Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия.



2019-11-13 904 Обсуждений (0)
Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 7. Методы государственного управления

 

    Направление подготовки     40.03.01 Юриспруденция

Донецк 2019

План

1. Понятие административно-правовых методов.

2. Экономические и административные методы управления.

3. Убеждение как основной метод управления.

4. Административное принуждение как разновидность государственного принуждения. Цели, основания и виды административного принуждения.

 

1. Понятие административно-правовых методов

Рассмотрение вопроса о формах управления (исполнительной власти или формах управленческих действий) влечет анализ другого правового явления в управленческой теории и практике — метода осуществления управления (управленческих действий).

Метод управления представляет собой правовое средство, которое используется для достижения целей, задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности. Категории формы и метода управления необходимо рассматривать в неразрывной связи. Следует отметить, что если форму управления можно достаточно ясно продемонстрировать, показать ее правовое содержание и основное назначение, то методы управления характеризуются «размытостью» содержания, меньшей степенью правовой регламентации.

Методы управления применяются субъектами исполнительной власти и государственного управления, т. е. субъектами административного права. Содержание методов управления можно легко описать в словах, но порой очень трудно увидеть его конкретное проявление на практике. Форма управления включает способы управляющего воздействия. Например, органами публичного управления принимается административный акт, в котором устанавливается обязанность конкретных должностных лиц осуществлять контроль в соответствующей сфере деятельности юридических лиц и применять административные меры. Форма первична по отношению к методу. Метод управления дает возможность увидеть характер взаимоотношений между субъектом и объектом управления.

Метод управления обязательно находит свое выражение в форме управления. Иначе говоря, если бы не существовало формы управления, методы управления, т. е. способы управляющего воздействия субъекта управления на объект, потеряли бы всякий смысл, поскольку управляющее воздействие оставалось бы только идеей, желанием, но было бы лишено формального содержания. Например, как можно применить меры административного или дисциплинарного наказания либо разрешить строительство нового здания, либо оказать финансовую помощь хозяйствующему субъекту за счет бюджетного финансирования (это все способы воздействия на конкретного субъекта) без документального оформления таких управленческих действий, т. е. без принятия соответствующего правового акта управления? Таким образом, уже отсюда становится очевидной неразрывная связь метода управления с административным актом как самой важной формой осуществления управленческих действий.

Термин «метод» в общепринятом понимании означает способ или прием осуществления чего-либо, средство достижения поставленной цели. В соответствии с этим, методы государственного управления – это совокупность средств осуществления управленческих функций государства, воздействия субъектов государственного управления на объекты.

Особенности методов государственно управления:

v реализуются в процессе государственного управления;

v выражают руководящий воздействие субъектов управления на объекты управления;

v является содержанием этого влияния и всегда имеют своим адресатом конкретный объект (индивидуальный или коллективный);

v в методах государственного управления всегда содержится воля государства, выражаются полномочия властного характера органов исполнительной власти;

v используются субъектами управления как средство реализации их компетенции;

v имеют свою форму и внешнее выражение.

В связи с переходом к рыночным отношениям и коренными изменениями в механизме государственного управления и организационно-правовом статусе субъектов управления, разнообразие конкретно используемых в государственном управлении методов реализации задач и функций государственных органов делают актуальной проблему их классификации.

Традиционно управленческие методы делятся на:

− научные и ненаучные методы;

− демократические и диктаторские;

− государственные и общественные (общественные); − творческие и шаблонные;

− административные и экономические;

− прямого и косвенного воздействия; − общие и специальные.

Распространенной является классификация методов государственного управления на общие и специальные.

 Общие – методы управления, применяемые на важнейших стадиях управленческого процесса; специальные – методы управления, которые применяются при исполнении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления.

Проанализируем общие методы управления.

Контроль и надзор:

Контроль – это активное вмешательство субъекта управления в деятельность подконтрольного объекта. В целом сущность контроля как социального явления заключается в проверке соответствия деятельности участников общественных отношений установленным в обществе предписаниям, в рамках которых они должны действовать. Цель такой деятельности заключается в выявлении результатов воздействия субъектов на объект, допущенных отклонений от принятых требований, действующих принципов организации и регулирования, причины этих отклонений, а также определение путей преодоления имеющихся препятствий для эффективного функционирования всей системы.

Наряду с широким понятием контроля как деятельности, имеющей место в работе всех государственных органов, контроль рассматривают и сужено – как деятельность органов контроля, которые в пределах своих полномочий наделяются функцией контроля, что является основным видом их работы, и которые с помощью присущих им форм, методов и определенных процедур осуществляют контроль.

 Определение контроля в широком аспекте заставляет вспомнить и то, что контроль выступает в двух основных видах: государственный и негосударственный, что в совокупности образуют социальный.

Государственный контроль включает контролирующие действия всех без исключения государственных структур и поглощает в себе контроль в сфере государственного управления. Его основной целью выступает исследование взаимоотношений субъектов государственного управления с целью поддержания законности и дисциплины в государственном управлении.

Исходя из вышеизложенного, контроль можно определить как совокупность действий субъекта управления по наблюдению за функционированием соответствующего объекта контроля с целью:

ü получения объективной и достоверной информации о нем;

ü применения мер по предупреждению правонарушений (с правом прямого вмешательства в оперативную деятельность объекта контроля);

ü  предоставление помощи подконтрольной структуре в восстановлении законности и дисциплины;

ü установление причин и условий, способствующих нарушению требований правовых норм;

ü принятия мер по привлечению к правовой ответственности виновных лиц.

Контроль следует отличать от близкого к нему метода государственного управления – надзора, хотя у них есть ряд одинаковых черт: единая цель – обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, могут осуществляться в одинаковых формах (проверки, требования отчетов, объяснений и тому подобное), контролирующие и надзорные органы имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные и поднадзорные объекты, давать тем, кого проверяют, обязательные к выполнению указания.

Основные отличия контроля, как метода государственного управления от надзора: контроль повседневный и непрерывный, осуществляется как органами государственной законодательной и исполнительной власти, судами, так и многочисленными специально созданными для этого контролирующими органами, контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного органа и право самостоятельно привлекать виновных лиц к ответственности.

Надзор – пассивный метод управления, заключающийся в сборе нужных знаний о деятельности объекта управления и их оценки, это юридический анализ состояния дел законности и дисциплины в отношении объекта управления, который осуществляется субъектом управления с применением соответствующих, предоставленных ему законодательством форм, но без непосредственного вмешательства в оперативную и иную деятельность подконтрольного объекта.

Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия.

Органы государственного управления могут воздействовать на объекты управления путем прямого или косвенного воздействия.

Прямое влияние – непосредственное воздействие субъекта управления на объект через приказ, что выражает волю соответствующего субъекта управления.

Косвенное (опосредованное) влияние – создание заинтересованности у объектов управления, влияние через функции, интересы, стимулирование, предоставление возможности выбора варианта поведения.



2019-11-13 904 Обсуждений (0)
Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)