Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные аргументы норманистов и антинорманистов



2019-11-13 1839 Обсуждений (0)
Основные аргументы норманистов и антинорманистов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Археологические доказательства

Норманисты Антинорманисты
Историк Горский: «На территории Руси найдены многочисленные погребения конца IX–X вв., в которых захоронены выходцы из Скандинавии (об этом говорит сходство погребального обряда и предметов с тем, что дают раскопки в самих скандинавских странах). Они обнаружены и на Севере Руси (район Новгорода–Ладоги), и на Среднем Днепре (район Смоленска), и в Среднем Поднепровье (район Киева и Чернигова), т.е. там, где располагались главные центры формирующегося государства». Например, Тимеревский могильник (окрестности Ярославля): Для Х в. на 75% финнов и 12% славян приходится 13% скандинавов (14 погребений из 107)=> каждый 8-й житель окрестностей Ярославля оказывался варягом, а славян было меньше, чем варягов. (Уже в конце Х-нач. XI вв. на 72,5% финнов и 24% славян приходится только 3,5% скандинавов, а позже начала XI в. варягов в могильнике нет).   Археологи Авдусин, Шаскольский И.П.: число скандинавских курганов ничтожно мало (например, из 700 гнёздовских курганов только 2(или 30) являются скандинавскими (правда, большинство курганов неопределимо). Русские камерные (срубные) погребения произвольно были увязаны со скандинавами, на самом деле они не являются шведскими. Подавляющее большинство богатых погребений эпохи средневековья, принадлежат местным восточнославянским властителям. В 1978 г. норманист Лебедев признал, что только в одном из 146 погребений Киевского некрополя мог быть захоронен скандинав.  

2. Письменные источники:

арабские

Норманисты Антинорманисты
Различают русь и славян арабоязычные авторы (напр.,Ибн-Русте). …Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса…. …Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свт-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны... …Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов, и живут они привольно…. Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступаются все они. И нет тогда [между ними] розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят….. Они храбры и мужественны и, если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.. Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении. Т.О. В рассказах арабских авторов русы отличаются от славян территорией проживания, окружающими их народами, одеждой и жилищами, родом занятий и вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обрядами. Все детали этих описаний, касающиеся русов , практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим материалам Иловайский Д.И.: Уже во 2/2 IX–нач.X в. арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями булгар, хазар и печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намека на то, чтобы Русь они считали не туземным, а пришлым народом.  

западно-европейские

Норманисты Антинорманисты
В официальной хронике Франкского государства «Бертинские анналы» содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем ко двору императора Людовика I Благочестивого 18 мая 839 г. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом II люди, о которых хронист сообщает следующее: Он [Феофил] также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием хакан, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться [на родину], а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того царства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…» А.Г.Кузьмин, В.В. Фомин: свеонами в западных источниках называли все население побережья Балтийского моря.  

древнерусские (ПВЛ)

Норманисты Антинорманисты
Названия восточнославянских племен четко отделяются от варягов-руси: «идоша [из контекста следует: представители чюди, словен, мери, веси, кривичей] за море къ варягом, к руси. Сице бос я зваху тьи варязи Русь...» Летописец не просто различает, но противопоставляет русь славянам, прямо отождествляя ее с варягами. «Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» «И пошли за море к варягам,к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».  
Первые князья Руси - варяги (норманны) и вся династия русских князей, стало быть, варяжская (норманнская, скандинавская) - значит варяги и создали гос-во, в котором правили 1.т.зр.: Первые князья, действительно варяги, но со Святослава сплошь славянские имена. Династия быстро ославянилась. Славяне сами пригласили варягов как правителя "из-вне" - частый пример в истории – т.е. потребность в государстве возникла внутри. Государственность у славян начала складываться задолго до IX в. Исследования летописей доказывают, что рассказ о "призвании варягов" представляет собой творчество летописца-новгородца XI в., пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси исходя из современных ему порядков в Новгороде, куда новгородцы сами приглашали угодных им князей. 2 т.зр. (Ломоносов, Кузьмин, Задорнов, Фомин): Рюрик происходил родом из западных (полабских) славян.

3. Топонимика

Норманисты Антинорманисты
Константин Багрянородный («Об Управлении империей») называет днепровские пороги как на славянском, так и на "русском" языке: Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи"… Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Острову нипрах, что значит "Островок порога"... Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога", а затем так же - четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, т.к. в камнях порога гнездятся пеликаны... Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды"… От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог". Порожистая часть Днепра включала 9 порогов, каждый из которых имел своё имя (по порядку сверху вниз по течению Днепра):
  • Кодацкий;
  • Сурской
  • Лоханский
  • Звонецкий
  • Ненасытец
  • Вовниговский (Волнигский)
  • Будиловский
  • Лишний
  • Вольный.
Т.О. сплошь славянские названия. Названия днепровских порогов не имеют смысла в германских языках.    
Название страны "Русь" пошло от имени варягов, которых славяне называли русью Некоторые антинорманисты согласны. Но название не есть отображение сути (напр, Пруссия получила название по имени народа, ассимилированного будущими немцами). Рыбаков считает, что название "Русь" пошло от реки Русь, правого притока Днепра, где жило племя росов - самые сильные среди полян - их земли назывались Росские или Русские.

4. Ономастика

Норманисты Антинорманисты
Вся правящая знать в Др. Руси была норманской: Рюрик-Олег(Хельг)-Игорь(Ингвар)-Ольга(Хельга)-Аскольд-Дир.   Также для доказательства используются тексты договоров князей Олега с Византией. В договоры внесены имена "русских" посланников, большинство из них явно скандинавы: 907 год: «посла к ним в град карла, фарлоф, вельмуда, и стемид»)   911 год: «Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. лидоул фостъ. стемид Иловайский: имена наших первых князей (Олега и Игоря) несомненно туземные. Это имена исключительно русские.     В 907 г. в Константинополь прибыло 5 послов князя Олега, носивших неславянские имена: Карл, Фарлаф, Вельмуд, Рулев и Стемид. Видимо, это были иноземцы, находящиеся на дипломатической службе киевского князя. Через 4 года в Византию отправляется новое посольство, и в его составе уже 15 чел., среди которых есть люди со славянскими, прибалтийско-финскими, литовскими, тюркскими именами. Эти факты можно объяснить тем, что князь Олег активно пользовался не только военными, но и дипломатическими услугами варягов, возможно уже знавших Византию, поэтому и направил их к императору К тому же, «русские» послы, согласно обоим договорам, клялись Перуном и Волосом.
Имя Рюрик – скандинавское (реконструируется родословная Рёрика Ютландского) Рюрик – славянин, внук новгородского князя Гостомысла.

5. Лингвистика.

Норманисты Антинорманисты
Многие предметы и понятия в русском языке имеют скандинавское происхождение. Более 50 ученых на протяжении двух веков занимались проблемой скандинавских заимствований в русском языке. Специально для этого шведский филолог К.Тернквист проделала огромную работу по поиску и отсеиванию из русского языка скандинавских заимствований. Результат неутешителен. Всего было найдено 115 слов, абсолютное больш-во из которых-диалекты XIX в., в наше время не употребляемые. Лишь 30 – очевидные заимствования, из которых только 10 можно привести в доказ-во норманнской теории (такие слова, как "гридин", "тиун", "ябетник", "пуд").

6. Культурологические доказательства.

Ультра-норманисты Антинорманисты
Варяги не просто стали во главе гос-ва, они в целом подчинили и покорили Русь Норманы дали славянам государственность и культуру в широком смысле слова Скандинавы не могли оказать конструктивного влияния на жизнь Руси, т.к. отставали от нее в общественном развитии: у них почти не было городов, на 100 лет позже к ним пришло христианство, письменность, чеканка монеты. Даже свое гос-во они создали позже, чем славянское. Варяги-иноплеменники не оставили на Руси никаких следов в языке, обычаях, верованиях, архитектуре, судостроении, быте, ремеслах и т.п.

Т.О. Споры норманистов и антинорманистов оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука располагает огромным фактическим материалом. Из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманистская теория: варяги оказали серьезное влияние на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян. Варяги стали катализатором политического развития славян благодаря тому, что или покорили их, организовав из разрозненных племен единые общности, или создали для славян угрозу, заставлявшую их лучше организовываться самим.



2019-11-13 1839 Обсуждений (0)
Основные аргументы норманистов и антинорманистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные аргументы норманистов и антинорманистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)