Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве.



2019-11-13 1205 Обсуждений (0)
Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе природоресурсного права можно выделить группы норм общего, особенного и единичного действия. В основе дифференциации норм природоресурсного права лежит существование в природе интегрального ресурса, отдельных видов природных ресурсов и природных объектов. Наличие норм общего действия обусловлено единством предмета правового регулирования отрасли. Различные природные ресурсы и объекты являются составной частью единой и неделимой природы. Поэтому правовое регулирование, например, недропользования, водопользования, лесопользования и др., имеет в своей основе идентичные правовые принципы и подходы. Естественные свойства некоторых природных ресурсов обусловливают однотипность подходов к правовому регулированию отношений по их добыче. Поэтому законодатель регулирует такие отношения сходным образом.

Учет особенностей указанных отношений приводит к установлению в природоресурсном праве норм, распространяющих свое действие на отношения, связанные с добычей нескольких видов природных ресурсов, или норм особенного действия. Несмотря на общность отношений по добыче различных природных ресурсов, существует специфика правового регулирования отдельных видов ресурсопользования и использования природных объектов, что предполагает существование в системе природоресурсного права норм единичного действия.

В систему природоресурсного права иногда ошибочно включают нормы, регулирующие отношения по охране природных ресурсов, отождествляя их с отношениями по рациональному использованию. Между тем это взаимно исключающие друг друга отношения. Рациональное использование природного ресурса предполагает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе[7]. Извлечение природного ресурса изначально предполагает нанесение вреда окружающей среде, в то время как основная цель охраны природы – недопущение такого вреда.

Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.

 Правовые институты Общей и Особенной частей природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного праване является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты Общей части природоресурсного права:

ü Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

ü Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

ü Ресурсопользование.

ü Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

ü Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

ü Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

ü Недропользование.

ü Водопользование.

ü Лесопользование.

ü Пользование объектами животного мира.

ü Пользование природными лечебными ресурсами.

 Методы правового регулирования природоресурсных отношений и их особенности.

Проблема метода, как и предмета правового регулирования, в отечественной юридической науке окончательно не решена. Под методами правового регулирования обычно понимают приёмы юридического воздействия, их сочетание, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария, совокупность приёмов и способов воздействия права на общественные отношения.

Конкретные методы правового регулирования, отмечал В.М. Горшенёв, получают своё закрепление в нормах отрасли права. Будучи отражены в нормах, методы являются достоянием самого права, а не регулируемых правом общественных отношений93. Экстраполируя это положение на уровень отрасли права, Я.Н. Уманский связывает метод отрасли права с отличительной чертой включённых в неё норм, не свойственной ни одной другой отрасли права. Поскольку метод правового регулирования отрасли так или иначе объективируется в её нормах, постольку на стадии законотворчества законодателю необходимо адекватно оценить сущность, специфику подлежащих правовому опосредованию общественных отношений с тем, чтобы избрать и закрепить в нормах отрасли права такой метод правового регулирования, который в максимальной степени соответствует особенностям данной отрасли. В противном случае, как справедливо отмечает В.М. Сырых, метод, на выбор которого оказали влияние случайные условия, в последующем будет заменён на метод, который соответствует сущности регулируемого общественного отношения.

По мнению В.Д. Сорокина, при определении понятия метода правового регулирования вообще, а также при конструировании методов различных отраслей права, используются исключительно два «кирпичика» – гражданский и административный методы. Именно на их основе, на соотношении методов гражданского и административного права многие авторы разрабатывают конструкцию метода «своей» отрасли.

Однако при этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что диспозитивность, являясь существенной чертой метода гражданского права, по обоснованному мнению А.Б. Агапова, свойственна не только гражданскому праву, дозволительных норм немало и в административном праве, в том числе и потому, что метод никогда не выступал и не выступает в качестве зеркального отражения тех общественных отношений, которые с его помощью регулируются.

Метод обладает относительно самостоятельным содержанием98. Сочетание императивных и диспозитивных начал в методе правового регулирования природоресурсного права обусловлено тремя обстоятельствами.

1) Подавляющее большинство природных ресурсов России находится в государственной собственности. Государство, и как собственник природных ресурсов, и как суверен, осуществляет в их отношении управление, ведение учёта, контроля и мониторинга с целью обеспечения их рационального использования и устойчивого развития всего общества.

2) Государство, в лице уполномоченных им органов, предоставляет право пользования природными ресурсами путём выдачи лицензий, разрешений, заключения договоров, соглашений на использование природных ресурсов, в которых оно (государство) выступает стороной.

3) В предусмотренных природоресурсным законодательством случаях договоры на использование природных ресурсов заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Особенности метода правового регулирования концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов отрасли права, в основаниях формирования правоотношений, в способе определения их содержания, а также в юридических санкциях.

К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит:

1. Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).

2. Общее юридическое положение субъектов природоресурсного правоотношения характеризуется правом ресурсопользователя на получение, продление лицензии, на отказ от неё, на заключение договора о ресурсопользовании и подчинение стандартам, обеспечивающим технологический процесс конкретного вида ресурсопользования.

3. Императивное установление государством правил использования природных ресурсов в форме стандартов ресурсопользования сочетается с дозволением – предоставлением ресурсопользователю права заключать договор об использовании природных ресурсов с ресурсодержателем, самостоятельно выбирать вид деятельности по использованию природных ресурсов, ограничивать или расширять свою деятельность в пределах лицензии, договора.

4. Характер связи субъектов природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения.

Правовой режим ресурсопользования и его особенности.

Правовой режим – порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. Публично-правовой характер природопользования обусловливает одну из особенностей его правового режима – обязательное участие государства, специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, как носителей государственно-властных полномочий, в отношениях по использованию природных ресурсов. Государственные органы, заключая договоры ресурсопользования, выступают в них, с одной стороны, как равноправный участник договора, с другой – как представитель государства, являющегося собственником ресурса, предоставляемого в пользование. Это исключает возможность отнесения договоров и соглашений в сфере природопользования к гражданско-правовым. Элементы публично-правового характера регулирования отношений по использованию природных ресурсов проявляются также в участии в них органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Другой особенностью правового режима природопользования является государственная собственность на недра, воды, лесной фонд, объекты животного мира, природные лечебные ресурсы, а также исключительные суверенные права России в отношении ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, обусловленные необходимостью управления природными ресурсами в целях их рационального и безопасного использования в интересах всего общества и в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Соотношение природоресурсного права с другими отраслями Российского права.

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. Взаимосвязанность различных природных объектов и ресурсов и необходимость охраны окружающей среды при их использовании не подлежат сомнению и во многом предопределяют непрекращающиеся дискуссии о соотношении природоресурсного и экологического права, что неоднократно подчёркивалась в юридической литературе. Этот вопрос возник с появлением советского экологического (природоохранного) законодательства и обусловлен нарастающей антропогенной нагрузкой в результате деятельности человека и во многом деятельности по использованию природных ресурсов. Именно это, по мнению Н.И. Краснова, послужило причиной дискуссий о соотношении природоресурсного и природоохранительного законодательства.

Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли с другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения иногда объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права. Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый режим правового регулирования.

Земельное право регулирует отношения, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Причём под их использованием понимается обратимое использование земель, то есть не сопровождающееся их безвозвратным изъятием, нарушением целевого назначения почвенного слоя. Именно здесь проходит водораздел между отношениями, составляющими предмет правового регулирования земельного и природоресурсного права.

Нормы гражданского права регулируют отношения по гражданско-правовому обороту природных ресурсов, извлечённых из окружающей природной среды, а также ряд отношений, возникающих в ходе природопользования. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере природопользования, являются специальными по отношению к гражданскому законодательству. Нормы поресурсного законодательства устанавливают, что имущественные отношения, возникающие при использовании природных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено природоресурсным законом.

В других случаях применение гражданского законодательства допускается, если на это прямо указано в законе. Водное, лесное законодательство, законодательство о недрах допускают возможность применения норм гражданского права для регулирования отношений, возникающих в процессе ресурсопользования. Однако условия и границы их применения устанавливаются природоресурсным законодательством.

Применение норм административного права для регулирования природоресурсных отношений обусловлено наличием публичноправовых начал в предоставлении права природопользования, необходимостью его нормирования (лимитирования), ведения государственных балансов, кадастров, мониторинга природных ресурсов. Значительное количество норм, устанавливающих порядок создания и деятельности, полномочия государственных органов по управлению использованием природных ресурсов, относятся к административному праву. Кроме этого, известное количество отношений, регулируемых административным правом, возникают при заключении договоров (соглашений) на использование природных ресурсов, а также при привлечении ресурсопользователей к административной ответственности за нарушение правил природопользования.

Соотношение природоресурсного и трудового права во многом обусловлено тем, что природно-ресурсный комплекс России обеспечивает 20,5% валового внутреннего продукта, свыше 70% экспорта, более 50% доходов федерального бюджета, и в нём занято свыше 1,5 млн. работников.

В основе системности норм, регулирующих устойчивое использование природных ресурсов, лежит применяемый работодателемресурсопользователем технологический процесс. Отношения по использованию природных ресурсов, как правило, невозможны без установления между ресурсопользователем и лицом, непосредственно использующим тот или иной природный ресурс (работником), трудовых отношений. Под ресурсопользователем-работодателем понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Последнее положение не противоречит трудовому законодательству, поскольку, согласно п. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.

Источники природоресурсного права.

Известное в юридической науке положение о том, что законодательство является формой проявления права, позволяет рассматривать форму отрасли права в двух аспектах.

Внутренняя форма природоресурсного права отражает его строение как объективно обусловленную предметом отрасли систему правовых норм и институтов.

Внешняя форма позволяет отрасли права проявиться вовне и выражается через систему природоресурсного законодательства, состоящую из нормативных правовых актов, статей и других структурных элементов[25]. Рассматривая внешнюю форму права, обычного говорят об источниках права, под которыми понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения[26]. Источники права можно рассматривать как материальную и формальную юридические категории. Источником права в материальном смысле является суждение российского народа о способах и методах правового регулирования тех или иных общественных отношений.

В качестве формальных источников природоресурсного права выступают нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения ресурсопользования. Система природоресурсного законодательства состоит из общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции РФ, нормативных многосторонних и двусторонних договоров, заключаемых между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов, включающих в себя нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Система законодательства должна отражать особенности предмета, метода, механизма правового регулирования общественных отношений. Следовательно, система природоресурсного законодательства должна отражать то особенное в природоресурсном праве, что выделяет его среди других отраслей российского права.

Рассматривая природные ресурсы как основу жизнедеятельности народов, законодатель логично относит вопросы владения, пользования и распоряжения к совместной компетенции Российской Федерации и тех субъектов РФ, на территории которых находится соответствующий ресурс. Для коренных малочисленных народов РФ природные ресурсы важны в гораздо большей степени, чем для иных народностей, поэтому в систему природоресурсного законодательства включаются нормы, обеспечивающие особые права малочисленных народов при осуществлении ресурсопользования.

Отдельные природные объекты, содержащие природный ресурс, являются столь специфичными, что объект соглашения по поводу его разведки и добычи определяется федеральным законом. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны РФ должны быть утверждены федеральным законом (ст.6 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции»). Никакие другие отрасли российского права подобных нормативных правовых актов в своей системе не имеют.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России. Мировым сообществом приняты ряд правовых актов, регулирующих право ресурсопользования в интересах всех государств Земли. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. устанавливает правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и его недр; исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также определяет права, в том числе суверенные, прибрежного государства и иных государств в области использования живых и неживых природных ресурсов. Конвенция о биологическом разнообразии 1992г. определяет права и обязанности подписавших ее государств в области рационального и устойчивого использования биологических ресурсов, в том числе традиционными способами.

Важное значение для правового регулирования ресурсопользования имеет Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992г., в которой разработаны 27 принципов устойчивого развития государств и всего мирового сообщества в целом. Соглашение об осуществлении положения конвенции ООН по морскому праву 1982г. определяет принципы промысла рыбных запасов, права и обязанности государств по их использованию и восстановлению. К источникам международного права в сфере ресурсопользования следует отнести ряд двусторонних и многосторонних договоров, заключенных РФ со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Конституция РФ устанавливает основы правового регулирования ресурсопользования. Статья 9 Конституции РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исключительное важное значение имеет ст.72 Конституции РФ, определяющая сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ней к совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение собственности (в том числе и на природные ресурсы), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами, а также водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.

К источникам природоресурсного законодательства относятся Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией, с одной стороны, и органами государственной власти: 1) суверенных республик в составе РФ; 2) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; 3) автономной области, автономных округов в составе РФ. Кроме перечисленных многосторонних договоров, источниками природоресурсного права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.

Федеральные законы в сфере ресурсопользования, как правило, регулируют отношения по использованию того или иного вида ресурсов (недр, вод, лесов и др.). Основным законом, регулирующим отношения недропользования, является Федеральный закон «О недрах». Особенности поиска, разведки и добычи минерального сырья, проводимых на основе соглашений о разделе продукции, устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Участки недр, обладающие указанными в законе особенностями, могут быть предоставлены в пользование инвестору только на основании федеральных законов под общим названием «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Законодательство о недропользовании, кроме законов, регулирующих отношения по использованию недр в целом, содержит и законы, посвященные порядку и условиям использования отдельных видов полезных ископаемых. Федеральный закон РФ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира. Федеральный закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулирует отношения в сфере изучения, использования природных лечебных ресурсов.

Система природоресурсного законодательства включает в себя Водный кодекс РФ, регулирующий отношения по использованию и охране водных объектов, Лесной кодекс РФ, опосредующий отношения по рациональному и неистощительному использованию лесов.

Некоторые федеральные законы устанавливают правовой режим использования нескольких видов природных ресурсов. Так, отношения по разведке, добыче живых и минеральных природных ресурсов, находящихся вне пределов сухопутной территории РФ, регулируются Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» определяет особенности использования некоторых природных ресурсов (объектов животного мира, общераспространенных полезных ископаемых, некоторых водных объектов и др.) коренными малочисленными народами Сибири, Дальнего Востока и Севера РФ.

Использование природных ресурсов осуществляется на основе принципов платности и государственного управления ресурсопользованием. Порядок реализации указанных принципов устанавливается федеральными законами.

Регулирование отношений ресурсопользования осуществляют не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия законов на региональном уровне возникает в двух случаях: 1) Если федеральное законодательство прямо указывает на то, что порядок использования ресурса устанавливается законодательными (представительными) органами субъекта РФ, и 2) При наличии пробела в федеральном природоресурсном законодательстве.

Нормы природоресурсного права содержатся и в нормативных актах других отраслей законодательства - Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, других федеральных законах.

Подзаконные нормативные акты составляют значительную часть нормативных правовых актов, регулирующих отношения ресурсопользования. Высшей юридической силой среди них являются Указы Президента РФ. Основополагающее значение для рационализации ресурсопользования и обеспечения его безопасности имеют Указы Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» ставит задачу разграничения государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и ее субъектами и определяет, какие природные ресурсы могут быть отнесены к федеральной государственной собственности.

Постановления Правительства РФ принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, обычно в целях определения способов и порядка реализации прав и обязанностей ресурсопользователей, устанавливаемых федеральными законами и указами Президента РФ. Чаще всего такие нормативные акты регулируют отношения, возникающие в связи с использованием отдельных видов природных ресурсов.

Нормативные правовые акты издают и специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов, а также государственные органы, устанавливающие порядок внесения платы за пользование природными ресурсами (Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба РФ и др.).

Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты в области ресурсопользования в тех случаях, когда это прямо установлено федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, либо соответствующие полномочия переданы органу местного самоуправления органом исполнительной власти субъекта РФ.

Обычаи и традиции являются источниками природоресурсного права в силу указаний федеральных законов. Так, Гражданский кодекс РФ предусматривает в качестве источника обычай делового оборота, ФЗ РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» устанавливает правило, в соответствии с которым суд, рассматривая дело с участием, в качестве сторон, представителей малочисленных народов, вправе учитывать при вынесении решения сложившиеся обычаи и традиции этих народов.

Руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ источниками права не являются. Их целью является разъяснение вопросов, возникающих в ходе правоприменительной деятельности судов с целью единообразного применения ими норм материального и процессуального права. Высший Арбитражный Суд, кроме этого, в ряде случаев после принятия федерального закона выносит постановления, разъясняющие судам содержание тех или иных его норм.

Постановления Конституционного суда РФ также не являются источниками природоресурсного права, поскольку он вправе признать норму права не соответствующей Конституции РФ, но создать (принять) норму права Конституционный суд не вправе. Отменяя норму, суд в то же время указывает, какие правовые нормы, принятые в установленном порядке, должны применяться взамен отмененной. Конституционный суд своим постановлением не определяет прав и обязанностей участников общественных отношений, а лишь указывает на невозможность применения неконституционного нормативного акта или нормы. К общественным отношениям, регулировавшимся неконституционной нормой, должна быть применена иная действующая норма права.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что источники природоресурсного права – это нормативные правовые акты и нормативные договоры системы российского права и международного права, а также обычаи и традиции, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования.

 

 



2019-11-13 1205 Обсуждений (0)
Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)