Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Региональные экономические организации государств Африки



2019-11-20 310 Обсуждений (0)
Региональные экономические организации государств Африки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Название организации Число стран-членов

Год создания

1. Организация африканского единства (ОАЕ) 53 1963  
2. Таможенный и экономический союз Центральной      
Африки (ЮДЕАК) 6 1966  
3. Банк развития государств Центральной Африки      
(БДЕАС) 11 1975  
4. Экономическое сообщество государств Западной      
Африки (ЭКОВАС) 16 1976  
5. Южноафриканское сообщество развития (САДК) 11 1992  
6. Общий рынок Восточной и Южной Африки      
(КОМЕСА) 20 1994  
7. Западноафриканский экономический и валютный      
союз (УЭМОА) 7 1994  
8. Западноафриканский банк развития (БОАД) 7 1994

 

9. Африканский банк развития (АфБР) 77 (53 + 24) 1963
10. Африканский фонд развития (АФР) 26 1974  
11. Восточноафриканский банк развития (ВАБР) 3 1976  
12. Арабский банк экономического развития Африки      
(АБЭРА) 18 1973  

 


15.1. Организация африканского единства — ОАЕ (Organisation of African Unity — OAU)


 


Создана в 1963 г. В ее состав входят 53 страны. Помимо чисто поли­тических целей, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в обла­сти экономики, в том числе транспорта и связи, а также науки и техники, продовольственного обеспечения. В 1991 г. государства—члены ОАЕ под­писали Договор об образовании Африканского экономического сообще­ства, которым предусматривается, что образование сообщества продлится 34 года и будет происходить в шесть этапов разной продолжительностью. Африканское экономическое сообщество станет составной частью ОАЕ. Его основными целями являются: содействие экономическому, социаль­ному и культурному развитию и интеграции экономики африканских стран; координация и согласование политики различных африканских экономи­ческих объединений в целях содействия постепенному созданию сообще­ства. Деятельность ОАЕ направлена на реализацию межгосударственного сотрудничества, согласование политики и интеграцию программ развития экономики, а также на решение политических задач и реализацию прин­ципов ОАЕ.

302


15.2. Таможенный и экономический союз Центральной Африки — ЮДЕАК (Central African Customs and Economic Union — CACEU)

Создан в 1966 г. и стал преемником Экваториального таможенного союза. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Цент-ральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. В цели Со­юза входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки и укрепление реально действующего общего рынка.

Основные направления деятельности Союза:

• определение важнейших направлений и координация таможенной,
налоговой и экономической политики государств-членов, в особенности ка­
сающуюся переговоров по тарифным вопросам с третьими странами и при­
менения общих тарифов;

• разработка принципов общей политики и координация экономичес­
ких отношений стран-членов между собой;

• разрешение споров и разногласий, возникающих между странами-
членами по поводу интерпретации Договора о ЮДЕАК. Возникающие вопро­
сы по поводу законодательства в экономической, таможенной и налоговой
областях передаются на рассмотрение национальных органов стран-членов;

• осуществление сотрудничества с региональными организациями аф­
риканских государств, такими как Банк государств Центральной Африки
(БЕАК) (Камерун), Банк развития государств Центральной Африки (БДЕ-
АК) (Конго), субрегиональный многоотраслевой Институт технологии оценки
проектов (Габон) и др.;

• сотрудничество с международными организациями — ПРООН, Все­
мирным банком, МВФ, ФАО, ЮНЕСКО, Европейским Союзом и др.

В 1989 г. ЮДЕАК представил новую стратегию экономической ин­теграции под названием «Создание подлинного экономического союза», ко­торая включает вопросы льготных тарифов в межгосударственной торговле; механизмов компенсации потерь, связанных с налогообложением; пересмотра общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам, налогов на добавленную стоимость. Новая стратегия предполагает внесение изменений в Договор, а также изменений в формирование финансовых ресурсов орга­нов и институтов ЮДЕАК.

В 1991 г. была принята Региональная программа реформ, разработан­ная в тесном сотрудничестве ЮДЕАК с Всемирным банком при участии Меж­дународного валютного фонда, Европейского Союза и Франции. Она вклю­чала два протокола: (1) по налоговым и таможенным вопросам; (2) по воп­росам транспорта и транзита. В 1992 г. Программа была расширена путем Углубления сотрудничества в таких областях, как промышленность и иссле­дования, сельское хозяйство, продовольствие, транспорт и связь, окружа­ющая среда.

303


В 1994 г. было принято решение о создании Экономического и ва­лютного сообщества Центральной Африки, целью которого была консоли­дация достижений государств-членов в области валютного и экономическо­го сотрудничества путем реализации следующих мер: укрепление общей ва­люты; проведение соответствующей макроэкономической политики и пра­вового режима, благоприятствующего инвестициям и экономическому рос­ту; создание на практике общего рынка; проведение общей политики, каса­ющейся различных областей сотрудничества. ЮДЕАК создал Форум для инвестиций в Центральной Африке, проводимый каждые два года в целях содействия совместным с иностранными партнерами проектам.

15.3. Банк развития государств Центральной Африки — БДЕАС (Central African States Development Bank — CASDB)

Создан в 1975 г. согласно ст. 66 Договора об образовании Таможен­ного и экономического союза Центральной Африки — ЮДЕАК. В составе Банка 11 членов, из них 6 — африканские государства: Габон, Камерун, Конго, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гви­нея, являющиеся членами ЮДЕАК; 2 — институциональных члена: Афри­канский банк развития, Банк государств Центральной Африки; 3 страны — нерегиональных члена: Германия, Кувейт, Франция.

Цели Банка:

• содействие экономическому и социальному развитию стран-членов;

• финансирование наиболее важных для стран региона проектов эконо­
мической интеграции;

• финансирование и оказание содействия в подготовке технико-эконо­
мических обоснований.

Основные направления деятельности Банка:

• финансирование проектов развития промышленности, энергетики,
сельского хозяйства, инфраструктуры, транспорта, телекоммуникаций; на­
учных исследований, в частности, в области развития сельских районов стран-
членов;

• финансирование разработок проектов развития и оказание содействия
органам, ответственным за их реализацию в повышении эффективности их
деятельности;

• сотрудничество с другими финансовыми институтами для создания
совместных предприятий с участием стран-членов Банка.

Финансовые ресурсы Банка включают: уставный капитал; средства, при­влекаемые путем заимствования на мировых рынках капитала у отдельных государств, национальных и международных институтов; собственные дохо­ды Банка. В 1989 г. странами-членами Банка был учрежден специальный


304


 


(Ьо развития сельских районов в целях улучшения системы финансирова­ния базовых проектов развития сельских районов. В 1993 г. Банк присоеди­нился к Центральноафриканской банковской системе, надзор за которой оСуШествляет Банковская комиссия Центральной Африки (СОВАС).

15.4. Экономическое сообщество государств Западной Африки — ЭКОВАС (Economic Community of West African States — ECOWAS)

Создано в 1975 г. согласно Договору об экономическом сообществе государств Западной Африки, вступившему в силу в 1976 г. В Договоре отражено также сотрудничество в политической сфере. Договором и после­дующим Лагосским заключительным актом, подписанным в 1980 г., пре­дусматривается создание к 2000 г. Африканского экономического сообще­ства на базе существующего и будущих региональных сообществ.

В составе членов ЭКОВАС — 16 стран: Бенин, Буркина Фасо, Кот-д'Ивуар, Острова Зеленого Мыса, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.

Цели ЭКОВАС:

• содействие сотрудничеству и интеграции, ведущих к созданию эко­
номического союза стран Западной Африки;

• поддержание и укрепление экономической стабильности;

• межгосударственное сотрудничество, согласование политики и ин­
теграция программ.

Основные направления деятельности ЭКОВАС:

• гармонизация и координация национальной политики и содействие
реализации интеграционных программ, в том числе в области охраны окру­
жающей среды;

• создание общего рынка, экономического и валютного союза; осуще­
ствление программы валютного сотрудничества и программы либерализации
региональной торговли;

• гармонизация национального инвестиционного законодательства;

• содействие сбалансированному региональному развитию;

• создание совместных производств, совместных предприятий, малых
и средних компаний;

• подготовка проектов и программ в рамках технических комиссий: по
промышленности, науке и технике, энергетике; по продовольствию и сель­
скому хозяйству; по транспорту, связи и туризму; по торговле, таможенным
вопросам и налогообложению; по окружающей среде и природным ресурсам;
по валютно-денежным вопросам и платежам; по политическим, юридичес­
ким и правовым вопросам; по финансовым и административным вопросам;
по социальным вопросам и культуре и др.;

305


• развитие и модернизация региональной инфраструктуры: Трансза­падноафриканской автомагистрали; региональной авиалинии, региональной компании прибрежного рыболовства; региональной сети коммуникаций.

В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития

15.5. Южноафриканское сообщество развития — САДК (Southern African Development Community — SADC)

Создано в 1992 г. путем подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании сообщества. Оно заменило собой Южноафриканскую конференцию по координации развития (САДКК). До­говоры, политика и соглашения, принимаемые в рамках САДК, являются юридически обязывающими, и для их реализации созданы правовые инст­рументы.

В составе САДК — 11 стран-членов: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зим­бабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР.

САДК имеет как экономические, так и политические цели. В каче­стве экономических целей предусмотрено: содействие экономическому рос­ту и поддержка социальной защиты путем региональной интеграции; коор­динация национальных и региональных стратегий и программ; содействие рациональному использованию региональных ресурсов, повышению заня­тости в производственном секторе, усиление эффективности охраны окру­жающей среды.

Основные направления деятельности САДК:

• гармонизация политических и социально-экономических стратегий и
планов стран-членов;

• последовательная ликвидация препятствий на пути свободного дви­
жения капитала, рабочей силы, товаров и услуг;

• содействие развитию в области передачи технологий;

• совершенствование управления и повышение экономической эффек­
тивности производства путем регионального сотрудничества;

• привлечение международных государственных и частных ресурсов в ре-
гион;определение направлений региональной политики и программ в конк­
ретных отраслях. Отрасли распределяются между странами-членами, кото­
рые осуществляют руководство соответствующими отраслями. Эта деятель­
ность контролируется и координируется отраслевыми комитетами министров,
комиссиями и отраслевыми координационными группами, отраслевыми бюро
по связям. Они разрабатывают отраслевую политику и стратегию, а также
конкретные предложения, касающиеся отдельных проектов.

Ответственность за отрасли распределяется следующим образом: промышленность и торговля — Танзания; энергетика — Ангола;

306


добывающая промышленность — Замбия;

продовольствие, сельское хозяйство, природные ресурсы — Зимбабве;

морское рыболовство и морские ресурсы — Намибия;

рыболовство во внутренних водоемах, лесное хозяйство, живая природа —

Малави;

транспорт и связь, культура и информация — Мозамбик;

туризм, охрана окружающей среды, землепользование — Лесото;

исследования в области сельского хозяйства и животноводства — Ботсвана;

развитие людских ресурсов — Свазиленд.

Координация деятельности по секторам включает подготовку предло­жений о стратегии и приоритетах, разработку проектов для включения в отраслевую программу, оценку результатов. Главная задача в этом направ­лении состоит в оказании содействия в определении региональных приори­тетов, в мобилизации ресурсов, в ускорении интеграционных процессов, получении максимальной отдачи от проектов. Программа действий САДК предусматривает осуществление конкретных мероприятий в области промыш­ленности и торговли, энергетики, добывающей промышленности, продо­вольствия, сельского хозяйства, природных ресурсов, транспорта и связи, туризма, культуры и информации, развития людских ресурсов, политики и дипломатии, обеспечения мира и безопасности.

Секретариат, как исполнительный орган САДК, несет ответственность за стратегическое планирование, управление программами, финансовое обес­печение деятельности и административную деятельность.

В 1994 г. между Европейским Союзом и САДК была достигнута договорен­ность о сотрудничестве в следующих областях: региональная интеграция, торгов­ля, экономика, развитие, инвестиции, охрана окружающей среды, наука и тех­ника, туризм, культура, борьба с международной преступностью, внешняя поли­тика.

15.6. Общий рынок Восточной и Южной Африки — КОМЕСА (Common Market for Eastern and Southern Africa — COMESA)

Образован в 1994 г. как преемник Преференциальной зоны торговли государств Восточной и Южной Африки (РТА) на основе Договора о созда­нии общего рынка стран Восточной и Южной Африки. Договором предус­матривается возможность преобразования КОМЕСА в Экономическое сооб­щество, если цели создания общего рынка будут достигнуты. В составе ЭМЕСА — 20 стран-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, ^ения, Коморские острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мо­замбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эрит-Рея, Эфиопия.

307


Цели КОМЕСА:

• обеспечение устойчивого роста и развития;

• разработка и осуществление совместной макроэкономической политики
и программ в целях обеспечения более тесного экономического сотрудничества1

• привлечение иностранных, трансграничных и местных инвестиций
включая совместное использование научно-технических достижений;

• содействие созданию и развитию Африканского экономического со­
общества;

• сотрудничество с другими региональными и международными орга­
низациями;

• согласование политики и отстаивание общих позиций стран-членов
на международных форумах;

• осуществление политических целей.
Основные направления деятельности КОМЕСА:

• сотрудничество в области либерализации торговли и создания тамо­
женного союза после 10-летнего переходного периода путем ликвидации та­
моженных пошлин и других сборов за ввоз товаров; устранения нетарифных
барьеров; введения общих внешних тарифов на товары, импортируемые из
третьих стран; установления режима наиболее благоприятствуемой нации;
таможенное сотрудничество в рамках общего рынка; упрощение и гармони­
зация торговой документации и процедур;

• сотрудничество в валютно-финансовой сфере, предполагающее созда­
ние платежного союза с единой валютной и расчетной единицей — ЕСАКУ,
урегулирование платежей; достижение конвертируемости валюты; создание со­
юза стран — членов КОМЕСА по вопросам обменного курса валют; согласова­
ние валютной и налоговой политики; региональное макроэкономическое со­
трудничество: развитие банковского дела и рынка капиталов; свободное движе­
ние капитала; сотрудничество в предоставлении банковских гарантий;

• сотрудничество в развитии отраслей экономики: промышленности,
энергетики, науки и техники; сельского хозяйства и сельских районов; при­
родных ресурсов и охраны окружающей среды; транспорта и связи; туризма,
телекоммуникационных услуг;

• сотрудничество в области стандартизации и гарантии качества про­
дукции; по социальным вопросам; в развитии людских ресурсов; создании
комплексной информационной системы;

 

• содействие развитию частного предпринимательства; сотрудни­
чество между торговыми палатами и предпринимательскими объедине­
ниями;

• поощрение и защита инвестиций: устранение двойного налогообло­
жения, реализация многосторонних инвестиционных соглашений;

• обеспечение свободного перемещения отдельных лиц, рабочей силы,
услуг;

• сотрудничество и координация деятельности с Южноафриканским
сообществом развития — САДК.

308


15.7. Западноафриканский экономический и валютный союз — УЭМОА (West African Economic and Monetary Union — UEMOA)

Создан в 1994 г. в качестве преемника Западноафриканского валют­ного союза, существовавшего с 1973 г. В его состав входят 7 стран: Бе­нин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

Целями и основными направлениями деятельности УЭМОА являются:

• экономическая интеграция путем координации экономического раз­
вития и экономической политики стран-членов посредством введения мно­
госторонней системы контроля;

• создание общего рынка на основе введения общих таможенных
тарифов, проведения совместной торговой политики; обеспечения сво­
бодного движения товаров и услуг, людей и введения свободы местожи­
тельства;

• координация национальной экономической политики по отраслям:
промышленность и горное дело; энергетика, сельское хозяйство, транспорт
и телекоммуникации, окружающая среда; людские ресурсы. Осуществление
регионального планирования;

• гармонизация законодательства, особенно различных налоговых сис­
тем государств-членов;

• содействие повышению конкурентоспособности, экономического и
финансового потенциала стран-членов на свободном рынке.

Решения об основных направлениях деятельности УЭМОА прини­маются на конференции глав государств и правительств, которая явля­ется высшим органом Союза. Совет министров, состоящий из мини­стров экономики, планирования и финансов, разрабатывает постанов­ления и директивы, обязательные для всех стран-членов; принимает ре­шения, обязательные для государства, которого они касаются, а также разрабатывает рекомендации. Реализация и контроль за исполнением решений возлагаются на Комиссию, которая является исполнительным органом УЭМОА.

В число автономных специализированных институтов входят: Цент­ральный банк государств Западной Африки (ЕЦЕАО в Сенегале) и Западно­африканский банк развития (БОАД в Того).

УЭМОА финансируется за счет общих внешних тарифов и косвен­ных налогов, а также за счет ссуд, получаемых на международных фи­нансовых рынках, субсидий и помощи. Страны-члены УЭМОА исполь-3Уют единую валюту, выпускаемую Центральным банком западноафри­канских государств (Central Bank of West African States). Этот Банк и Западноафриканский банк развития (БОАД) являются основными чле­нами УЭМОА.

309


15.8. Западноафриканский банк развития — БОАД (West African Development Bank — WADB)

Создан в 1973 г., приступил к операциям в 1976 г. Его целью является финансирование развития стран—членов Западноафриканского валютного союза, созданного в 1973 г. и преобразованного в 1994 г. в Западноафри­канский экономический и валютный союз — УЭМОА. В составе Банка 13 членов, из них 7 государств, входящих в Западноафриканский экономичес­кий и валютный союз (УЭМОА): Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали Нигер, Сенегал, Того; один институциональный региональный член — Цен­тральный банк западноафриканских государств; 3 институциональных члена: Африканский банк развития (АфБР), Германская корпорация развития, Ев­ропейский инвестиционный банк; 2 страны: Бельгия, Франция.

Цели Банка:

• содействие сбалансированному развитию государств-членов;

• реализация экономической интеграции Западной Африки;

• финансирование проектов, имеющих приоритетное значение.
Основные направления деятельности Банка:

 

• содействие развитию и координация экономической политики в от­
раслях: промышленность и агропромышленный комплекс; энергетика; раз­
витие сельских регионов; инфраструктура; телекоммуникации;

• выдача кредитов для финансирования национальных региональных
проектов; предоставление гарантий;

• участие в капитале предприятий и национальных финансовых институ­
тов;

• финансирование технико-экономических обоснований;

• оказание помощи малым и средним предприятиям;

• сотрудничество с региональными и субрегиональными организация­
ми развития, такими как Африканский банк развития, Экономическое со­
общество государств Западной Африки, Фонд африканской солидарности,
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС);

• сотрудничество с международными организациями, входящими в си­
стему ООН, с Европейским Союзом, с банками Азии, Северной Америки,
Северных стран, Германии;

• осуществление двусторонних отношений с Бельгией, Германией, Да­
нией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Финляндией, Францией, Швей­
царией, Швецией, Японией.

Финансовые ресурсы Банка состоят из подписного капитала, который может увеличиваться за счет взносов или путем капитализации резервов или заимствований. В соответствии с директивами Совета министров Западно­африканского экономического союза (УЭМОА), который является высшим руководящим и контрольным органом Банка, правление Банка решает воп­росы, касающиеся размеров уставного капитала, устанавливает общие пра­вила предоставления Банком займов и гарантий и инвестирования средств, принимает решения по вопросам выдачи финансовой помощи, утверждает участие Банка в финансовых операциях.

310


15.9. Африканский банк развития — АфБР (African Development Bank — ADB)

Основан в 1964 г. как межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполне­ния проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. В состав Банка входят 77 государств, среди которых 53 региональных члена и 24 нерегиональных государств-членов. Крупней­шими африканскими государствами-членами являются Нигерия, Алжир, Ливия, Марокко, ЮАР, Египет и ДР Конго (Демократическая Республика Конго, бывший Заир). Среди 24 нерегиональных членов — Австрия, Бель­гия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерлан­ды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция (суммарная доля в акционерном капитале — 17,3%); США, Аргентина, Бра­зилия, Канада (9,4%); Индия, Китай, Республика Корея, Япония (6,2%), Кувейт и Саудовская Аравия (0,5%). В 1998 г. доля 24 нерегиональных чле­нов в акционерном капитале Банка была увеличена с 33,4 до 40%, а доля 53 региональных членов — африканских государств была уменьшена с 66 до 60%.

Благодаря членству в АфБР нерегиональные члены-акционеры имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов АфБР.

Цели банка:

• содействие экономическому и социальному развитию региональных
стран-членов;

• финансирование инвестиционных программ и проектов;

• содействие государственным и частным инвестициям;

• организация финансирования, осуществляемого Банком совместно
с двусторонними и многосторонними институтами развития;

• оказание технической помощи странам — региональным членам в
подготовке проектов развития.

Основные направления деятельности Банка:

• финансирование региональных трансграничных проектов развития и
участие в сделках, реализуемых по схеме «БОТ» (строительство — эксплуата­
ция — передача другому собственнику), в частности, при сооружении плат­
ных автодорог и электростанций;

• разработка стратегии развития экономики африканских стран;

• оказание финансовой и технической помощи при выборе объектов
Для финансирования, при подготовке по ним проектно-сметной документа­
ции, предоставление на льготных условиях ноу-хау;

• осуществление операций по снижению долговых обязательств афри­
канских стран-дебиторов. В 1997 г. объем просроченной задолженности

вставил 579 млн. счетных единиц (используются для расчетов в АфБР и

311


приравнены к СДР). Основная часть задолженности приходится на несколь­ко стран, в том числе ДР Конго, Анголу и Либерию;

• финансирование бесприбыльных проектов в социальной сфере. В 1997 г. Банк направил на социальные проекты 170 млн. счетных единиц (238 млн долл.).

В середине 90-х годов АфБР оказался в сложном положении, что яви­лось следствием неэффективной кредитной политики, некомпетентного уп­равления, многочисленных фактов коррупции. АфБР в 1998 г. принимал активные меры, направленные на преодоление стагнации, проведение бо­лее активной и диверсифицированной кредитной деятельности. Разработа­на программа кредитования мелких сельхозпроизводителей — основы афри­канского аграрного сектора.

Продолжены следующие новые проекты финансирования африканских стран:

Алжир — 136 млн. долл. на поддержку малого и среднего бизнеса в частном секторе;

Бурунди — 55 млн. долл. на развитие экономики;

Замбия — 23 млн. долл. на развитие системы водоснабжения и на развитие образования;

Марокко — 82 млн. долл. на модернизацию железных дорог, как часть проекта стоимостью 450 млн. долл., осуществляемого с участием МБРР и ЕИБ;

Сенегал — 14 млн. долл. на финансирование проекта в сельском хо­зяйстве;

Эритрея — 12 млн. долл. на финансирование ирригационного проек­та со сроком погашения в 50 лет с 10-летним льготным периодом. .

Источники финансирования включают: акционерный капитал Банка, формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Бан­ка, подразделяемые на обычные ресурсы и специальные фонды. Обычные ресурсы включают: (1) подписные доли уставного капитала; (2) средства, получаемые в счет платежей по займам АфБР; (3) средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; (4) доходы, из­влекаемые из займов, предоставляемых Банком. В 1998 г. капитал Банка был увеличен на 7,5 млрд. долл. (до 33 млрд. долл.). Расширение ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. Увеличение капитала имеет целью защитить Банк от неплатежеспособности некоторых заемщиков; обес­печить базу заемных операций в среднесрочной перспективе; развивать со­трудничество с частным сектором, кредитование которого является более рискованным по сравнению с кредитованием правительственных организа­ций; уменьшить стоимость заемных операций; удовлетворить потребности в кредитах быстро развивающихся стран континента, которые в настоящее время из-за жестких правил кредитования не имеют доступа к нему.

Поддержку чаще всего получают проекты компаний, акции которых счи­таются надежными и которые принадлежат к наиболее конкурентоспособным


312


 


странам. В результате большинство региональных членов не могут претендо­вать на кредиты АфБР. В то же время наиболее нуждающимися в дешевых яемных средствах являются как раз страны с высоким риском, например, Либерия или ДР Конго. Из 53 африканских стран-членов только 14 фактичес­ки могут получать кредиты в Банке, который предоставляет их почти по ком­мерческим процентным ставкам. Остальные 39 государств ограничены в за­имствованиях, их кредитует Африканский фонд развития (АФР) на льготных условиях. В 1997 г. ограничениям по кредитованию подверглись даже такие небедные, по африканским меркам, страны, как Тунис, Марокко и ЮАР, на долю которых в 1996 г. вместе с Алжиром приходилось 90% всех заимство­ваний, предоставленных Банком. В 1997 г. было выдано всего восемь креди­тов в государственный сектор экономики ряда стран. Частный доход АфБР в 1996 г. составил 149 млн. долл. В то же время просроченная задолженность стран возросла до 800 млн. долл., причем 90% ее суммарной величины прихо­дилось на ДР Конго, Анголу, Либерию, Сомали и Судан.

Африканский банк развития является в настоящее время крупнейшей панафриканской экономической организацией, значение которой особенно возросло в связи с реализацией международной программы «Африканское возрождение».

В составе АфБР — Нигерийский доверительный фонд (НДФ), образован­ный в 1976 г. как правительственная организация Нигерии, существующая за счет взносов правительства Нигерии, которое выделяет в НДФ часть доходов от экспорта нефти. Средства Фонда на середину 1998 г. составляли 400 млн. долл.

15.10. Африканский фонд развития — АФР (African Development Fund — ADF)

Создан в 1972 г., начал операции в 1974 г. как самостоятельное юриди­ческое лицо, входящее в группу Африканского банка развития (АфБР). В составе Фонда 26 членов, в том числе Африканский банк развития, 14 евро­пейских стран, США, Канада, Япония.

Цели Фонда:

• финансирование на льготных условиях проектов и оказание техничес­
кой помощи в целях содействия вкладу Африканского банка развития в эко­
номическое и социальное развитие более бедных африканских государств—
членов Банка (их число составляет около 40);

• финансирование в целях содействия развитию сотрудничества на ре­
гиональном и субрегиональном уровнях и международной торговли, в осо­
бенности между странами—членами АФР.

Капиталы АФР формируются в основном из взносов западных стран. нд предоставляет льготные кредиты, направленные главным образом на Развитие сельского хозяйства, транспорта, производство продуктов пи-гания. К числу новых проектов, финансируемых АФР, относятся:

313


Гвинея — 16,5 млн. долл. на финансирование образования со срокоц погашения 50 лет и 10-летним льготным периодом;

Мадагаскар — 46,5 млн. долл. на финансирование программы струк­турных реформ;

Того — 15,3 млн. долл. на финансирование программы структурных реформ совместно с МВФ, МБРР, правительством Японии, со сроком по­гашения 50 лет и 10-летним льготным периодом.

15.11. Восточноафриканский банк развития — ВАБР (East African Development Bank — EADB)

Создан в 1976 г. Членами Банка являются: Кения, Танзания, Уганда а также корпоративные организации, предприятия, институты, среди кото­рых Африканский банк развития.

Цели Банка:

• содействие развитию государств-членов;

• оказание содействия деятельности национальных институтов разви­
тия путем предоставления финансовой и технической помощи.

Основные направления деятельности Банка:

• оказание содействия наиболее важным для развития областям пред­
принимательства, в особенности, проектам, ориентированным на развитие
экспорта, и проектам, связанным с финансированием приватизации госу­
дарственных предприятий;

• предоставление консультационных услуг странам региона;

• оказание финансовой поддержки инициативам по развитию рынков
капитала в Восточной Африке;

• реализация программ восточноафриканского сотрудничества в рамках
созданной в 1993 г. постоянной трехсторонней комиссии, которая призвана
давать рекомендации и консультации относительно наиболее приемлемых форм
сотрудничества.

На основе консультаций с трехсторонней комиссией Банк принял си­стему ускорения и укрепления регионального сотрудничества по следующим направлениям: участие в приватизации государственных предприятий; рас­ширение рынка капитала восточноафриканских стран путем сокращения числа государственных предприятий; создание условий для выполнения Банком роли исполнительного агента по многосторонним и двусторонним фондам, при­званным содействовать реализации региональных проектов. Среди много­численных специальных фондов — совместный с Норвегией Фонд по восста­новлению промышленности Уганды.

Источниками финансирования Банка являются оплаченный уставный капитал, обычные ресурсы и специальные фонды. Банк стремится привлекать финансовые ресурсы на рынках капитала в регионе, проводит мобилизацию ресурсов в местных валютах для финансирования региональных проектов.

314


Раздел V

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

И РЕГИОНАЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

МНОГОСТОРОННЕЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


' Kit)


 


Глава 16_________________________________________



2019-11-20 310 Обсуждений (0)
Региональные экономические организации государств Африки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Региональные экономические организации государств Африки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)