Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности административно-правовых норм:



2019-11-13 227 Обсуждений (0)
Особенности административно-правовых норм: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) в них закрепляются отношения по управлению, государственному  контролю, надзору, внутриорганизационная деятельность;

2) метод воздействия норм на общественные отношения имеет преимущественно императивный характер;

3) исполнение предписаний норм гарантируется государством посредством системы средств организационно-разъяснительного и общественно-принудительного характера;

4) системность норм административного права.

Таким образом, административно-правовая норма — это норма права, регулирующая:

1) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

2) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);

3) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;

4) отношения в сфере административной юстиции.

Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

Цель административно-правовых норм:

1) организация и регулирование отношений в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политического развития и охраны общественного порядка;

2) информационная;

3) охрана и обеспечение законности и дисциплины в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политического развития и охраны общественного порядка;

4) поощрительная(стимулирование участников отношений к осуществлению административно-правовых действиях на основании закона, закрепленного в административно-правовых нормах);

5) социально-нравственная (формирование правосознания, сознательного отношение к общественному порядку, безопасности и т. д.).

Виды административно-правовых норм:

1) по направленности содержания:

§ что закрепляют порядок создания и правовой режим субъектов правоотношений;

§ определяющие формы и методы управленческой деятельности;

§ устанавливающих порядок прохождения государственной службы;

§ определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

§ регулирующие государственное управление отдельными отраслями народного хозяйства;

§ определяющие права, обязанности граждан в государственном  управлении;

§ определяющие основания привлечения к административной ответственности и процедурные вопросы ее реализации;

2) по функциональному назначению:

§ регулятивные;

§  правоохранительные;

3) по форме предписания:

§ обязывающие (приписные) – обязывают совершить определенные действия;

§ запрещающие – запрещают совершать те или иные действия;

§ разрешительные (управомачивающие, полномочные, диспозитивные; управомачивают действовать в рамках требований нормы, совершать активные действия);

§ стимулирующие (поощрительные) – обеспечивают воздействие на поведение участников правоотношений с помощью средств морального и материального характера;

§ рекомендательные – предоставляют участникам правоотношений возможность поиска оптимального варианта поведения.

4) по адресатам:

§ для органов государственной исполнительной власти;

§ для других государственных органов;

§ для государственных служащих;

§ для государственных предприятий, учреждений, организаций;

§ для негосударственных предприятий, учреждений, организаций;

§ для граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

5) по содержанию:

§ материальные;

§ процессуальные.

6) по пределам действия:

§ в пространстве;

§ во времени;

§ по кругу лиц.

7) по степени общности:

§ общие;

§ межотраслевые;

§ местные (локальные).

8) по полноте изложения содержания:

§ определенные (абсолютно определенные, относительно определенные);

§ отсылочные;

§ бланкетные.

9) по юридической силе нормативных актов, в которых нормы

Зафиксированы:

§ содержащиеся в законах;

§ содержащиеся в указах, распоряжениях;

§ содержащиеся в постановлениях;

§ содержащиеся в решениях;

§ содержащиеся в приказах;

§ содержащиеся в инструкциях и тому подобное.

Большинство административно-правовых норм имеют императивный характер, который проявляется в:

· прямых предписаниях, которые обязывают субъекта действовать только определенным образом без возможности выбора варианта поведения;

· в обязательной государственной регистрации в органах исполнительной власти;

· в предоставлении субъекту права выбора варианта поведения, однако, не переступая границ поведения, определенных нормой.

Практическое использование правил поведения, содержащихся в административно-правовых нормах, означает их реализацию.

Реализация административно-правовых норм осуществляется в следующих формах:

1) выполнение – активное поведение субъектов административно-правовых отношений по выполнению юридических обязанностей (получение паспорта, уплата налогов, подача декларации);

2) использование – активное поведение субъектов административно-правовых отношений относительно осуществления предоставленных юридических прав (подача жалобы, заявления);

3) соблюдение – пассивное поведение субъектов административно-правовых отношений по соблюдению запретов;

4) применение – деятельность органов государства по решению управленческих дел и издания индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных юридических норм.

На сегодняшнем этапе развития отношений целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления, предпринимателями и проч. (регулятивные нормы).

Структура административно-правовой нормы

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

 1) гипотеза;

2) диспозиция;

3) санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию, деятельность и полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

 

 

3. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, субъекты которых наделены правами и обязанностями в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политичного развития и охраны общественного порядка



2019-11-13 227 Обсуждений (0)
Особенности административно-правовых норм: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности административно-правовых норм:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)