Как работать с учебником
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Класс Учебное пособие Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики Донецк 2019 ББК 63.3(2)4 (2Уп – 4с – 2Дон) И 90
Составители: Морозов П.Л., заведующий отделом общественных дисциплин ГОУ ДПО «ДонРИДПО» Сиверская Е.В., методист отдела общественных дисциплин ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
Над материалами пособия работал коллектив учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики: Авраменко А.В., Авраменко Н.Л., Леонов Л.В., Соляниченко Г.Н., Хаталах О.В., Якименко О.Р., Кладова С.В., Мальцева И.В., Лысенко Е.А., Мухина О.М., Ролик Д.В., Хохлова А.В., Бляшкина И.В., Головко Л.В., Боровкова Ю.В.
Рецензенты: Кожемяка О.Л., учитель истории Донецкого лицея № 12, учитель-методист Пестрецов В.В., директор муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа №5», учитель-методист
И 90 Историческое краеведение: Донецкий край в эпоху средневековья. 7 класс: учебное пособие / Сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 2-е издание, дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 166 с.
Данное учебное пособие раскрывает уникальную историю Донецкого региона с эпохи Великого переселения народов до конца XV вв. Предлагаемые материалы составлены на основе учебного пособия «История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г. Шепко, проф. В.Н. Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017». Данное учебно-методическое пособие является логическим и структурным приложением к учебникам «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016». Для обучающихся и учителей общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
© ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................... 5 § 1. ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ......... 8 1. Великое переселение народов................................................................................. 9 2. Нашествие гуннов....................................................................................................... 11 3. Военное искусство, повседневная жизнь, быт и традиции гуннов................ 13 4. Гунны на территории Донецкого края................................................................... 17 § 2. СЛАВЯНЕ. ПЕНЬКОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ......................................................................... 22 1. Расселение славян..................................................................................................... 22 2. Племена пеньковской археологической культуры............................................. 25 § 3. ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ СТЕПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (Авары, Великая Булгария)........................................................... 31 1. Нашествие аваров и Аварский каганат................................................................ 32 2. Нашествие болгар и Великая Булгария. Болгарские памятники Приазовья.............................................................................. 35 § 4. ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОЙ ХАЗАРИИ..................................... 40 1. Хазарский каганат....................................................................................................... 41 2. Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье........................................................................................... 43 3. Разгром Хазарского каганата. Вхождение Приазовья в состав Руси.......... 47 § 5. ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ................................................................. 52 1. Печенежский союз племен....................................................................................... 53 2. Общество и хозяйство печенегов........................................................................... 53 3. Курганные могильники печенегов.......................................................................... 57 4. Печенеги и Русь.......................................................................................................... 58 § 6. ТОРКИ, БЕРЕНДЕИ И ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ......................................................... 64 1. Торки на территории Донбасса............................................................................... 64 2. Топонимы и гидронимы, связанные с племенами торков................................ 68 3. Берендеи и чёрные клобуки..................................................................................... 68 § 7-8. ПОЛОВЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ...................................... 73 1. Половцы и Дешт-и-Кипчак........................................................................................ 74 2. Половцы на территории Донецкого края.............................................................. 77 3. Половецкая каменная скульптура.......................................................................... 79 4. Военное искусство половцев. Набеги на Русь.................................................... 82 5. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец........................................ 84 6. Поход Игоря Святославича против половцев..................................................... 88 § 9. БИТВА НА КАЛКЕ....................................................................................................... 94 1. Монголы. Путь на Русь............................................................................................... 95 2. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях»...................................................... 97 § 10-11. ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ................................. 104 1. Походы монголов и образование Золотой Орды............................................. 104 2. Земли Донецкого края в составе Золотой Орды.............................................. 109 3. Золотая Орда в период междоусобных войн.................................................... 114 4. Поход Тимура Тамерлана....................................................................................... 117 5. Распад Золотой Орды............................................................................................. 119 § 12-13. ОТ КАФЫ ДО СЕВЕРСКОГО ДОНЦА.......................................................... 126 1. Образование Крымского ханства......................................................................... 127 2. Итальянские колонии в Приазовье и Причерноморье................................... 131 3. Северский Донец – граница двух миров............................................................ 136 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................. 144 Исторический словарь................................................................................................. 144 Словарь имён исторических деятелей................................................................... 147 Хронологическая таблица........................................................................................... 148 Рекомендованная литература................................................................................... 151 Тесты и задания для самоконтроля.......................................................................... 154 ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые семиклассники! Вы уже познакомились с удивительными и увлекательными событиями Древней истории. Теперь вам предстоит узнать о наиболее важных событиях в истории Отечества в период Средневековья. Вы уже знаете, что история Донбасса корнями уходит в седую древность. Она очень близка нам, поскольку ее героями являются наши далекие предки, а основные исторические события разворачивались на знакомых нам с детства степных просторах. В истории нашей Родины были и тяжелые, даже трагические времена, оставившие свой след в народной памяти. Поколения людей, жившие в прошлые столетия, незримой нитью связаны с нашим временем. В седьмом классе вам предстоит изучить богатую событиями историю Донбасса в период с IV до XV столетия.
Истории капризы и причуды! В давно уже минувшие года Народы возникали ниоткуда И снова уходили в никуда Какая-то неведомая сила, Неудержимым ветром перемен, Людей к вершинам власти возносила, А после вновь ввергала в прах и тлен. То воевали, то опять дружили. Любили и мечтали о своём. Хоть что-то знать о тех, кто раньше жили На той земле, где мы теперь живём! В. Гусев-Тульский Как работать с учебником Предлагаемое учебное пособие является логическим дополнением к учебникам «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016», т.к. история Донецкого края является неотъемлемой частью истории нашего общего великого Отечества – России. Материал учебного пособия традиционно разделен на параграфы. В конце каждого параграфа размещен блок вопросов для самоконтроля. Вопросы и задания разделены на два уровня. «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» направлены на закрепление изученного материала. При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» от вас потребуются собственные размышления по важным проблемам отечественной истории. Обратите внимание на рубрику «Подведём итоги», которая содержит краткие выводы по основному материалу параграфа. Учебное пособие содержит богатый иллюстрированный материал, который поможет вам наглядно представить образ изучаемой эпохи. К некоторым иллюстрациям предложены вопросы и задания. В рубрике «Изучаем документ» представлены отрывки из исторических источников. Огромное значение при изучении истории имеет работа с картами. Этому посвящена рубрика «Работаем с картой». В целом работа с материалом данного учебного пособия позволит вам увидеть историю своего региона в контексте глобальных исторических процессов и явлений средневековой истории и еще раз убедиться в том, что история Донецкого региона – это важная часть истории великой Русской цивилизации и мировой истории в целом. Желаем успехов! УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ДОНЕЦКИЙ КРАЙ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |