Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Половецкая каменная скульптура



2019-11-21 458 Обсуждений (0)
Половецкая каменная скульптура 0.00 из 5.00 0 оценок




В память о себе на огромных пространствах от Юго-Западной Азии до Юго-Восточной Европы (в том числе и в нашем крае) половцы оставили памятники сакрального искусства – изваяния из серого песчаника, получившие название половецкие каменные бабы. По количеству данных находок Донецкие степи занимают одно из первых мест. Известны находки как близ Северского Донца (у сёл Прелестное, Хрестыще), так и в степи. Особенно


 

много изваяний найдено на Донецком Кряже и в Приазовье. Одна из крупнейших коллекций их хранится в Донецком республиканском краеведческом музее. Крупные собрания имеются в природных заповедниках Хомутовская степь, Каменные Могилы и в Великоанадольском музее леса. Наивысшая концентрация святилищ приходится на южные районы ДНР и Запорожскую область Украины.

 

Половецкое каменное изваяние XII-XIII вв.

Природный заповедник «Гектова балка» в Добропольском районе

Особый интерес представляет святилище, обнаруженное в 1975 г. в районе микрорайона Текстильщик на территории г. Донецка, в котором были найдены не только остатки двух каменных изваяний, но и уникальная каменная фигурка медведя.


 

  Половецкий идол Головы половецких каменных изваяний второй половины XII-середины XIII вв. (из собрания Донецкого республиканского краеведческого музея)   Половецкая скульптура

 

Часть каменных статуй – грубо вытесанные стелообразные изваяния, у которых схематически показана голова, а иногда и руки. Другие имеют более детальную проработку лиц, рук, иногда ног. При всем этом, по своему общему виду они продолжают напоминать стелы. Мужские статуи обычно имеют воинское убранство. На голове находится шлем, из-под которого виднеется характерная деталь причёски – три косы, сплетённые в одну. На женских изваяниях подчёркивались детали костюма и изображались украшения – шейные гривны, серьги, височные кольца, наголовный обруч, украшенный поперечными пластинами.

Характерной деталью половецких изваяний является то, что все они держат в руках чашу – символ того, что перед нами не просто человек, а обожествлённый предок, ставший после смерти духом, покровителем рода. Изначально для них строились специальные святилища. О них сообщает Г. Рубрук – фламандский монах-францисканец, путешественник, проезжавший через нашу степь в середине XIII в.: «…Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращённую лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу…».

Проезжающий мимо такого кургана половец должен был принести идолу жертву, чтобы заручиться его поддержкой.

Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина ... Всадник медлит пред ним и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».


Ø Это интересно

Культовые места половцев-кипчаков представляли собой каменную выкладку с оградкой на кургане, в котором, зачастую, не было захоронений половецкого времени. Внутри оградки стояло одно или несколько изваяний, обращённых лицом к востоку. Такое положение изваяний внутри святилищ прослеживается по источникам XVII в., когда некоторые каменные изваяния ещё стояли на своих прежних местах не потревоженными. Подобное положение было прослежено и у изваяния, лежавшего на уплощённой вершине кургана у города Дебальцево. В момент находки оно лежало на животе головой к востоку. Такое положение изваяния, явно находившегося на своём первоначальном месте, свидетельствовало, что оно было обращено к этой стороне света. Лицом к востоку были направлены изваяния в святилище у села Новосёловка Тельмановского района, которое также располагалось на кургане эпохи бронзы, и на других известных святилищах, где первоначальное расположение статуй удалось проследить. Обращение каменных изваяний лицевой частью в восточную сторону было связано с представлениями тюркских народов о том, что мир предков находится на западе. Так как изваяния изображали обожествлённых предков, находящихся в далёкой западной стране мёртвых, то они, соответственно должны были общаться с живыми из этой страны, т.е., стоять лицом к востоку, к миру живых. Соответственно, кочевник, приносящий им жертвы, обращался лицом к западу, к стране предков.



2019-11-21 458 Обсуждений (0)
Половецкая каменная скульптура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Половецкая каменная скульптура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)