Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства



2019-11-13 349 Обсуждений (0)
Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




ДРЕВНЯЯ РУСЬ

План:

1. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства

2. Образование Древнерусского государства

3.Принятие христианства

Литература:

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2009. 712с.

 

Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства

Основные занятия восточных славян — земледелие, ско­товодство, рыболовство и охота. Доля каждой из этих от­раслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельчес­ким народом.

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособле­ны к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому, что здешние племе­на не могли перенять более совершенный плуг, она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуж­давшейся в глубокой вспашке.

Природно-географические условия оказывали решаю­щее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобла­дала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выра­женное экстенсивное направление.

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвиже­ния на север пшеницу теснили более выносливые и приспо­собленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь.

Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово «скот» оз­начало также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров, — продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие живот­новодства.

Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продол­жался 4—5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы восточные славяне должны были вы­полнять объем обязательных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Долгие снежные зимы ограничи­вали хозяйственную деятельность жителей Восточно-Ев­ропейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, опреде­лявший все жизненные циклы, отличался неритмичностью и большой напряженностью, когда «один день год кормит». По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов.

Многие исследователи связывают с природно-геогра­фическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматрива­ются как способ выживания восточнославянского этноса.

Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связывали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушни­ну. По мере расширения контактов славян с окружающим миром эти продукты высоко ценились при обмене.

Изобилие рек и озер способствовало развитию рыболовст­ва. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый тор­говый путь «из варяг в греки», который активно осваивали жители Скандинавии — варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно

 
именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превра­тившиеся со временем в города, среди которых главные — Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двигаясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство Булгар, попадали в могущественный Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.

Торговые пути легко превращались в маршруты военных экспедиций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы об­щественной организации — союзы племен, которые стали возникать в VII—VIII вв.

Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защи­тить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече и племен­ной вождь, выступавший прежде всего как военный пред­водитель.

Постепенное совершенствование орудий труда, услож­нение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровно­родственные связи уже не могли выступать прочной осно­вой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разло­жения родовой общины прослеживается по археологичес­ким данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллектив­ные формы совместной хозяйственной деятельности со­храняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.

С вступлением восточнославянских племен в послед­нюю стадию родоплеменного строя — в период военной демократии — изменилось прежде всего положение пле­менного вождя (князя). Вожди возвышаются над сороди­чами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники — воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, уп­рочивало его престиж не только как удачливого предводи­теля походов, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разру­шающим традиционные отношения.

Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя — своеобразная веха в возникновении неравенства. Однако появление дружины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собра­ний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплемен­ников.

Еще одно проявление кризиса родового строя — созда­ние крупных племенных образований. Автор Начальной летописи говорит о 15 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен числен­ностью и задачами. Призванные защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы пле­мен по сути решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объеди­нения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.

Летописец Нестор так повествует о расселении восточ­нославянских племен: поляне жили на Днепре возле Кие­ва, их соседями были древляне (племенной центр — Ис- коростень). Вдоль Волхова, Шелони, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне, между Припятью и Западной Двиной — дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Се­ления полочан раскинулись на берегах реки Полоты (пле­менной центр — Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радими­чи устроились в бассейне р. Сож, вятичи — на Оке и ее при­токах. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю, — тиверцы и уличи.

Симптоматичны названия славянских племенных сою­зов: большей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в «полях», древляне — в лесах, среди «древ». Считается, что по болотистой местности (от «дрягва» — бо­лото) получили свое наименование дреговичи, по рекам — полочане и бужане и т.д. С собственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей — «потомков» Радима и Вятко, будто бы пришед­ших с запада, от ляхов (поляков); кривичей — потомков какого-то легендарного Крива или кривое (этим именем ла­тыши до сих пор называют русских. Впрочем, существует и другое объяснение: кривичи — жители окраины, границы). Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные свя­зи уже возобладали над родовыми.

Развитие восточнославянского этноса проходило в тес­ном контакте с другими народами. Причем характер вза­имодействия и взаимовлияния отражался на хозяйствен­ной, религиозной и общественной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталки­ваться с государствами кочевников — тюркоязычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспий­ские степи Северного Предкавказья. На протяжении сто­летия хазары вели непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 30-х годах VII в. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное го­сударство — Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и болгары (булгары). Во гла­ве объединения стоял правитель — каган.

Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. По­терпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В первой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итилъ или Атиль (тюркское название Волги). На новых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Ос­новным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть населения занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией.

Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, севе­рян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести толь­ко к данническим отношениям. Область общения была шире — торговый обмен, культурное воздействие.

Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VIII и IX столетий, чтобы проти­вопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внутренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавшими силу соседями, вклю­чая освободившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к завершению.

В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных болгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами осно­вала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько болгарских орд, входивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство волжс­ких болгар — Волжская Болгария. Постепенно его террито­рия расширялась, охватывая и волжское левобережье. Ос­новным занятием болгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало распространяться земледелие. Поя­вились ремесла.

Первое время Волжская Болгария подчинялась Хазарс­кому каганату. Но правители страны мечтали о незави­симости. С этой целью болгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар — Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама. Тем самым правитель Волжской Болгарии противопоставил себя хазарскому ка­гану — иудею.

Как самостоятельное государство Волжская Болгария упоминается в письменных источниках с конца X в. Просу­ществовало оно до начала XV в. (на развалинах Волжской Болгарии возникло Казанское ханство), создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории.

Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Болгарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Влади­мирской Руси с Волжской Болгарией простирается от актив­ных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории.

При расселении славян на Восточно-Европейской рав­нине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населе­нием была отлична от той, которая возникала при столк­новении с соседними государствами, пытавшимися чаще всего обложить данью славян. Историки отмечают пре­имущественно мирный характер контактов, говорят о вза­имопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выстраивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва.

Картина мира древних славян была пронизана язычес­кими представлениями. Было бы, однако, неверно считать, что язычество в отличие от ислама или христианства пред­ставляет собой примитивную религию. Конечно, в язычестве нашло отражение детство всех народов, в том числе и славянских. Однако религиозные представления выстраи­вались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его са­мосознание.                        .

Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами. В зависимости от пос­ледствий тех или иных явлений природы осуществлялась своеобразная «оценка» богов и определялось их место в пантеоне: мир славянских божеств — это мир богов силь­ных и слабых, добрых и коварных, главных и второстепен­ных. Отсюда формировалась модель поведения: необходи­мо было заручиться поддержкой, привлечь на свою сторону могущественного Бога, способного ослабить происки дру­гого, враждебного или чужого.

Славянский пантеон — это прежде всего пантеон земле­дельческих богов. Важное место в нем занимал Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Ярило — бог пробуждающейся при­роды, покровитель растительного мира. Все это были «глав­ные» славянские боги, хотя само это понятие достаточно условно — у каждого племени были, по-видимому, свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун — бог грома и молнии. Его идол, поставленный на киевском капи­ще (место поклонения), был украшен золотом и серебром. Считают, что к этому времени Перун стал небесным покро­вителем князя и дружины.

Соперником Перуна был Волос или Велес покровитель домашних животных и богатства. Любопытно, что летопи­сец, описывая киевское капище, о нем даже не упоминает. По-видимому, это связано с тем, что Велес был богом, кото­рого почитал простой народ. Его место заняли боги, распре­делители богатств — Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное жен­ское божество — Мокошъ. Она, судя по всему, была славян­ской богиней плодородия и являлась женой громовержца Перуна.

Языческий культ отправлялся в капищах, где обычно устанавливались изображения богов — идолы. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Языческие представления и культы столь прочно вошли в культуру и быт славянских племен, что их отголоски и сегодня напоминают о себе.



2019-11-13 349 Обсуждений (0)
Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)