Региональные экономические организации
Арабских государств ■ Экономическое сотрудничество арабских государств осуществляется в рамках четырех региональных организаций. Наибольшая степень экономической интеграции достигнута в Совете арабского экономического единства (САЭЕ), представляющего собой общий рынок, в котором существует свободное движение товаров, капитала и рабочей силы. В рамках этой организации ведется унификация законодательства стран-членов, а также согласование экономической политики и координация деятельности по всем важнейшим отраслям экономики. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — это региональная организация, по форме относящаяся к организациям, осуществляющим экономическое сотрудничество. Оно реализуется путем координации экономической политики стран-членов; сотрудничества по отраслям экономики и финансов, а также путем оказания содействия развитию предпринимательской деятельности. Предполагается создание в будущем общего рынка шести стран-членов. Арабский фонд экономического и социального развития, действующий с 1968 г., осуществляет финансирование экономических проектов, внутрирегиональной торговли, поощряет инвестиции, оказывает техническое содействие странам-членам. Арабский валютный фонд, созданный 1977 г., предоставляет займы и кредиты, производит финансирование платежных балансов, координирует валютную политику и инвестиционную деятельность стран-членов, принимает участие в программах финансирования и либерализации торговли. Все эти организации тесно взаимодействуют друг с другом. 293 Таблица 11 Региональные экономические организации арабских государств
Число стран | Год создания | |||||||||||
1. Совет арабского экономического единства (САЭЕ) | 12 | 1964 | ||||||||||
2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) | 6 | 1981 | ||||||||||
3. Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР) 4. Арабский валютный фонд (АВФ) | 21 20 | 1968 1977 | ||||||||||
5. Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | 18 | 1973 |
14.1. Совет арабского экономического единства САЭЕ (Council of Arab Economic Unity — CAEU)
Создан в 1964 г. государствами—членами Лиги арабских государств. В состав САЭЕ входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан. Члены общего рынка — 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.
Цели САЭЕ:
• создание общего рынка — обеспечение свободы движения товаров,
капиталов, продукции, людей, свободы заниматься экономической деятель
ностью;
• обеспечение свободы транспорта, транзита, использования транс
портной инфраструктуры: морские порты, гражданские аэропорты, назем
ные пути сообщения;
• обеспечение права владения собственностью.
Основные направления деятельности САЭЕ:
• согласование политики и унификация нормативных актов, регулиру
ющих экспортно-импортные операции, транзитные перевозки; унификация
экономических законов, в том числе в области промышленности и сельско
го хозяйства;
• заключение соглашений о торговле и платежах с другими странами;
• координация политики и интеграции в промышленности, сельском
хозяйстве, торговле; инфраструктуре;
• координация в области экономического развития, а именно, про
грамм по осуществлению совместных проектов развития арабских стран, ока
занию технической помощи;
294
• разработка и заключение многосторонних соглашений арабских стран,
частности, по таким вопросам, как капиталовложения, отмена двойного
налогообложения, порядок взимания налогов, порядок урегулирования инвестиционных споров; базовые уровни социального страхования и социальной зашиты;
• сотрудничество с международными организациями — ЮНКТАД,
Международный торговый центр, ЮНИДО, ФАО, ЮНИТАР — и регио
нальными организациями — СЕЛА, ЕС;
• создание совместных арабских компаний. Такие компании уже дей
ствуют: в области добывающей и медицинской промышленности (в Иорда
нии); развития животноводства (в Сирии); промышленных инвестиций (в
Ираке).
В рамках САЭЕ для координации предпринимательской деятельности и улучшения систем управления, а также для обмена знаниями и опытом были созданы следующие специализированные объединения предпринимателей (союзы и федерации):
Арабский союз текстильной промышленности (Сирия);
Арабский союз по цементу и строительным материалам (Сирия);
Арабская федерация по сахару (Судан);
Арабская федерация производителей химических удобрений (Кувейт);
Арабская федерация машиностроения (Ирак);
Арабская федерация производителей рыбной продукции (Ирак);
Арабская федерация пищевой промышленности (Ирак,);
Арабская федерация по судоходству (Ирак);
Арабская кооперативная федерация (Ирак);
Арабский союз по наземному транспорту;
Арабская федерация производителей медикаментов и медицинского оборудования.
14.2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ (Cooperation Council for the Arab States fo the Gulf — CCG)
Создан в 1981 г. в целях осуществления координации, интеграции и взаимосвязей между шестью государствами-членами: Бахрейн, Катар, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия. Совет ставит своей задачей создание схожих систем в области финансов, экономики, торговли, права, управления, информации, образования и культуры. Совет при-
ван оказывать содействие научным исследованиям, созданию совместных пред-!риятий, поощрять сотрудничество в частном секторе. Важными областями Деятельности Совета являются: стимулирование научно-технического прогресса
промышленности и в первую очередь в добывающих отраслях, сельском хозяйстве, животноводстве, водоснабжении.
295
Основные направления политики и коллективных действий Совета определяет Высший совет, состоящий из глав государств-членов. Он же утверждает основные принципы отношений с другими государствами и международными организациями.
Министерский совет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, готовит рекомендации и проекты, направленные на развитие сотрудничества и координацию деятельности государств-членов. Он поощряет сотрудничество между торговыми палатами государств-членов.
В рамках ССАГПЗ разработан и принят Совместный план действий предусматривающий сотрудничество по следующим направлениям: экономическое и социальное планирование; финансовое, экономическое и торговое сотрудничество; транспорт и связь; промышленное сотрудничество; нефть (регион Персидского залива контролирует около одной трети мировых запасов нефти); социальные и культурные услуги; валютно-финансовое сотрудничество.
Предусматривается поэтапная реализация коллективных подходов и стратегии экономического сотрудничества для решения проблем в сфере экономики, торговли, финансов, сельского хозяйства, транспорта и связи, социального обеспечения, законодательства и др. В основе такой политики лежит стремление снизить зависимость от экспорта нефти и диверсифицировать источники доходов, создать солидную промышленную и сельскохозяйственную базу.
Для реализации задач экономического сотрудничества были заключены следующие соглашения и достигнуты договоренности:
Комплексное экономическое соглашение (1982 г.), включающее торговый обмен, движение капитала, экономическую деятельность, транспорт и коммуникации, валютно-финансовое сотрудничество;
О целях и стратегии планов развития в арабских государствах Совета сотрудничества (1985 г.);
Единообразная стратегия индустриального развития (1985 г.);
Общая сельскохозяйственная политика государств-членов (1986 г.);
Унифицированные правила, регулирующие иностранные капиталовложения.
Важным направлением деятельности ССАГПЗ является содействие развитию предпринимательства, а именно: стимулирование инвестиций; проведение технико-экономических обоснований; разработка общей политики в области производства и импорта продовольствия; поддержка исследовательских институтов; образование корпораций, совместных предприятий, центров, институтов; создание внутреннего общего рынка, обеспечивающего .возможность гражданам владеть собственностью, жить, работать, заниматься бизнесом в любом из государств-членов.
В 1988 г. Европейское сообщество (теперь Европейский Союз) заключило соглашение о сотрудничестве с государствами—членами ССАГПЗ, в соответствии с которым был создан совместный совет ЕС—ССАГПЗ для обсуждения региональных и международных вопросов.
296
14.3. Арабский фонд экономического и социального развития — АФЭСР (Arab Fund for Economic and Social Development — AFESD)
Образован в 1968 г. на основе соглашения, вступившего в силу в 1971 г. фонд начал осуществлять операции по финансированию проектов в 1974 г. Членами Фонда являются 21 страна, входящая в состав Лиги арабских государств (кроме Коморских островов).
В основу деятельности Фонда входит:
• финансирование экономических проектов инвестиционного харак
тера посредством предоставления субсидий и займов на льготных условиях
правительствам, организациям и институтам государственного и частного
секторов;
• поощрение частных и государственных инвестиций, обеспечиваю
щих развитие экономики арабских государств;
• обеспечение технической помощи в различных областях экономичес
кого развития;
• оказание содействия деятельности по программе финансирования меж
арабской торговли;
• осуществление сотрудничества и координация деятельности с арабс
кими национальными и региональными институтами развития (ЛАГ, Араб
ский валютный фонд, ОАПЕК, а также Всемирным банком, ПРООН, ФАО,
ИФАД). Фонд выполняет функции секретариата Координационной группы
национальных и региональных институтов развития. Он проводит регуляр
ные координационные совещания в целях укрепления сотрудничества и улуч
шения координации между этими двумя организациями.
14.4. Арабский валютный фонд — АВФ (Arab Monetary Fund — AMF)
Образован в 1977 г. на основе соглашения о его создании, подписанного в 1976 г. между государствами—членами Лиги арабских государств. В его составе 20 членов ЛАГ (кроме Джибути и Коморских островов).
Цели АВФ:
• финансирование дефицитов платежных балансов путем предоставле
ния кредитов государствам-членам;
• содействие стабилизации курсов валют и их конвертируемости в араб
ских странах;
• содействие ускорению темпов арабской экономической интеграции
и экономическому развитию в странах-членах;
• содействие развитию финансовых рынков арабских стран;
297
• координация позиций стран-членов по международным валютным и
экономическим вопросам и содействие решению международных валютных
проблем.
Основные направления деятельности АВФ:
• выдача кредитов на поддержку программ структурных реформ;
• предоставление займов на проведение экономических преобразова
ний, направленных на достижение стабильности и преодоление внутренних
и внешних экономических проблем, на финансирование дефицитов платеж
ных балансов. Фонд предоставляет займы на льготных и гибких условиях
четырех типов: (1) автоматические займы со сроком погашения 3 года; (2)
обычные займы со сроком погашения 5 лет; (3) компенсационные займы на
3 года; (4) расширенные займы до 7 лет. Займы выдаются в соответствии с
программами стабилизации и экономических реформ, которые согласуются
с государствами-заемщиками и ими проводятся;
• осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с ос
новными направлениями и руководящими принципами инвестиционной по
литики, установленными Советом директоров-исполнителей (возглавляется
генеральным директором Фонда). Эти основные направления и руководя
щие принципы основаны на следующих важнейших критериях: застрахован-
ность инвестиций от рисков; конвертируемость валют; ликвидность инвести
ционных средств; оптимизация нормы прибыли;
• оказание технической помощи по развитию арабских финансовых
рынков и осуществлению связей между ними; совершенствование базы дан
ных об арабских рынках;
• оказание содействия в подготовке кадров;
• сотрудничество с региональными и другими международными орга
низациями;
• сотрудничество с арабскими организациями — Арабским фондом эко
номического и социального развития (АФЭСР), ОАПЕК — в целях подготов
ки ежегодного Совместного арабского экономического доклада.
Источниками финансирования Фонда (его ресурсами) являются: оплаченный капитал, резервный капитал, займы и кредиты, получаемые Фондом, другие средства, привлекаемые по решению Совета управляющих. Фонд подписался на половину уставного капитала Арабской программы финансирования торговли (АПФТ), учрежденной в 1989 г. в целях содействия развитию и либерализации торговли между арабскими странами и повышения конкурентоспособности арабского экспорта (деятельность в рамках АПФТ осуществляется через национальные организации). АВФ выполняет функции секретариата Совета управляющих арабских центральных банков и глав валютных ведомств; осуществляет сотрудничество с Экономическим советом Лиги арабских государств (ЛАГ), Советом арабского экономического единства (САЭЕ), Арабским фондом экономического и социального развития (АФЭСР).
298
14.5. Арабский банк экономического развития Африки — АБЭРА (Arab Bank for Economic Development in Africa — BADEA)
Создан в 1973 г. по инициативе Лиги арабских государств и приступил к операциям в 1975 г. Банк является независимым международным учреждением, пользующимся статусом международного юридического лица и автономией в административной и финансовой деятельности. Члены АБЭРА — IS государств: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Катар, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис.
Цели Банка:
• оказание финансового содействия экономическому развитию неараб
ских африканских стран;
• оказание технической помощи, необходимой для развития африкан
ских стран;
• стимулирование притока инвестиций из арабских стран на цели раз
вития африканских государств.
Основные направления деятельности Банка:
• предоставление займов и гарантий финансовым институтам развития
национального, смешанного или регионального характера;
• распределение и координация помощи, предоставляемой арабс
кими государствами — членами Банка странам неарабской Африки. Пра
во на получение помощи от Банка имеет 41 государство—член Организа
ции африканского единства (ОАЕ), не являющиеся членами Лиги арабс
ких государств. Получателями помощи могут быть: правительства афри
канских стран, включая провинции, учреждения или организации; госу
дарственные и частные компании, занимающиеся предпринимательством
в африканских странах и большая доля капитала которых принадлежит
правительствам или гражданам этих стран; смешанные африканские или
арабо-африканские компании, оказывающие содействие экономическо
му развитию и нуждающиеся в финансовой помощи для реализации кон
кретного проекта;
• участие в финансировании крупных экономических проектов в об
ласти промышленности или социального развития. Такие проекты обычно
являются составной частью планов экономического развития страны-полу
чателя. Они могут иметь региональный характер и их реализация может
быть полезна нескольким странам одновременно. Подготовка и реализа
ция проекта состоит из следующих стадий: идентификация проекта; опре
деление масштабов проекта; предварительное одобрение проекта; эксперт -
[ая оценка и подготовка соответствующего отчета; переговоры и подписа-ние соглашения о займе; консультации с партнерами по финансированию;
299
заявление об эффективности соглашения о займе, осуществление проекта и выплата займа; контроль за осуществлением проекта; доклады о ходе реализации проекта; доклад о завершении исполнения проекта. Вклад Банка в финансирование проекта обычно не превышает 15 млн. долл., или 50% общей стоимости проекта. Он может возрасти до 80%, если общая стоимость проекта не превышает 10 млн. долл.; Банк финансирует определенные проекты, являющиеся объектами международных торгов, в африканских и арабских странах в целях осуществления поставок товаров и услуг производимых в этих странах;
• оказание технической помощи в форме субсидий; финансирование проведения прединвестиционного анализа в целях выявления реальных возможностей реализации и эффективности инвестиций. Если Банк считает, что в результате совместного финансирования разработки проекта техническая помощь уже оказана, сумма выделенных субсидий рассматривается как аванс по займу. Банк оказывает также техническую и финансовую помощь, необходимую для освоения современных технологий производства и ноу-хау.
Финансовые ресурсы Банка состоят из подписного капитала и привлеченных заемных средств. Банк использует общепризнанные принципы финансирования, пользуясь любыми источниками финансирования, которые не противоречат его целям и функциям и не ставят под угрозу его кредитоспособность. Средства, привлеченные из таких источников, образуют специальные фонды в отличие от обычных средств Банка. АБЭРА осуществляет финансовые операции на разумных условиях с учетом характера каждой операции; Банком учитывается способность заемщика или его гаранта выполнить свои обязательства и принимаются меры для обеспечения того, чтобы предоставляемое финансирование использовалось по целевому назначению.
Организация африканского единства и Лига арабских государств осуществляют сотрудничество по линии координации прямых связей между африканскими и арабскими неправительственными организациями (в частности, торговыми палатами) путем: проведения консультативных встреч представителей обеих организаций для обсуждения форм и методов ара-бо-африканского сотрудничества; обмена информацией и опытом создания совместных предприятий; содействия укреплению торговых отношений между странами. В 1973 г. одновременно с Банком арабскими странами — экспортерами нефти был создан Специальный фонд помощи Африке, который был передан в управление Лиге арабских государств. Арабские государства Африки не имеют права на получение помощи из этого Фонда.
300
Глава 15_________________________
2019-11-20 | 329 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Региональные экономические организации |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы