Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рабочие и специальные органы (Subsidiary and Ad Hoc Bodies)



2019-11-20 267 Обсуждений (0)
Рабочие и специальные органы (Subsidiary and Ad Hoc Bodies) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Межправительственные комитеты (Intergovermental Bodies)

• Специальный комитет по вопросам Индийского океана (Ad Hoc Committee
on the Indian Ocean)

• Комитет по конференциям (Committee on Conferences)

• Комитет по информации (Committee on Information)

• Комитет по отношениям с принимающими странами (Committee on Relations
with the Host Countries)

• Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа
(Committee on the Exercise of the Inallienable Rights of the Palestinian People)

• Комитет по использованию космического пространства в мирных целях
(Committee on the Peaceful Uses of Outer Space — COPUOS)

• Конференция по разоружению — KP (Conference on Disarmament — CD)

• Межправительственный комитет по переговорам по выработке международной
конвенции по борьбе с иссушением земель (Intergovernmental Negotiating Commit­
tee — INC for the Elaboration of an International Convention to Combat Desertification)

• Подготовительный комитет Международного суда по уголовным делам
(International Criminal Court Preparatory Committee)

516


Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (Special Committee
on Peacekeeping Operations)

• Специальный комитет по совершенствованию Устава и усилению роли Орга­
низации (Special Committee on the Charter of the UN and on the Strengthening of
the Role of the Organisation)

• Специальный комитет по применению декларации о деколонизации (Special
Committee on the Implementation of the Declaration on Decolonisation (Committee
of Twenty-Four)

• Специальный комитет по расследованию действий Израиля по нарушению
прав человека в отношении палестинского народа и других арабских народов
оккупированных территорий (Special Committee on Investigate Israel Practices
Affecting the Human Rights of the Palestinian Peolple and other Arabs of the Occupied
Territories)

• Комиссия ООН по палестинскому урегулированию (UN Consciliation
Commission for Palestine)

• Комиссия ООН по разоружению (UN Disarmament Commission — UNDS)

• Научный комитет ООН по действию атомной радиации (UN Scientific
Committee on the Effects of Atomic Radiation — UNSCEAR)

• Рабочая группа по финансированию помощи ООН и рабочего агентства по па­
лестинским беженцам на Ближнем Востоке (Working Group of the Financing of the
UN Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East — UNRWA)

2. Рабочие группы по реформам ООН (Reform Working Groups)

• Специальная открытая рабочая группа по актуальным вопросам развития (Ad
Hoc Open-ended Working Group on an Agenda for Development)

• Открытая рабочая группа высших должностных лиц по финансовому положе­
нию ООН (High-level Open-ended Working Group on the Financial Situation on
the UN)

• Неформальная открытая рабочая группа по проблемам сохранения мира
(Informal Open-ended Working Group on an Agenda for Peace)

• Открытая рабочая группа высших должностных лиц по укреплению системы
ООН (Open-ended High-Level Working Group on the Strengthening of the United
Nations System)

• Открытая рабочая группа по вопросам равного представительства и увеличе­
ния числа членов Совета безопасности (Open-ended Working Group on the
Guestion of Equitable Representation and Increase in the Membership of the Security
Council)

3. Консультативные органы (Advisory Bodies)

• Консультативный совет по вопросам разоружения (Advisory Board on
Disarmament Matters)

• • Консультативный комитет программы ООН по содействию обучению, обра­зованию, распространению и более широкой популяризации международного права (Advisory Committee of the UN Programme of Assistance in the Teaching, Study, Dissemination and Wider Appreciation of Internationl Law)

4. Органы экспертов (Expert Bodies)

• Совет аудиторов (Board of Auditors)

5. Комитеты и комиссии

• Комиссия по государственной службе (International Civil Service Commission —
ICSC)

517


• Комиссия по международному праву (International Law Commission — ILC)

• Комитет по инвестициям (Investment Committee)

• Совместная инспекция (Joint Inspection Unit — JIU)

• Группа внешних аудиторов (Panel of External Auditors)

• Административный трибунал ООН (UN Administrative Tribunal)

• Комиссия по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (UN Commission
on International Trade Law — UNCITRAL)

• Объединенный пенсионный фонд персонала ООН (UN Joint Staff Pension Fund)

II. Экономический и социальный совет — ЭКОСОС (Economic and Social Council — ECOSOC)

/. Функциональные комиссии (Functional Commissions) (всего 10)

• Комиссия для социального развития (Commission for Social Development — CSD)

• Комиссия по предотвращению правонарушений и уголовного судопроизвод­
ства (Commission on Crime Prevention and Criminal Justice)

• Комиссия по правам человека (Commission on Human Rights — CHR) вклю­
чает 11 рабочих групп

• Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите национальных
меньшинств (Sub-Commission on Prevention of Discrimination and Protection of
Minorities) включает 5 рабочих групп

• Комиссия по наркотическим средствам (Commission on Narcotic Drugs —
CND)

• Комиссия по народонаселению и развитию (Commission on Population and
Development)

• Комиссия по науке и технологии в целях развития (Commission on Sience and
Technology for Development)

• Комиссия по содействию развитию (Commission on Sustainable Development —
CSD)

• Комиссия по положению женщин (Commission on the Status of Women —
CSW)

• Комиссия по статистике (Statistical commission)

2. Региональные комиссии (Regional Commissions) (всего 5)

• Экономическая комиссия для Африки — ЭКА (Economic Commission for
Africa - ECA)

• Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана — ЭСКА-
ТО (Economic and Social Commission for Asia and the Pacific — ESCAP)

• Экономическая комиссия для Европы — ЕЭК (Economic Commission for Europe —
UN/ECE)

• Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна —
ЭКЛАК (Economic Commission for Latin America and Carribean — ECLAC)

• Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии — ЭСКЗА
(Economic and Social Commission for Western Asia — ESCWA)

3. Постоянные комитеты (Standing Committes) (всего 3)

• Комиссия по народонаселению (Commission on Human Settlements — HABITAT)

• Комитет для программ и координации (Committee for Programme and Coor­
dination — CPC)

518


 


• Комитет по неправительственным организациям (Committee on Non-
Governmental Organisations)

4. Органы экспертов (Expert Bodies) (всего 8)

• Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству по воп­
росам налогообложения (Ad Hoc Group of Experts on International Co-operation
in Tax Matteres)

• Комитет по планированию развития (Committee for Development Planning)

• Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов (Committee of Experts
on the Transport of Dangerous Goods)

• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (Committee
on Economic, Social and Cultural Rights)

• Комитет по природным ресурсам (Committee on Natural Resources)

• Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию
энергии в целях развития (Committee on New and Renewable Sources of Energy
and on Energy for Development)

• Встречи экспертов по государственному управлению и финансам (Meeting of
Experts on Public Administration and Finance)

• Группа экспертов ООН по географическим названиям (UN Group of Experts
on Geographical Names — UNGEGN)

5. Административные комитеты по координации (Administrative Committees on

Coordination — ACC) (всего 5)

• Организационный комитет (Organisational Committtee — ОС)

• Консультативный комитет по административным вопросам (Consultative
Committee on Administrative Questions — CCA)

• Консультативный комитет по программам и оперативным вопросам
(Consultative Committee on Programme and Operational Questions — CCPOQ)

• Совместный комитет органов ООН по содействию развития (Inter-Agency
Committee on Sustainable Development — IACSD)

• Совместный комитет по равноправию женщин (Inter-Agency Committee on
Women and Gender Equality)


III. Специализированные учреждения, входящие в ООН и
относящиеся к ООН организации

1. Фонды, программы и рабочие органы (Funds, Programmes and Bodies of the UN)

2. Органы Соглашения по защите прав человека (Human Rights Treaty Bodies)

3. Органы Соглашения по морскому праву (Law of the Sea Treaty Bodies)

4. Гражданские и вспомогательные миссии (Civilian and Support Missions)

5. Органы по защите окружающей среды (Environmental Bodies)

6. Специализированные учреждения (Specialised Agencies)

IV. Секретариат (Secretariat)

Возглавляется Генеральным секретарем, который является главным административ­ным должностным лицом. Секретариат ООН — один из главных органов ООН, ко­торый несет ответственность за обеспечение нормального функционирования других

519


главных и вспомогательных органов, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат имеет в своем составе 7 департаментов, из которых экономическими вопросами занимается департамент по международным экономическим и социальным вопросам.

V. Международный суд (International Court of Justice)

Создан в 1945 г., является главным юридическим органом, принимающим решения и делающим консультативные заключения. Его Статут составляет часть Ус­тава ООН; Генеральная Ассамблея и Совет безопасности могут запрашивать у Суда заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы и специализирован­ные учреждения ООН могут с разрешения Генеральной Ассамблеи запрашивать кон­сультативные заключения Суда по юридическим вопросам, входящим в сферу их деятельности. Суд выполняет следующие функции: рассматривает правовые споры между государствами, связанные с нарушением международных договоров и обяза­тельств или возникающие при их толковании; принимает обязательные к исполне­нию решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотре­ние; предоставляет консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи, Совета безопасности и других органов ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи.

VI. Региональные банки развития (Regional Development Banks)

• Африканский банк развития (African Development Bank)

• Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank — IDB)

• Азиатский банк развития (Asian Development Bank — ADB)

• Карибский банк развития (Carribbean Development Bank — CDB)

Источник: United Nations Handbook 1997. New Zealand Ministry of Foreign Affairs and Trade, 1997.

;

 r, „^ >,, ,./J .V! .

...

520


 


Приложение 2

Генеральное соглашение о тарифах и торговле ( ГАТТ ): цели и основные направления деятельности

Генеральное соглашение о тарифах и торговле — ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade — GATT) — многосторонний межгосударственный договор, устанавливающий общие правила осуществления международных торговых отно­шений, принятые 123 государствами. ГАТТ — это основная составная часть пра­вового фундамента Всемирной торговой организации (ВТО); оно сохранило свою правовую организацию, все положения; нормы, накопленные прецеденты и при­мыкающие к основному тексту Генерального соглашения, интерпретирующие его статьи, договоренности и соглашения. ГАТТ, войдя в состав ВТО, во многом сохраняет свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами представ­ляет собой орган, где по-прежнему будут обсуждаться основные вопросы и про­блемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному сове­ту ВТО.

Цели ГАТТ: обеспечение условий для развития международной торговли, ли­берализация торговых барьеров и урегулирование торговых споров.

Положения и нормы ГАТТ создали правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе соглашения международную организацию — ВТО, занима­ющуюся вопросами торговых отношений между странами-участницами. ГАТТ — организационный центр проведения многосторонних межгосударственных пере­говоров по широкому кругу проблем совершенствования правовых и администра­тивных основ международных торговых отношений и по снижению торгово-поли-тических барьеров и прежде всего тарифных и нетарифных барьеров в междуна­родной торговле.

Сложившееся на основе Соглашения международное учреждение в тече­ние 47 лет (с 1947 по 1994 г.) выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением Согла­шения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы международной торговли и прини­мали решения, касающиеся правовых основ международных торгово-экономи­ческих отношений.

На протяжении этого времени ГАТТ претерпевало изменения: развивались пра­вовые формы Соглашения, его организационные формы и механизм деятельности и в результате на его основе фактически сложилась международная экономическая орга­низация, которая по вопросам регулирования международных торгово-экономичес­ких отношений заняла ведущее место в лиге. Это обусловило то, что ГАТТ было целиком инкорпорировано в ВТО. Вместе с тем ГАТТ в виде комплекса его основ­ных правовых положений концептуальных основ, сложившейся системы толкований и прецедентов остается главной опорой международной торговой системы. Это обус­ловливает необходимость рассмотрения деятельности ГАТТ и его функций в составе ВТО в историческом аспекте.

Создание ГАТТ с самого начала было связано с попытками образования Меж­дународной торговой организации (МТО). В 1946 г. ЭКОСОС ООН принял резо-

521


люцию о созыве конференции ООН по торговле и занятости. Для подготовки конфе­ренции был создан подготовительный комитет, который занимался разработкой Ус­тава МТО и в его рамках велись переговоры о снижении таможенных тарифов. Эти переговоры завершились проведением конференции в октябре 1947 г., по резуль­татам которой был принят Заключительный акт. Заключительный акт учреждал ГАТТ в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО. Он содержал также протокол о вре­менном применении Генерального соглашения по тарифам и торговле, содержа­щего отдельные положения проекта Устава МТО по вопросам регулирования тор­говой политики.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле вступило в силу с 1 января 1948 г. Его ратифицировали 23 страны-участницы. На проходившей с ноября 1947 по март 1948 г. конференции ООН по торговле и занятости (Гавана) был принят Заключи­тельный акт, содержавший так называемую Гаванскую хартию — Устав МТО. Он включал, кроме положений, относящихся к вопросам торговой политики, вопро­сы, касающиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложений, международных товарных соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО. Устав МТО впос­ледствии не был ратифицирован США и не вступил в силу. Генеральное соглашение осталось единственным многосторонним документом, содержащим принципы и пра­вила международной торговли. Оно именуется ГАТТ-1947.

Содержание Генерального соглашения претерпело за период его действия су­щественные изменения. Первоначально оно состояло из трех частей. Часть I вклю­чала в себя две статьи: (1) об общем режиме наибольшего благоприятствования и (2) о списках и режиме взаимных таможенных уступок. Часть II содержала 21 ста­тью, относящихся к правилам торговой политики, которые страны-участницы обя­зались применять в своих торговых взаимоотношениях. При этом предполагалось, что эти правила будут действовать временно, до вступления в силу Устава МТО. Однако поскольку в 1950 г. стало ясно, что МТО создана не будет, начался процесс модификации и модернизации положений ГАТТ. В результате в 1955 г. в него были внесены некоторые поправки и две новые статьи. Часть III Соглашения состояла из 13 статей и носила процедурный характер.

Деятельность ГАТТ активизировалась после проведения в 1964 г. конферен­ции ЮНКТАД. В 1966 г. в Соглашение была включена часть IV «Торговля и развитие», затрагивающая вопросы развития торговли с развивающимися страна­ми и содержащая положения о необходимости увеличения экспортных поступле­ний развивающихся стран, о том, что развитые страны-участницы не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров. Отдельные статьи Соглашения впо­следствии пересматривались и дополнялись новыми положениями, которые вы­рабатывались и принимались участниками ГАТТ в ходе многосторонних торговых переговоров.

Важную роль ГАТТ сыграла в формировании общего правового пространства. Это достигалось путем обязательного соблюдения всеми участниками положения ча­сти II ГАТТ, содержащей кодекс правил международной торговли. Обязательство

522


применять часть II ГАТТ в максимально полном объеме (но не в противоречии с национальным законодательством на момент присоединения) было определенным препятствием для отдельных стран для вступления в ГАТТ, поскольку требовало при­способления национального внешнеторгового законодательства к нормам ГАТТ. Та­ким путем достигалась совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, что способствовало образованию мировой торговой системы и созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Функции ГАТТ:

• осуществление согласованных на многосторонней основе правил, регулиру­
ющих поведение правительств в международной торговле, обеспечивая по су­
ществу правила поведения в торговле;

• выполнение роли форума для торговых переговоров, направленных на либе­
рализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости посредством
открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих
правил;

• выполнение роли международного суда, позволяющего участникам ГАТТ
разрешать мирохозяйственные споры и конфликтные ситуации путем созда­
ния специального механизма. Наибольшее число споров касается вопросов
неправомерного применения торговых мер, антидемпинговых и компенсаци­
онных пошлин, защиты против обвинений в использовании демпинговых цен
при экспорте товаров и пр.

Участниками ГАТТ на конец 1994 г. были 117 стран. Для них ГАТТ выполня­ло роль многостороннего торгового договора, создающего многостороннюю право­вую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и им­портерами, гарантирующего им режим наибольшего благоприятствования и защиту против торгово-политических дискриминаций. В этом смысле ГАТТ заменило слож­ную систему двусторонних торговых договоров, насчитывающих многие тысячи дого­воров^-—Д

Деятельность ГАТТ осуществлялась по следующим основным направлениям:

(1) международные многосторонние торговые переговоры (МТП);

(2) урегулирование торговых споров;

(3) наблюдение за национальной торговой политикой;

(4) работа с развивающимися странами.

(1) Проведение международных многосторонних торговых переговоров (ММТП), именуемых торговыми раундами, — важнейшее направление в деятельности ГАТТ. Торгово-политические итоги переговоров учитываются в национальном законода­тельстве стран-участниц, а также становятся правовыми нормами, с которыми дол­жны считаться не участвовавшие в переговорах государства.

До 1994 г. было проведено 8 туров таких переговоров, что свидетельствует о сложившейся на основе ГАТТ системы ММТП. В ходе первых пяти торговых раун­дов, проводившихся в 1947—1961 гг., согласовывались взаимные уступки по сниже­нию таможенных тарифов. В этот период переговорные конференции в рамках ГАТТ проводились:

в 1947 г. — в Женеве (Швейцария) с участием 23 стран (именуется «Женевс­кий раунд 1947»);

523


в 1949 г. — в Аннеси (Франция) с участием 13 стран («Конференция в Аннеси»);

в 1950 г. — в Торки (Великобритания) с участием 38 стран («Конференция в Торки»);

в 1956 г. — в Женеве с участием 26 стран («Женевская конференция 1956»);

в 1960—1961 гг. в Женеве с участием 26 стран («Диллон-раунд»).

На первых пяти конференциях согласовывалось снижение тарифов по принци­пу «уступка за уступку». Всего было предоставлено 67 тыс. взаимных уступок. В 1964— 1967 гг. в ходе шестого раунда, проводившегося в Женеве с участием 62 стран («Кеннеди-раунд»), главными направлениями переговоров были снижение тарифов и разработка антидемпингового кодекса. Была достигнута договоренность о сниже­нии тарифов в течение пяти лет, т.е. до конца 1971 г., в среднем на 35%, а также достигнуто соглашение о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

В 1973—1979 гг. в Токио проводился седьмой раунд переговоров, именуемый «Токийский раунд» (работа проходила в Женеве). В нем участвовало 102 государ­ства. Главными направлениями переговоров были: снижение тарифов, а также раз­работка ряда договоренностей (кодексов), расширяющих и усиливающих компетен­цию ГАТТ в области нетарифных барьеров и в других направлениях. Многосторон­ние торговые переговоры «Токийского раунда» ставили прежде всего задачу модифи­кации на многосторонней основе правовых условий ведения международной торгов­ли, имея в виду расширение либерализации торговли путем постепенного устране­ния торговых препятствий и совершенствования условий и форм ведения. В частно­сти, «Токийский раунд» преследовал следующие цели:

• дальнейшее снижение ставок таможенных тарифов;

• снижение или устранение нетарифных ограничений в мировой торговле и
сведение этих мер под более эффективный международный контроль;

• рассмотрение возможностей согласованного снижения или взаимного устра­
нения основных препятствий на пути торговли продукцией отдельных отраслей
хозяйственной деятельности (так называемый секторальный подход);

• ослабление аграрного протекционизма;

• совершенствование многосторонней системы защитных мер для ограждения
внутренних рынков от чрезвычайного импорта;

• устранение барьеров в торговле тропическими товарами.

В ходе «Токийского раунда» был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. Было согласовано снижение тарифов на тысячи промышлен­ных и сельскохозяйственных товаров, причем на готовую продукцию таможенные сборы снизились на 34% (с 7 до 4,7%). Промышленно развитые страны снизили тарифы на кофе, чай, какао, специи и другие сырьевые полуобработанные и обра­ботанные товары, представляющие интерес для развивающихся стран. Многие раз­вивающиеся страны сделали уступки в отношении их собственного импорта. В от­ношении нетарифных барьеров были согласованы правила, в соответствии с которы­ми: (а) поощряется международная конкуренция в отношении контрактов на закуп­ки предлагаемых правительствами и другими общественными органами; (б) вырабаты­ваются положения об использовании технических стандартов, систем сертификации и апробирования в качестве торговых барьеров; (в) обеспечивается, чтобы процедуры

524


лицензирования импорта сами по себе не ограничивали торговлю; (г) создается справедливая, единообразная и нейтральная система оценки товаров для таможен­ных целей.

Пакет соглашений по нетарифным мерам включает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, которое обязывает подписавшие его страны обеспечи­вать, чтобы любое использование субсидий не наносило ущерба торговым интересам других его участников, а компенсационные меры необоснованно не сдерживали меж­дународную торговлю. Эти меры могут применяться лишь в случае, если очевидно, что соответствующий субсидированный импорт фактически является причиной на­несения материального ущерба или угрожает нанести такой ущерб отечественной промышленности страны, подавшей жалобу. Новое соглашение по субсидиям и ком­пенсационным мерам обеспечило проведение дальнейшего пересмотра антидемпин­гового кодекса ГАТТ. Было подписано два соглашения по сельскохозяйственной продукции, в частности, по мясным и молочным продуктам. В рамках «Токийского раунда» был выработан «Кодекс», обеспечивающий либерализацию торговли само­летами гражданской авиации. Кроме того был заключен ряд «рамочных соглаше­ний», в частности, соглашение, создающее правовую основу для преференциальных договоренностей в интересах развивающихся стран, и соглашение, в рамках которо­го были кодифицированы и усовершенствованы процедуры ГАТТ по урегулированию споров.

1. Соглашение по таможенной оценке товаров. В рамках этого соглашения
устанавливается справедливая, единообразная и нейтральная система оценки това­
ров для таможенных целей, которая запрещает использование произвольно установ­
ленных или фиктивных показателей таможенной оценки.

2. Соглашение о пересмотре антидемпингового комплекса ГАТТ. Демпинговые
товары в широком смысле определяются как импортные товары, продаваемые по
ценам ниже цен, запрашиваемых производителем на своем отечественном рынке.
Это новое соглашение интерпретирует статью VI ГАТТ, в которой устанавливаются
условия, допускающие взимание антидемпинговых пошлин.

3. Соглашение о торговле самолетами гражданской авиации. В ходе «Токийс­
кого раунда» несколько промышленно развитых стран достигли согласия об устране­
нии с 1 января 1980 г. всех таможенных пошлин и аналогичных сборов любого рода
в отношении самолетов гражданской авиации, запасных частей к ним и работ по
ремонту гражданской авиатехники. Согласно ГАТТ, эти нулевые пошлины являют­
ся в правовом смысле обязательными для всех стран-членов, учитывая правило о
предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Соглашение содержит
приложение, в котором перечисляются все охватываемые им товары начиная с граж­
данских авиалайнеров, вертолетов, планеров и наземного оборудования имитации
полета до оборудования для подогрева пищи и кислородных масок. В 1983 и 1984 гг.
к содержащемуся в приложении перечню беспошлинных предметов были добавлены
гражданские авиатехнические товары. Это добавление вступило в силу с 1 января
1985 г.

4. Соглашение о государственных закупках. Соглашение направлено на обеспе­
чение большей международной конкуренции в борьбе за государственные контракты
и закупки. В нем содержатся подробные правила подачи заявок и принятия по ним

525


решений; оно направлено на то, чтобы процедуры и практика, касающиеся государ­ственных закупок, не защищали отечественных поставщиков, не носили дискрими­национного характера в отношении иностранных товаров и поставщиков. В области сельского хозяйства было заключено два многосторонних соглашения, которые всту­пили в силу с 1 января 1980 г.

5. Соглашение по говядине. Это соглашение нацелено на расширение, либера­
лизацию и стабилизацию международной торговли мясом и продукцией животновод­
ства и на развитие международного сотрудничества в этой сфере (соглашение охва­
тывает говядину, телятину и живой крупный рогатый скот). Международный совет
по мясу, действующий в рамках ГАТТ, проводит обзоры функционирования этого
соглашения, оценивает мировую обстановку в плане предложения и спроса на мясо
и обеспечивает форум для регулярных консультаций по всем вопросам, влияющим
на международную торговлю говядиной, включая двусторонние и многосторонние
торговые обязательства.

6. Международное соглашение по молочным продуктам. Данное соглашение на­
целено на расширение и либерализацию мировой торговли молочными продуктами,
достижение большей стабильности в данной сфере торговли и, следовательно, на
избежание излишков, нехватки и ненужных колебаний цен, что отвечает интересам
экспортеров и импортеров. Оно направлено на содействие экономическому и соци­
альному развитию развивающихся стран и на расширение международного сотрудни­
чества в секторе молочной промышленности. Это соглашение охватывает все молоч­
ные продукты, включает три протокола, устанавливающие конкретные положения,
в том числе минимальные экспортные цены в международной торговле на некоторые
виды порошкового молока, молочные жиры (в том числе масло) и сыры. За выпол­
нением этого соглашения наблюдает Международный совет по молочным продуктам.

Таким образом, в результате «Токийского раунда» был заключен ряд новых соглашений, уточняющих и развивающих отдельные положения ГАТТ. Особеннос­тью этих соглашений является то, что хотя в их основу положены принципы ГАТТ, тем не менее они действуют автономно, и для того, чтобы стать членом данных соглашений, недостаточно быть просто членом ГАТТ, а требуется принять на себя обязательство выполнять условия соответствующего соглашения. Итоги «Токийского раунда» свидетельствуют о вступлении ГАТТ в качественно новую фазу своего разви­тия, для которой характерны: перенос центра тяжести с тарифных на нетарифные ограничения; создание разветвленной сети специализированных соглашений, уточ­няющих и дополняющих отдельные положения ГАТТ; усиление вторжения ГАТТ в сферу национального экономического законодательства стран-участниц (по итогам раунда все участники соглашений должны привести свое национальное законода­тельство в соответствие со статьями соглашений, ими подписанных).

Восьмой раунд переговоров длился с сентября 1986 по декабрь 1993 г. Он открылся в Пунто-дель-Эсте (Уругвай) принятием Декларации о начале нового раун­да переговоров и получил название «Уругвайского раунда» («Multilateral Trade Negotiations. The Uruquay Round»). Основные переговоры проходили в Женеве. За время переговоров было проведено более 500 официальных заседаний, рассмотрев­ших около 1500 предложений и рабочих документов. Главными направлениями пе­реговоров были:

526


• снижение таможенных барьеров;

• совершенствование системы ГАТТ (уменьшение и устранение многих нета­
рифных мер, введение в сферу действия ГАТТ мировой торговли текстилем,
сельскохозяйственными товарами, продукцией природного происхождения,
укрепление системы ГАТТ);

• Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), частью
которой становится ГАТТ;

• разработка Генерального соглашения по услугам, регулирующего междуна­
родную торговлю услугами;

• торговые аспекты прав интеллектуальной собственности;

• меры инвестиционной политики.

В переговорах «Уругвайского раунда» сначала принимали участие 108 стран, среди которых были все члены ГАТТ и несколько стран, наиболее продвинувшихся к присоединению к ГАТТ. К концу переговоров число стран — участников ГАТТ уве­личилось до 111.

(2) Вторым важным направлением в деятельности ГАТТ урегулирование тор­говых споров. Возникающие споры касаются главным образом экономических вопро­сов и технических проблем из области таможенного права. Обычные средства разре­шения правовых споров, такие как арбитражное и судебное разбирательство, здес! непригодны. По этой причине в рамках ГАТТ разработана собственная процедура урегулирования споров. Она основана на следующих документах:

• статьи XXII и XXIII ГАТТ;

• положения ГАТТ, посвященные некоторым специфическим вопросам;

• резолюция «Токийского раунда», в частности, решение по Договоренносп
относительно уведомления, консультаций, урегулирования споров и наблю­
дения (Договоренность 1979 г.) с приложением согласованного описания обыч­
ной практики ГАТТ в области урегулирования споров;

• усовершенствование правил и процедур урегулирования споров ГАТТ, при­
нятых «Уругвайским раундом».

Перечисленные документы применяются в сочетании и представляют собой Кодекс процедуры урегулирования споров по ГАТТ. Процедура урегулирования спо­ров содержит 6 стадий: уведомление; консультации; арбитраж; совещания эксперто! и рабочие группы; доклад; выполнение рекомендаций и постановлений.

Уведомление. Если договаривающаяся сторона по собственной инициативе или по представлению находящегося на ее территории предприятия придет к вывод} о том, что другая договаривающаяся сторона нарушила свои обязательства по ГАТТ она может обратиться к другой стороне неформально или по дипломатическим кана­лам и попытаться путем переговоров добиться восстановления своих прав, напри мер, в форме получения от другой стороны тарифных уступок. Если эти переговорь увенчались успехом, уведомление об их результатах должно быть направлено в ГАТТ Это требование прямо выражено в резолюции, принятой «Уругвайским раундом» Основная цель уведомления — информировать другие договаривающиеся стороны не вовлеченные в спор о том, что проблема возникла и была урегулирована.

Консультации. Процедура консультаций более формальна по сравнению с не формальными переговорами. Консультации как средство урегулирования споров ре

527


комендованы ст. XXII ГАТТ. Процедура их осуществления, принятая в ходе «Уруг­вайского раунда», предусматривает сроки, характерные для современных процедур в рамках ГАТТ с целью ускорения процедуры урегулирования споров. Рассмотрение жалоб ГАТТ обычно начинается с просьбы стороны применить согласительную про­цедуру. Цель процедуры ГАТТ — достичь дружественного компромисса между спо­рящими сторонами. Только в случае невозможности достичь урегулирования при этой процедуре допускается применение более формальных средств, таких как ар­битраж или создание группы экспертов. Резолюцией, принятой в ходе «Уругвайско­го раунда», предусматривается, что в случае подачи просьбы о согласительной про­цедуре, согласно ст. XXII.I или ст. XXIII.I, сторона-ответчик обязана, если не предусмотрено иное, ответить на эту просьбу в течение 10 дней с даты получения и начать консультации со стороной-жалобщиком с добрыми намерениями в течение 30 дней с даты просьбы. Если сторона-ответчик не исполнит эти обязанности, сторона-жалобщик вправе непосредственно обратиться с просьбой о создании группы экспертов. Если консультации не приведут к урегулированию спора в течение 60 дней с даты подачи просьбы, сторона-жалобщик вправе потребовать создания группы экспертов или рабочей группы. При чрезвычайных обстоятельствах, в том числе, когда речь идет о перевозке скоропортящихся грузов, эти сроки сокращаются. Пре­дусматривается также, что стороны могут согласиться, чтобы третья сторона оказала им содействие, предоставив услуги по урегулированию в порядке согласительной процедуры или посредничества. Генеральный директор ГАТТ по собственной иници­ативе также может предложить свое содействие. Если эта процедура принимается, сторо­на-жалобщик обязана предоставить 60 дней с даты просьбы для консультаций, прежде чем требовать образования группы экспертов или рабочей группы.

Арбитраж. Не относится к числу нормальных средств урегулирования спо­ров. Если попытка примирения не удалась (или она не предпринималась), создает­ся группа экспертов или рабочая группа. Арбитраж может иметь место, если сто­роны договорятся об этом. Нормативная система ГАТТ не предусматривает приме­нения правил процедуры арбитражного разбирательства, таких как арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Более того, арбитраж ГАТТ существенно отличается от обычного коммерческого арбитража, поскольку в нем судебный элемент в значи­тельной мере отсутствует и цель состоит преимущественно в достижении справед­ливого компромисса (а не в разрешении спора в соответствии с правовыми норма­ми). Стороны должны заранее договориться о том, что они будут соблюдать арбит­ражное решение. Третьи договаривающиеся стороны могут стать сторонами арбит­ражного разбирательства в случае согласия на это стороны-жалобщика и стороны-ответчика.

Совещания экспертов и рабочие группы. Назначаются Советом от имени до­говаривающихся сторон. Если сторона выдвигает жалобу, утверждая что выгоды ГАТТ сводятся на нет или уменьшаются вследствие поведения другой стороны (ст. ХХШ), обычно созывается совещание экспертов. Рабочая группа создается, если предмет спора носит более общий и, как правило, менее спорный характер, например, для рассмотрения заявлений о присоединен



2019-11-20 267 Обсуждений (0)
Рабочие и специальные органы (Subsidiary and Ad Hoc Bodies) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рабочие и специальные органы (Subsidiary and Ad Hoc Bodies)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)