Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование международного инвестирования и многостороннего научно - технического и промышленного сотрудничества



2019-11-20 286 Обсуждений (0)
Регулирование международного инвестирования и многостороннего научно - технического и промышленного сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок




22.1. Содержание понятия «международное инвестирование» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях

Международное инвестирование — это вывоз капиталовложений инвес­торами одного государства для вложения в объекты предпринимательской дея­тельности другого государства с целью получения прибыли с учетом законода­тельства принимающей страны.

Субъектами международного инвестирования являются контрагенты раз­ных стран. В качестве субъектов могут выступать государства в лице государ­ственных организаций и учреждений. Тогда речь идет об отношениях между государствами, регулируемыми международными договорами, к которым при­меняются нормы международного права. Такие инвестиции именуются госу­дарственными. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, пре­доставляемые частными фирмами или гражданами одной страны соответству­ющим субъектам другой страны. К частным инвестициям относятся и такие, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции госу­дарству другой страны как таковому. Инвестиционные отношения чрезвы­чайно разнообразны. Возможны случаи, когда отношения между государ­ствами взаимосвязаны с отношениями между частными фирмами. Такая связь проявляется, когда инвестор передает все свои права и требования государ­ству. Государство предоставляет инвестору банковскую гарантию, которая служит средством обеспечения выполнения обязательств, в которые вступает местное предприятие с иностранными инвестициями.

Термины «капиталовложения» и «инвестиции» (investments) являются синонимами. Капиталовложения охватывают все виды имущественных цен­ностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соответствии с ее законодательством в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли (до­хода) или достижения другого (социального) эффекта.

Понятие «имущественные ценности» охватывает все виды ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей стра­ны, а именно: (1) недвижимое и движимое имущество (здания, сооруже-

462


ния, оборудование и другие материальные ценности) и соответствую­щие имущественные права, включая право залога; (2) денежные сред­ства; (3) акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в предприятиях (фирмах), в том числе совместных; (4) право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономичес­ких ценностей, или по услугам, имеющим экономическую ценность; (5) права на результаты интеллектуальной деятельности или права на интеллектуальную собственность (в том числе на промышленную соб­ственность); (6) права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частно­сти, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

Что касается «иностранных инвестиций», то для инвесторов они явля­ются зарубежными, т.е. вкладываемыми в другую страну; для принимающей страны они также считаются иностранными и подпадают под законодатель­ство об иностранных инвестициях и соответствующие положения междуна­родных договоров. В международной статистике иностранными инвестици­ями именуются зарубежные инвестиции.

Иностранные инвестиции для принимающей страны являются иност­ранным капиталом (иностранной собственностью), вывезенным из одной страны и вложенным в предприятия (или дело) на территории другого госу­дарства. Любая инвестиция является объектом права собственности. Она мо­жет быть собственностью другого государства (государственные иностранные инвестиции) или собственностью частных юридических и физических лиц (частные инвестиции). Однако к понятию «инвестиции» относится не вся иностранная собственность, а только собственность, имеющая целевое на­значение, — предпринимательство или благотворительность.

Предпринимательская деятельность приносит прибыль или доход. По­этому международные инвестиционные соглашения распространяются наря­ду с капиталовложениями и на доходы, получаемые в результате капиталов­ложений, в частности, на прибыль или долю прибыли, дивиденды, процен­ты, лицензионные и иные вознаграждения, платежи за техническую помощь и техническое обслуживание и другие вознаграждения.

По экономической сути иностранные инвестиции делятся на ссудный капитал и предпринимательский капитал. Ссудный капитал — это инвести­ции, предоставленные в форме государственных частных и международных займов и кредитов. Предпринимательский капитал — это инвестиции в пред­принимательские структуры. Предпринимательские инвестиции осуществ­ляются в форме прямых и портфельных инвестиций. Под прямыми иност­ранными инвестициями (ПИИ), согласно определению ЮНКТАД, понима­ются такие капиталовложения, при осуществлении которых инвестор из од­ной страны контролирует управление предприятием-рецепиентом в другом государстве*. Портфельные инвестиции не дают их владельцу управленческо-

* World Investment Report, 1998: Trends and Determinants; БИКИ, 28.1.1999.

463


го контроля над объектом вложения капитала, иными словами, — это вло­жения в акции, не представляющие собой контрольный пакет. Действие закона об иностранных инвестициях в принимающей стране может распро­страняться на все перечисленные формы или только на прямые и портфель­ные инвестиции.

Обычно законодательство стран предусматривает конкретные формы, в которых могут осуществляться иностранные инвестиции, а именно: (1) доле­вое участие при создании новых совместных предприятий; (2) приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях; (3) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвес­тору; (4) создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц; (5) приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; (6) участие в осуществлении разгосударств­ления и приватизации; (7) приобретение предприятий; (8) создание банков с иностранными инвестициями; (9) приобретение государственных ценных бумаг; (10) приобретение ценных бумаг местных юридических лиц; (11) зак­лючение концессионных договоров на использование природных ресур­сов; (12) заключение договоров с юридическими и физическими лица­ми; (13) осуществление хозяйственной деятельности в свободных эко­номических зонах; (14) осуществление промышленного сотрудничества; (15) приобретение иных имущественных прав.

В законодательстве принимающих стран определяется также субъект, осуществляющий иностранные инвестиции, именуемый «иностранный инвес­тор». Определение круга субъектов, признаваемых иностранными инвесто­рами, имеет практическое значение, поскольку признание субъекта иност­ранным инвестором означает: (1) предоставление ему соответствующих прав и льгот, установленных законодательством и международными договорами; (2) удовлетворение требованиям регистрации и допуск к осуществлению хо­зяйственной деятельности; (3) определение распространения на него гаран­тий и иных условий, предусмотренных международным договором с соответ­ствующей страной, а также предоставление возможности дипломатической защиты со стороны государства — страны инвестора. К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов: (1) иностран­ные юридические и физические лица; (2) отечественные граждане, про­живающие за рубежом; (3) иностранные государства; (4) международные организации.

Под иностранными юридическими лицами понимаются лица корпора­ции, компании, фирмы, организации и ассоциации, созданные в соответ­ствии с законодательством страны местонахождения и правомочные в соот­ветствии с этим законодательством осуществлять капиталовложения на тер­ритории другой договаривающейся стороны. В законодательстве США есть положения о том, что не имеет значения создано ли юридическое лицо для извлечения доходов или иных целей и является ли его капитал частным или государственным. В законодательстве Германии предусмотрено, что тер-

464


мин «инвестор» означает общество, союзы и объединения, имеющие или не имеющие права юридического лица, независимо от того, направлена ли их деятельность на получение прибыли или нет. Причем под местом пребыва­ния понимается местонахождение правления, руководство правового обра­зования (т.е. правовой статус общества определяется по закону страны на­хождения его правления). Таким образом, в инвестиционном законодатель­стве образования, созданные в качестве юридических лиц в одной стране, признаются юридическими лицами в другой стране.

Гражданская правоспособность юридических лиц определяется по праву страны, где такие юридические лица учреждены. Это означает, что вопросы внутреннего устройства, учреждения и ликвидации юридического лица, объем его правоспособности определяются законодательством данной страны.

Законодательство отдельных стран обычно признает в качестве иност­ранных инвесторов иностранные государства. Однако иск к государству-ин­вестору не может быть предъявлен без его согласия, а на имущество государ­ства не может быть обращено взыскание, что ставит государство в привиле­гированное положение по сравнению с другими иностранными инвестора­ми. В других странах установлено равенство перед заменой всех субъектов-инвесторов независимо от форм собственности.

Международные организации, выступающие в качестве иностранных инвесторов, обычно обладают правами юридических лиц. В их уставе опре­деляется правовой статус, иммунитет, что учитывается при участии между­народных организаций в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства регулируется соответствующим законодательством или нормативными положениями. В большинстве разви­тых стран — США, Германия, Франция, Великобритания, Япония и др. — нет специальных законодательных актов по иностранным инвестициям. К ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйствен­ную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валют­ное, банковское и др. Специальные законы об иностранных инвестициях принимались, как правило, в государствах Азии, Африки, Латинской Аме­рики, в странах Центральной и Восточной Европы. Например, в КНР было принято несколько сотен законов и подзаконных актов, регулирующих ино­странные инвестиции, что было обусловлено проводимой политикой при­влечения иностранного капитала и использования его для решения задач эко­номического развития. В ст. 18 Конституции КНР 1982 г. говорится, что «Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами Китайской Народной Республики вкладывать ка­питалы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотруд­ничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйствен­ными организациями». В КНР принят ряд нормативных актов, касающих­ся создания предприятий, основанных на китайском и иностранном капита­ле или полностью принадлежащих иностранному капиталу. В смешанных

465


предприятиях доля капиталовложений иностранных участников должна со­ставлять не менее 25%, что должно способствовать серьезным и значитель­ным капиталовложениям. Верхний предел не оговаривается. В установле­нии этого минимума состоит одна из особенностей законодательства КНР, поскольку в законодательстве ряда других стран ограничивается максимум иностранного участия (он может быть не более 50 или 49%).

Каждое государство определяет порядок доступа иностранного капита­ла. В одних странах существует разрешительная или лицензионная система, в других — установлен свободный доступ капитала.

Разрешительная система существует в Индии, ряде государств Латинс­кой Америки. Она предполагает выдачу инвестору предварительного разре­шения (лицензии) на осуществление инвестиционной деятельности, что обес­печивает лучшие возможности для контроля за деятельностью иностранного инвестора.

Регулирование международного инвестирования осуществляется по следу­ющим направлениям:

• разработка и реализация инвестиционной политики в принимающих
иностранный капитал странах;

• содействие зарубежным капиталовложениям в странах—инвесторах;

• содействие сотрудничеству в области международного инвестирова­
ния на многосторонней основе;

• осуществление международного инвестирования на двусторонней ос­
нове.

Инвестиционная политика в принимающих странах по отношению к иностранному капиталу характеризуется различной направленностью: (1) привлечение иностранного капитала в развитие национальной эко­номики; (2) ограничение притока иностранного капитала; (3) недопу­щение иностранного капитала.

В разные периоды и в разных странах инвестиционная политика пре­терпевала существенные изменения.

Так, в развивающихся странах на первоначальном этапе после деколо­низации основная задача государства состояла в получении контроля над эко­номикой и национальным богатством. Это нашло отражение в инвестицион­ной политике, которая была направлена на установление суверенитета над природными ресурсами и противодействие привлечению иностранных инве­стиций. В 80-е годы в ряде развивающихся стран существенно изменилась политика в отношении иностранного капитала. В результате появилось боль­шое разнообразие в правовом положении иностранных инвестиций и в оценке их воздействия на развитие экономики принимающих стран. В одних стра­нах, в особенности проводивших приватизацию государственной собствен­ности, иностранные капиталовложения поощрялись либо в целом, либо в определенных отраслях. В других странах приток иностранного капитала ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде стран на­ционализировался.


466


 


Политика в отношении иностранных инвестиций в развитых странах была направлена в основном на выравнивание условий деятельности нацио­нальных и иностранных инвесторов и допуска иностранного капитала в те отрасли, которые раньше были открыты для государственных и только для национальных частных фирм.

Методы привлечения иностранного капитала разнообразны по видам, но однотипны в развитых и развивающихся странах. К ним относятся в первую очередь различные стимулы: налоговые, финансовые льготы и привилегии и др.

Налоговые стимулы ориентированы: (1) на стимулирование прибыли путем снижения ставок налога на прибыль или доходы; освобождение от уп­латы налога на первоначальный период деятельности и др.; (2) стимулирова­ние инвестиций путем предоставления права на ускоренную амортизацию; облегчение инвестирования и реинвестирования; (3) стимулирование про­даж путем снижения подоходного налога в зависимости от стоимости про­даж; (4) на лучшее использование налога на добавленную стоимость путем сокращения налогов в зависимости от уровня и размеров местного компо­нента.

Финансовые стимулы предполагают предоставление иностранным ин­весторам: (1) правительственной помощи в виде прямых субсидий для по­крытия части расходов на инвестирование; (2) правительственных займов и кредитов на льготных условиях; (3) предоставление правительственных фон­дов для участия в инвестиционных проектах; (4) паевое участие государства в акционерном капитале.

Предоставление льгот и привилегий иностранным инвесторам направ­лено на повышение прибыльности вкладываемого иностранного капитала за счет льгот на использование инфраструктуры и услуг, выдачи государствен­ных контрактов, облегченного режима в отношении использования иност­ранной валюты, тарифных скидок.

Инвестиционные кодексы отдельных стран часто предусматривают не­сколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегиро­ванный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капи­таловложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от тамо­женных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строи­тельства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

В государствах Латинской Америки были приняты специальные зако­ны, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие усло­вия для иностранных капиталовложений.

С целью привлечения иностранного капитала в разных странах создава­лись свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный по

467


сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, что способству­ет притоку иностранного капитала, передовой зарубежной техники и техно­логии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Такого рода зоны в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болга­рии, Венгрии, Республике Корея, России.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус та­ких зон. Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гу­андун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, про­живающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью со­здания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя од­новременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью». Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, пол­ностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льго­ты, полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от им­портных пошлин. Создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продук­ции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

Политика ограничения притока иностранных инвестиций и установление определенного режима для иностранных инвестиций направлены на защиту национальных интересов и недопущение иностранного капитала к домини­рованию в экономике страны, на укрепление суверенитета и экономической самостоятельности. Методы ограничения иностранного капитала разнооб­разны, но примерно одинаковы по странам, их использующим. К числу таких мер относятся: (]) ограничения на долю участия в акционерном капи­тале, предоставляемую иностранным фирмам; (2) установление особого го­сударственного контроля за участием иностранного капитала в разработке недр и естественных природных ресурсов; (3) определение обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприя­тиях, создаваемых иностранными фирмами в смешанных обществах; (4) про­ведение мероприятий, направленных на использование определенной части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны путем налогообложения; (5) ограничения при переводе прибылей за границу; (6) ограничения при выдаче лицензий; (7) требование относитель­но занятости, объема заимствований на местном рынке, а также использо­вания национальных стандартов продукции, правил ведения бухгалтерской отчетности, документации; (8) требования относительно порядка регистра­ции, проведения концессионной политики и др.

468


В качестве ограничений используется и такое средство, как запрет на привлечение иностранных инвестиций в определенные наиболее важные для народного хозяйства отрасли промышленности или сферы услуг — финансы, транспорт, телекоммуникации, телевидение.

Регулирование инвестиционной деятельности в странах-инвесторах на­правлено на содействие ее развитию путем повышения конкурентоспособно­сти стран, совершенствования инновационной, технологической и маркетин­говой деятельности частных предпринимателей — потенциальных инвесторов.

Традиционно вкладчиков капитала привлекают благоприятный инвес­тиционный режим, большая емкость и перспективы роста рынка, наличие природных ресурсов, некоторые специфические особенности рынка труда. Все эти факторы сохраняют свою значимость в современных условиях, одна­ко больше не служат существенными критериями дифференциации. Так, благоприятный инвестиционный режим создан (с определенными вариация­ми) во многих государствах. За последние 15 лет подавляющее большинство стран осуществили меры по либерализации этой сферы, превратив ее в более доступную. Реализованы инициативы в области макроэкономической поли­тики (в том числе по стабилизации валютно-финансовой сферы, налогооб­ложения, политики валютного курса), что оказывает влияние на объем пе­реводимых прибылей, стоимость приобретаемых основных и оборотных средств, экспорт товаров и услуг, регулирование деятельности компаний и корпораций (в направлении содействия деятельности ТНК и отечественных фирм). В мировой экономике продолжается процесс глобализации и либе­рализации, и инвесторы стремятся найти такие центры для вложений, кото­рые отличаются наличием специфических преимуществ, в том числе создан­ных специально для их привлечения, в частности развитой инфраструктуры, маркетинговой сети, таких «невидимых» факторов, как лояльное отношение к росту капитала физических и юридических лиц, предпринимательская эти­ка, активная инновационная деятельность и пр.

Важную роль сыграла государственная политика в области содействия инвестиционной деятельности за рубежом, страхования экспортных креди­тов, предоставляемых частными фирмами. Во многих странах образованы специальные фонды, призванные поддерживать экспортную инвестицион­ную деятельность национальных компаний. Например, в США, Герма­нии, Австрии, Испании созданы Корпорации по поддержке частных инве­стиций за границу; во Франции действует Центральная финансовая корпо­рация по экономическому сотрудничеству; в Великобритании — Корпора­ция Соединенного Королевства по развитию Содружества; в Швеции — специальный Фонд по промышленному сотрудничеству с развивающимися странами и т.д.

Основными методами содействия экспортно-инвестиционной деятель­ности являются льготное финансирование; специальная система кредитова­ния, компенсирующая возможные потери за счет уменьшения налога на прибыль; страхование потенциальных потерь, вплоть до включения в стра-

469


ховую сумму величины потенциальной прибыли; предоставление информа­ционных услуг государственными органами.

Принципиальных отличий в политике отдельных стран по стимулиро­ванию экспорта капитала не существует. Отдельные различия касаются спе­циализации ряда государств по экспорту капитала в отдельные регионы. На­пример, скандинавские государства выделяют наименее развитые страны как получающие льготное субсидирование; США осуществляют программы раз­вития специально для обеспечения роста экономики стран Латинской Аме­рики и Карибского бассейна; в Японии существуют льготы для инвестирова­ния в развивающиеся страны в виде уменьшения бюджетных налоговых от­числений. Развитые страны и прежде всего страны Европы и США ориенти­руются на финансовую поддержку инвесторов в форме прямых экспортных субсидий, выделения дополнительных финансовых средств. Наиболее раз­витые из развивающихся стран (Республика Корея, Тайвань, Аргентина, Бразилия) используют в основном льготное налогообложение, отсрочку от взносов в централизованные фонды, условно беспошлинный ввоз, льготные налоговые отчисления.

Согласно докладу ЮНКТАД, прямые иностранные инвестиции в 1998 г. составляли 430—440 млрд долл. против 400 млрд долл. в 1997 г., 195 млрд долл. в 1993 г., 171 млрд долл. в 1992 г. Такой высокий рост прямых иностранных инвестиций является одним из важнейших показателей глобализации миро­вой экономики и мирохозяйственных связей. Рост прямых иностранных ин­вестиций происходил преимущественно за счет операций транснациональ­ных корпораций.

В 1993 г., по данным ЮНКТАД, около 37 тыс. фирм с более чем 200 тыс. филиалов в других странах владели капиталом в 2100 млрд долл. На предприятиях транснациональных корпораций занято около 73 млн че­ловек и около 150 млн человек имеют работу в ТНК в качестве дополни­тельной. В 1985 г. на зарубежных филиалах ТНК работало в развитых странах 29 млн человек и в развивающихся 12 млн человек. Около 1/3 всех активов 100 крупнейших ТНК находятся за границей. Среди них прежде всего компании, специализирующиеся в отраслях электроники, автомоби­лестроения, нефтяной, химической и пищевой промышленности. 40 из 100 таких ТНК осуществляют более половины своей деятельности за границей (в среднем для всей группы — 41%). Удельный вес зарубежных активов во всех активах у некоторых ТНК превышает 80%. Например, у фирмы ABB он со­ставляет 86%, Nestle — 81, Unilever — 77, Royal Dutch Shell — 69, Mobil — 57, Exxon — 56, IBM — 54%. В ряде крупнейших ТНК основная часть общих продаж приходится на зарубежные рынки. Так, их удельный вес у швейцарских фирм Nestle и ABB составляет соответственно 98 и 88%, гол­ландской Philips Electronics — 89, американской Exxon — 79, английских В.А.Т. Industries и British Petroleum — соответственно 77 и 75, японской Sony — 72,5, американских Mobil и IBM — соответственно 67 и 58%. Почти половину всех продаж составляют зарубежные продажи у англо-голландской

470

-


Royal Dutch Shell, японских Matsushita Electric и Toyota, американской Du Pont и некоторых других.

На зарубежных предприятиях многих ТНК занята значительная часть всего работающего персонала компании, а у некоторых из них, например швейцарской Nestle и английской В.А.Т. Industries, она превышает 90%, голландской Philips Electronics — 80%. Удельный вес занятых на зарубежных предприятиях компании составляет у английской British Petroleum 75%, анг­ло-голландской Royal Dutch Shell и Unilever — соответственно 73 и 65%.

Новые явление в мировой экономике — расширение зарубежных опе­раций компаний развивающихся стран, особенно новых индустриальных, таких как Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Тайвань в Азии. По подсче­там ЮНКТАД, доля развивающихся стран в зарубежных прямых инвестици­ях всех стран, составлявшая в первой половине 80-х годов лишь 5%, в 1994 г. достигла 15%, а в суммарном исчислении — 33 млрд долл.

Капиталовложения за границей осуществляют прежде всего компании развивающихся стран, специализирующиеся в области электроники, авто­мобилестроения, нефтепереработки, цементной, пищевой и табачной про­мышленности, строительных работ и др. Хотя отмечается стремление ком­паний развивающихся стран производить инвестиции в развитых странах, однако основная их часть все же поступает в соседние страны, т.е. имеет внутрирегиональный характер. Следует учитывать и тот факт, что по масш­табам иностранных капиталовложений компании развивающихся стран за­метно уступают крупным ТНК развитых стран, хотя у некоторых загранич­ные инвестиции достигают значительных величин.

Интернационализация мировой экономики и мирохозяйственных свя­зей в значительной мере обусловлены процессом международного инвести­рования, в котором решающую роль играют ТНК. Огромный объем прямых инвестиций, вкладываемых в экономику других стран, позволяет ТНК конт­ролировать не только отдельные компании, но и целые отрасли промышлен­ности и вытеснять с рынка местных производителей, воздействовать на прово­димую правительствами принимающих стран внешнюю политику. Чем боль­ше уступок делает принимающая страна в своих международных соглашениях с другими странами, тем труднее ей решать проблемы, возникающие в резуль­тате деятельности ТНК. Регулирование деятельности ТНК отдельными при­нимающими странами оказалось неэффективным. Несмотря на принятие мно­гими странами законов о регулировании иностранных инвестиций, их реали­зация требует дополнительных мер на основе международного регулирования.

Законодательство принимающих стран направлено на то, чтобы не до­пустить, чтобы важнейшие отрасли экономики — добывающая промышлен­ность, оборонные предприятия, средства связи, транспорт, банки — попали под контроль иностранного капитала. Законодательство предусматривает так­же обеспечение контроля за осуществлением иностранных инвестиций и регу­лированием движения продукции и технологий в результате этих инвестиций.

471


Международные организации — ЭКОСОС ООН, ВТО, ОЭСР, меж­дународные валютно-финансовые организации занимаются вопросами регу­лирования деятельности ТНК в области международного инвестирования с целью смягчения отрицательных последствий для принимающих стран от де­ятельности ТНК. В рамках ЭКОСОС ООН Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям разрабатывает Кодекс по­ведения ТНК и через свой секретариат (Центр) пытается смягчить отноше­ние принимающих стран к ТНК путем предоставления этим странам инфор­мации об определенных компаниях, командирования консультантов и про­ведения учебных занятий для представителей из этих стран. ЭКОСОС и Ге­неральная Ассамблея ООН рассмотрели проект международного соглашения о коррупции в международных деловых операциях, чтобы решить проблему незаконных выплат со стороны ТНК чиновникам в принимающих странах, ответственным за принятие решений, в том числе по привлечению иност­ранных инвестиций. На Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) был обсужден Кодекс поведения по передаче технологий. Кодекс принят не был, но Генеральная Ассамблея при поддержке ЮНКТАД приняла в 1980 г. Кодекс о монопольной практике. Еще в 1976 г. двадцать четыре развитых страны—члена ОЭСР приняли Кодекс поведения ТНК, закрепляющий доб­ровольные нормы надлежащего поведения таких компаний. Толкование Ко­декса Инвестиционным комитетом ОЭСР, распространенное в странах—чле­нах ОЭСР, предлагало ускорить исполнение транснациональными корпора­циями положений, касающихся сообщения информации о предприятии, най­ме и трудовых отношениях, налогообложении и ценообразовании. Регули­рование международного инвестирования одной из важнейших целей ввоза ставило решение проблемы налогообложения. В 1979 г. в ООН была подго­товлена Конвенция о взимании налогов в принимающей стране. А еще рань­ше—в 1963 г. в ОЭСР были разработаны положения о возникновении двой­ного налогообложения и определены взаимоприемлемые процедуры по уре­гулированию конфликта интересов.

При включении любой страны в мировую экономику на уровне, пред­полагающем международное инвестирование, одним из первейших шагов яв­ляется заключение двусторонних соглашений об исключении двойного нало­гообложения или присоединение к имеющимся на этот счет многосторонним международным актам. Заключение соглашений об иностранных инвестици­ях невозможно без соглашений по налогам. Документы, разрабатываемые в рамках ООН по вопросам международного инвестирования, исходят из того, что предоставляемой иностранным товарам, услугам и инвестициям режим является вопросом международного значения. Особое значение в современ­ных условиях имеет принцип справедливого и недискриминационного режи­ма, который обычно фиксируется в двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Режим наибольшего благоприятствования, согласно ГАТТ-1994, является нормой и в ее многостороннем применении по отно­шению к инвестициям носит безусловный характер.

472


Многостороннее соглашение по инвестициям (МСИ), разработанное в рамках ОЭСР, обсуждалось в январе 1998 г., но не было принято. Однако многие из основополагающих принципов включены в региональные торговые соглашения и примерно в 1,6 тыс. двусторонних соглашений по инвестициям. Существуют договоренности по инвестициям в рамках ЕС, а именно о том, что компании, созданные в одной из стран—участниц Союза, могут действо­вать на всем общеевропейском экономическом пространстве. Соглашение по НАФТА позволяет инвесторам привлекать правительство государства-реципи­ента прямых иностранных инвестиций к судебной ответственности.

Вопросы гарантирования инвестиций затрагивались в многочисленных конвенциях, соглашениях, решениях, рекомендациях, принятых и одоб­ренных в ОЭСР, ЮНКТАД, МОТ, ВОЗ и др., причем в ряде документов вопрос ставился комплексно, затрагивая, например, права потребителей, правила по контролю за ограничительной деловой практикой, об исключе­нии двойного налогообложения, о линейных конференциях в судоходстве.

К числу многосторонних гарантийных документов относится Ломейс-кая конвенция между странами ЕС и более чем 60 странами Африки, Азии, Латинской Америки. В 1979 г. (по 2-ой конвенции) условие недискрими-национности инвесторов было поставлено в прямую и обязательную зависи­мость от наличия двусторонних соглашений по защите инвестиций. В 1984 г. (по 3-ей конвенции, ст. 240) все участвующие стороны соглашались предо­ставить справедливый и недискриминационный режим инвесторам, создать ясные и стабильные условия и поддерживать предсказуемый и безопасный инвестиционный климат.

В современных условиях начался новый этап подготовки многосторон­него соглашения по инвестициям с целью создания компромиссного вариан­та. Этим занимается специально созданная рабочая группа, состоящая из представителей различных международных экономических организаций: МВФ, Всемирного банка, ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО. По существу, речь идет о но­вом многостороннем документе, в котором были бы учтены документы ВТО: Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие; документ, разработанный в рамках ОЭСР — Многостороннее соглашение по инвести­циям; документ Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) по режиму и гарантиям инвестиций; проект инвестиционного кодекса, разрабо­танный в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); Договор к Энергетической хартии.

Предполагается, что в новое соглашение по инвестициям будет вклю­чен широкий круг вопросов, определяющих режим международного инвес­тирования, а именно:

• соотношение прав и обязательств участников инвестиционной дея­
тельности;

• ограничение доли собственности, принадлежащей иностранному ин­
вестору;

473


• предоставление специальных стимулов иностранным инвесторам;

• установление обязательной доли местного участия или части продук­
ции, направляемой на экспорт;

• обязанности инвесторов, в том числе в отношении использования
трансфертных цен;

• механизмы разрешения инвестиционных споров.

Специфика регулирования инвестиционного процесса на региональ<



2019-11-20 286 Обсуждений (0)
Регулирование международного инвестирования и многостороннего научно - технического и промышленного сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование международного инвестирования и многостороннего научно - технического и промышленного сотрудничества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)