за идеологическими установками, которые следовали из ЦК. Были ограничения относительно источников.

 Если говорить о культуре, то нужно сказать, что государство очень серьезно относилось к развитию журналов. С новинками зарубежных произведений знакомил журнал "Иностранная литература". Нельзя говорить о том, что художественные произведения следовали идеологическим установкам руководства. Журнал "Новый мир", "Огонек", "Октябрь" отражал либерально-западнические взгляды. "Современник". "Аврора", "Молодая гвардия" отражали патриотическую позицию. Хотя иногда их называли писателями-русофиллами. В целом же надо сказать, что господствовала и официально утверждалась партийно-государственная идеология, хотя говорить о единомыслии было бы неправильно.

В. Принятие Конституции СССР (1977 г.), ее особенности.

 Изменения в государственно-политическом руководстве. Новая конституция СССР

Конституция 1977г.

7 октября 1977г сессия Верховного совета утвердила новую Конституцию страны. «Брежневская конституция».

Особенности конституции:

* Имела введение- преамбулу. В ней содержалась краткая и емкая хар-ка этапов, которые прошла страна в 20 веке.

* В Конституции появились новые главы. Новая глава закрепила законодательно принципы внешней политики советского гос-ва. Равенство, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела друг друга, принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств, нерушимости границ, принцип уважения прав человека и его свобод и др.

* Конституция подтвердила, что Советы являются политической основой страны и органами власти. Название Советов были изменены. По предшествующей конституции 1936 года их официальное название- Советы

депутатов трудящихся. По новой – Советы народных депутатов. Т.е. изменился акцент, на кого стала ориентирована власть. Теперь произошло расширение интересов, ориентация не просто на рабочий класс.

* Конституция закрепила новые формы непосредственной демократии. Опосредованная- депутат от вашего имени принимает решение. Непосредственная- референдум, обсуждение.

В «после сталинский» период руководство подбирали по принципу личной преданности. По этому же принципу формировал руководство и Л. Н. Брежнев. По этом же принципу аппарат формировали М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин. В период правления Л. И. Брежнева этот принцип был доведен до абсурда. Но с другой стороны наблюдались новации в процессе государственного строительства.

Хрущев хотел построить коммунизм, но вскоре стало понятно, что такую модель реализовать в короткий срок невозможно. В 1966-1967 гг. появляется понятие «Развитой социализм». Под этими процессами предусматривался длительный процесс, в ходе которого должно было бы меняться советское общество.

Была создана конституционная комиссия. Она заседала еще в «Оттепель». Когда власть поменялась была создана новая конституционная комиссия, которую теперь уже возглавил Л. И. Брежнев. В 1976 г. был опубликован проект конституции. Его обсуждали 10 лет. Каждый коллектив мог отправить в адрес конституционной комиссии свои замечания. Комиссия получила несколько тысяч замечаний. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла четвертую конституцию в СССР.

 

В. Инакомыслие и диссидентское движение в СССР в 60-е-начале 80-0х гг.

Диссидентство

Диссидентское движение. Идейную и духовную, организационную оппозицию политическому режиму составляли диссиденты. Открытых диссидентов было всего несколько сотен. Идейно они не были между собой едины.

3 направления: Социал-демократическое. Братья Медведевы. Суть взглядов: Сталин трансформировал учение Маркса-Ленина, подменил его сталинизмом. Полагали необходимым вернуться к подлинным идеям Маркса и Ленина. Почвенники-либералы. Солженицын и академик Шафаревич, писатели-деревенщики. Суть: идеализировали дореволюционную Россию. Мечтали о возрождении дореволюционной системы ценностей. Либералы-западники. «Защита прав человека!» академик Сахаров, Синявский писатель, Валерия Новодворская, Алексеева. Идеализировали западную модель устройства общества, считали ее идеальной, возможным перенесение ее на советскую почву.

Деятельность диссидентов: критика социализма и власти, свои произведения издавали путем самиздата на пишущих машинках или издавались за рубежом, организовывали отдельные немногочисленные акции протеста.

Наиболее широко представлены были на окраинных территориях. диссиденты могли опираться только на либеральную интеллигенцию. На окраинах- Прибалтика, Украина- это католические и лютеранские священнослужители, националистически настроенная часть интеллигенции.

=

Идейную организацию оппозиции власти в этот период представляло диссидентство. Оно существовало всегда, существует оно и сейчас. В отличие от эпохи Н. С. Хрущева диссидентство было организовано и действовало легально. Привлекали диссидентов не за взгляды, а за нарушение существующих законов. Численность организованного диссидентства в составляла примерно 10 тыс. человек.

 Социальная опора диссидентства была следующей: 1)Отказники. Это были те, когда работал на государственных, различного рода предприятиях и соприкасались с секретной информацией. Им регулярно отказывали в выезде за границу или переезде в другие страны. Срок разрешения выезда был различным. Естественно, что такие люди выражали неудовлетворение и выражали критическую политику по отношению к государству. 2)Националистически настроенная часть интиллегенции в национальных республиках. Такие люди преимущественно скапливались на территории Прибалтики, Украины, Грузии. 3)Лютеране и Католики.

 Диссидентство можно разделить на три течения. 1)Национально-либеральное. Яркими представителями такого направления были Солженицын, Шафаревич. Все они критически относились к советской действительности. Они критиковали "Реальный социализм". Для этого течения идеалом государственного устройства была дореволюционная Россия. 2)Либерально-западническое. Наиболее известными представителями этого направления были Сахаров, Тарсис, Синявский. Они критически относились к существующим реалиям, он считали, что Россия должна пойти путем европейских стран: парламентаризм, демократия, плюруализм. Правда Сахаров был сторонником идеи конвергенции. Он считал, что в будущем общество сможет избавиться от недостатков социализма и капитализма и соединить все лучшее. 3)Социалистическое направление. Р. Медведев и Ж. Медведевы, А. А. Зиновьев. Они считали, что советское общество деформировано "сталинизмом" и его нужно очистить от сталинского наследия. Они занимались само издательством. Они также организовывали отдельные протестные акции. Многие из них эмигрировали в протест против политики руководства Советского государства.  



2019-08-13 426 Обсуждений (0)
В. Наука, культура и образование во второй половине 60-начале 80-х гг. ее особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. Наука, культура и образование во второй половине 60-начале 80-х гг. ее особенности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)