Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции отношения общества к природе.



2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Концепции отношения общества к природе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов ХХ века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном, таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

На современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: "Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". "На наш век хватит", "После нас хоть потоп" -вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.

На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1828-1903), писал еще в конце XIX века: "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца*(8).

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, "природа знает лучше" и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы ХХ века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. "Под влиянием научной мысли и человеческого труда, - писал В.И. Вернадский, - биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу". Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человеческого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине ХХ века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60-70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены "Римского клуба", неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г., и др.), исходят из перспектив экологического "коллапса" и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оцениваются как утопичные и реакционные.

Калинин

Концепции взаимодействия общества и природы различаются между собой, в том числе в зависимости от религии, лежащей в их основе. Вину за то, что общество не может жить в гармонии с природой, традиционно связывают с христианством, поскольку именно эту религию исповедует население большинства промышленно развитых стран. Антропоцентристская ориентация христианства лежит в основе представлений, возвеличивающих человека в системе природных связей и отношений, абсолютизирующих его «активность» по отношению к «пассивности» природы. Изгнание Адама и Евы из Эдема трактуется как предтеча кризисных тенденций в развитии западной цивилизации17.

Коран, священная книга мусульман, так же как и Библия, призывает своих последователей к подчинению природы человеку, поскольку Аллах вверил человеку всё «то, что в небесах, и то, что на земле». Фактически в исламе скорректирована жёсткая иудейско-христианская антропоцентристская позиция18.

Большинство восточных религий, напротив, призывает к единению человека и природы, рассматривает человека как её неотъемлемую частицу. В буддизме человек не представляется изолированно от других существ или в противопоставлении с ними; в его рамках человек - представитель одного из видов живых существ (животных, деревьев и т.п.).

Даосизм19 выступает за то, чтобы природа шла «своим» путём, который не нарушался бы «неуместным» человеческим вмешательством. В постижении «истинной Природы» происходит одновременно отождествление человека с окружающей его средой; именно с ней образуется «неразделённое единство», в котором исчезают Я и не-Я.

Философские концепции взаимодействия общества и природы можно подразделить на натуралистические, потребительские и алармизм21. Натуралистические концепции были характерны для ранних периодов развития человечества. Их сущность сводилась к тому, что природа рассматривалась в качестве божественной данности, развивающейся по своим законам, которую человек не может постичь и которой не может управлять.

Развитие промышленности в период становления феодальных отношений потребовало активного вмешательства человека в природу для добычи необходимых ему природных ресурсов. Потребительские концепции провозглашали господство человека над природой, его активное вмешательство в природные процессы, интенсификацию добычи и использования природных ресурсов в целях развития цивилизации, ускорения научно-технического прогресса.

Осознание необходимости изменения взаимоотношений общества и природы привело к разработке философских концепций, объединяемых под названием «алармизм». Их содержание определяется осознанием того, что в современных условиях деятельность человека рассматривается уже как один из геологических факторов, влияющих на состояние всей биосферы Земли.

Следует отметить, что концепция устойчивого развития подвергается критике рядом авторов. «Опаснейшим заблуждением» называет эту концепцию Н.Н. Моисеев. Он полагает, что одной из причин является принципиальная невозможность достижения согласия на её реализацию между техногенными (западные), традиционными (японская, китайская, индийская, мусульманская) и русской цивилизациями22. Реализация концепции возможна лишь при условии добровольного принятия на себя всеми странами обязательств по её выполнению. Н.Ф. Реймерс справедливо указывает, что высокоразвитые страны не хотят делать вложения в общее дело, не получая от этого реального выигрыша.

Не менее проблематично самоограничение роста населения в слаборазвитых странах. Если за последнее столетие население развитых стран выросло в два раза, то в развивающихся - в пять раз. К 2100 г. около 90% населения будет жить в развивающихся странах и главным образом в бедности.

Можно оценить порог численности населения, который допустим на Земле без нарушения устойчивости окружающей среды и развития человечества при существующих технологиях. Если взять за отправную точку население, которое было на Земле при переходе через критический порог (начало XX в.), после чего началось нарушение устойчивости биосферы, то это будет величина порядка 1-2 млрд. человек. Путь к такой численности населения, т.е. депопуляция, должен проходить эволюционно и мирно при сохранении малых народов .

Развитие науки и техники в последние десятилетия свидетельствует о том, что оно само по себе не способно обеспечить совместимость научно-технического прогресса и требований устойчивого (сбалансированного) развития24.

В России экологическая ситуация в сравнении с другими странами мира относительно благополучная. Россия входит в восьмёрку стран мира, в которых естественный потенциал экосистем повреждён в наименьшей мере. К ненарушенным экосистемам относят, прежде всего, восточно-сибирскую тайгу, включая район озера Байкал и Камчатку, площадью более 6 млн. км2. Значительный массив лесной растительности сохранился в западной евроазиатской тайге площадью более 3 млн. км2. Практически полностью сохранились Высокоарктическая и южная тундра площадью 2,8 млн. км2. Таким образом, к ненарушенной

хозяйственной деятельностью следует отнести около 65% территории

России.

По возможностям создания условий своего существования и поддержания их в неизменном виде человек находится в зависимости от природы. Эта зависимость определяется необходимостью проведения трудовой деятельности, не выходящей за рамки требований общей природной целесообразности самоорганизации. Человек должен изучать законы развития природных процессов для того, чтобы его деяния, направленные на улучшение своих жизненных условий, укладывались в требования целесообразности развития природы26.

Четыре основных закона экологии в шутливой форме были сформулированы известным американским экологом Барри Коммонером.

«Всё связано со всем». Раскрывая его содержание, эколог пишет: «Экологическая сеть подобна усилителю. Небольшой сдвиг в одном месте может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом».

«Всё должно куда-то деваться». Фактически это закон сохранения материи. Б. Коммонер говорит: «Одна из основных причин нынешнего кризиса окружающей среды состоит в том, что огромные количества разных веществ извлечены из земли, где они были в связанном виде, преобразованы в новые, часто весьма активные и далекие от природных соединений».

«Природа знает лучше». В соответствии с этим законом природные экосистемы являются сложнейшими образованиями. Их организация произошла в результате эволюционного развития, отобрана из многих вариантов.

«Ничто не дается даром» или «за всё надо платить». По существу, биосфера представляет собой единое целое, и даже незначительные изменения одной её составляющей вызывают порой существенные сдвиги других её компонентов, которые необходимо предвидеть.

Только изучив законы развития природы, можно правильно выбрать наиболее эффективный технологический процесс, обеспечивающий рациональное использование природных ресурсов. Технологический процесс всегда протекает при участии человека, то есть он социализирован и подлежит опосредованию правом.

Устойчивое развитие общества предполагает две составляющие: динамическую - рациональное использование природных ресурсов, опосредуемое природоресурсным правом, и статическую - имеющую своей целью обеспечение охраны окружающей среды путём преимущественно установления запретов и ограничений на использование природных ресурсов.

Устойчивое использование природных ресурсов возможно лишь при наличии системы норм, объективированных в нормативных правовых актах природоресурсного права. Производственно-хозяйственная деятельность должна быть ориентирована не на повышение потребления природоресурсного потенциала, а на его рационализацию.

 



2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Концепции отношения общества к природе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции отношения общества к природе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)