по отраслевой деятельности:
v в области экономики; v в области административно-политической; v в области социально-культурной. 6) по направленности: v внешние; v внутренние; 7) по механизму защиты: v защищаются в судебном порядке; v защищаются в административном порядке; 8) по способу регулирования: v функциональные; v территориальные; 9) по имущественному назначению: v имущественные; v неимущественные; 10) по характеру взаимодействия субъектов отношений: v субординации; v координации и тому подобное. Для возникновения административно-правовых отношений требуется наличие юридических фактов. При этом юридические факты как основание возникновения административно-правовых отношений, подразделяются на: 1) по наступившим последствиям: o правоустанавливающие; o правоизменяющие; o правопрекращающие; o 2) по наличию или отсутствию связи факта с волей субъекта: o действия (правомерные и неправомерные); o события. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). Особенностью юридических фактов в административном праве является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт. В ряде случаев для возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения одного юридического факта недостаточно, так как закон требует совокупности таких фактов, то есть в данных ситуациях необходимо наличие определенного юридического состава. Например, для привлечения лица к административной ответственности недостаточно факта совершения противоправного деяния. В ряде случаев, кроме того, необходимо, чтобы возникли определенные последствия. Требуется также, чтобы лицо достигло установленного законом возраста, было вменяемым и т.д. Иногда роль юридических фактов выполняют юридические презумпции и фикции. Юридическая презумпция – не сам юридический факт, а лишь предположение о его существовании. Тем не менее, такое предположение вызывает определенные юридические последствия (презумпция невиновности). Юридическая фикция – это признание в качестве юридического факта некого обстоятельства, о котором заведомо известно, что оно существует, доказать или опровергнуть наличие которого не представляется возможным (признание гражданина умершим). Фикция используется для удобства правового регулирования в целях придания правоотношениям некой стабильности и определенности. Юридические факты занимают центральное место в механизме правового регулирования общественных отношений, создают переход от общей модели прав и обязанностей, зафиксированной в юридической норме, к конкретной, воплощающейся в правоотношении. Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Право граждан на обращение в исполнительный орган власти корреспондируется с обязанностью должностного лица этого органа рассмотреть данное обращение по существу, в установленные сроки, известив о результатах такого рассмотрения заявителя. Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит. Административно-правовые отношения традиционно состоят из: a) субъектов; b) объектов; c) содержания, как совокупности прав и обязанностей сторон. Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Можно выделить следующие виды субъектов: o физические лица (граждане); o государственные органы и их структурные подразделения; o государственные служащие; o общественные (некоммерческие) объединения; o предприятия, учреждения, организации и др. Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие). Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений. Содержание административно-правовых отношений определяется, как правило, объемом административной правосубъектности сторон отношений, связанным с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным в судебном порядке, социальным статусом и другими условиями. Правосубъектность – общее понятие правоспособности и дееспособности. Административная правоспособность – закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер. У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц – с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом. Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения. Административная дееспособность – это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством. Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: например, праву властного субъекта управления соответствуют обязанности подвластного субъекта управления, и наоборот. Например, праву подачи жалобы соответствует обязанность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |