Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по изучению дисциплины



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
Методические указания по изучению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Западно-Казахстанский государственный университет

Им. М. Утемисова

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

SYLLABUS

По дисциплине «Мировой опыт по социально-педагогической работе»

по кредитной технологии обучения

для студентов специальности«5 B 010300- Педагогика и психология; 5 B 123000 -Социальная педагогика и самопознание »

 

Составитель:   Абдираимова Э.К., ст.преподаватель, магистр

(ФИО, должность, ученая степень)

 

Уральск - 2017 г.

 

SYLLABUS разработан на основании рабочей учебной программы__Мировой опыт по социально-педагогической работе_, 2017 г._____

          (название, год утверждения)

 

Рассмотрено на заседании кафедры педагогики и психологии_

Протокол №1  от « 07__»           09         2016 г.

Зав. кафедрой ______ Иргалиев А.С.

                         (подпись, ФИО)

 

 

Рецензент: ____Круглова Л.Г., учитель начальных классов СОШ№6 г.Уральска_____________

                   (ФИО, должность, ученая степень)

 


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – SYLLABUS

Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.

Объем дисциплины составляет 3 кредита.

Рубежный контроль- 8 и 15 неделя семестра

Кол-вокредитов

Аудиторныезанятия

Внеаудиторныезанятия

Всегочасов Формаконтроля
Лекции Практические/ семинарские занятия Лабораторныезанятия СРСП СРС    
3 30 15 - 45 45 135 Комбинированныйэкзамен

 

Данные о дисциплине

Цель курса - познакомить будущих специалистов с опытом работы в странах Западной Европы и США. Изучение зарубежной практики решения социальных вопросов представляет для будущих специалистов интерес с точки зрения прогнозирования аналогичных явлений и процессов, происходящих в Казахстане в период становления социальной работы как профессии при изучении курса необходимо исходить из того, что не существует такого сочетания социальной практики, которая могла бы служить эталоном помощи.процесс освоения зарубежного опыта необходим прежде всего для выработки собственных подходов к решению социальных проблем с учетом исторических особенностей и экономических возможностей Казахстана.

Задачи курса:

- осуществляется укрепление в сознание будущих учителей значения социальной педагогики как научной основы совершенствования гуманистического воспитания и управления им для достижения высоких результатов в формировании личностиребенка

- вооружение будущих учителей в процессе изучения курса не только основным знаниями, но также навыками и умениями.

- формирование у будущих учителей педагогической направленности личности, особенно системы профессиональных убеждений, интересов и склонностей к педагогической деятельности, а также чувства долга и ответственности за результаты своего труда и своейдеятельности.

Пререквизиты: Для изучения курса «Зарубежный опыт социальной работы» студент должен иметь знания по социальной педагогике.

 

Постреквизиты: По окончании курса студенты должен овладеть знаниями по дисциплине.

 

 

3. Требования к студентам:

    Получение хорошего балла по курсу невозможно без постоянной работы. Это предполагает, что оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы, а работа выполнена аккуратно и в полном объеме.

1. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе. Пропуски занятий без уважительной причины, в объеме превышающем треть курса, ведут к исключению с курса. При наличии пропусков по уважительной причине необходимо предоставить соответствующие документы.

2. Поведение в аудитории Студент обязан: не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не вставать и тем более ходит по аудитории без разрешения преподавателя, не читать газеты, отключать сотовый телефон, активно участвовать в учебном процессе.

3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа обязательна для выполнения, а отчетность по ней принимается в оговоренное преподавателем время. У студентов опоздавших или во время не отчитавшихся по самостоятельным работам задание приниматься не будет. По итогам ваших отчетностей будет выведена оценка, которая повлияет на общую итоговую оценку.

4. Индивидуальные задания. Индивидуальные семестровые задания являются обязательными. Они выполняются в виде рефератов и защищаются студентами. Каждое из этих заданий оценивается отдельно и влияет на итоговую оценку.

5. Контрольные и письменные работы. Выполняется на занятии, сдаются в конце пары, после занятия контрольные и письменные работы не принимаются и не оцениваются. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий.

6. Семинарские и практические занятия. Семинарские и практические занятия проводятся согласно расписаниядля каждой группы в отдельности, по заранее определенным вопросам. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий.

 

Методические указания по изучению дисциплины

     Обучение проводится в основном в форме лекционных и практических занятий, на которых отражается содержание основного учебного материала, и закрепляются практические навыки и полученные представления. Контроль знаний студентов будет осуществляться в виде устных коллоквиумов, письменных контрольных работ, индивидуальных семестровых заданий и их защиты. Для устранения пробелов знаний будут проводиться еженедельные консультации, график которых будет сообщен дополнительно. В процессе выполнения СРС и консультировании на СРСП происходит углубление, расширение теоретического материала, полученного на лекциях, обсужденного на семинарах, а также формирование умений излагать свои мысли, анализировать и систематизировать знания из первоисточников, педагогической период.

Содержание курса

Неделя 1

Лекция № 1

Тема:Введение

Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуман-

ного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,

религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако толь-

ко в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей

специальной подготовки.

  Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Ев-

ропы и США в конце XIX – начале ХХ веков. И сегодня уже никто не представляет себе мир без

социальных работников. Опыт, накопленный в сфере социальной работы, существующей за рубе-

жом уже более ста лет, разнообразен и многолик.

  Основная задача предлагаемого курса – расширить представления специалистов, студентов

о социальной работе, контуры которой в Казахстане пока еще просматриваются недостаточно отчет-

ливо. Кроме того, знакомство с социальной работой за рубежом позволит узнать не только что-то

новое о деятельности своих зарубежных коллег, но и осмыслить собственный опыт и знания, на-

метить новые перспективы для дальнейшего развития отечественной социальной практики.

  В учебном пособии предлагается материал, представляющий отдельные аспекты зарубеж-

ного опыта социальной работы, связанные как с социальной политикой, так и с непосредственной

социальной работой с клиентами. В основу изложения материала положены исторический и срав-

нительный подходы.

  Структура учебного пособия включает в себя четыре раздела (модуля): «Основы социаль-

ной работы за рубежом», «Основные модели социальной поддержки населения в современном ми-

ре», «Организационные формы социальной работы», «Социальное обслуживание различных групп

населения».

  В первом разделе рассматриваются политические и социально-экономические предпосыл-

ки возникновения социальной работы как профессии, развитие научных школ и теоретических

моделей практической социальной работы, особенности профессиональной подготовки работни-

ков социальной сферы, сферы занятости и этические проблемы, возникающие в процессе деятель-

ности.

  Материал второго раздела знакомит с моделями социальной защиты населения в европей-

скихстранах и США, историей их возникновения, раскрывает общие и отличительные черты.

Наиболее подробно в данном разделе рассматриваются системы социальной защиты населения в

Швеции и США.

  Третий раздел посвящен организациям социальной работы: государственным, частным и

добровольческим. В нем рассматривается специфика деятельности этих организаций, роль каждой

в социальной работе, особенности взаимодействия организаций разных типов при обслуживании

населения.

  В четвертом разделе показан опыт социальной работы с различными клиентами. Доста-

точно подробно рассмотрены службы, оказывающие услуги семье и детям, пожилым и престаре-

лым людям, инвалидам, подросткам группы риска.

 

Содержание СРСП

 

1. Основные модели социальной работы в современном мире.

2. Характеристика американской модели социальной работы.

3. Особенности европейской модели.

 

Содержание СРС

1. История развития социальной работы

 

Литература:

 

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. – 1994.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.

7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. – 1996.

9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

10. Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

12. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр обще- человеческих ценностей, 1994. 

Лекция №2

Тема: Основы социальной работы за рубежом  

1. Возникновение социальной работы как профессии

2. Социально-экономические и политические предпосылки.

Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний. В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу. Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины? Основными причинами, по мнению исследователей, были следующие: 1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; 2. урбанизация и индустриализация; 3. увеличение и социальных связей и отношений человека. Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе. В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия. Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе – это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами «взрослеющего» общества. То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга. Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми. Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась. В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом - оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы. Многие считали, что решать практические социальные проблемы необходимо на основе научных знаний о человеке. Практические работники, занимаясь уходом за немощными людьми и осуществляя контроль помощи бедным, были заинтересованы, в первую очередь, в разработке простых методик, которые можно было бы применять на практике. Столкновение интересов приобрело резкую форму. В 1874 году практические работники вышли из Ассоциации и организовали свое собственное объединение – Национальную конференцию благотворительности и преображения (в некоторых источниках она упоминается как Национальная конференция благотворительности и исправительных действий). Создание Национальной конференции благотворительности и преображения, по мнению известного американского социолога Зимбалиста, явилось началом профессиональной социальной работы («Основные вопросы и направления в исследовании социального благосостояния», 1977). Именно с этого времени, пишет ученый, начала развиваться организованная социальная работа. Начальный этап процесса ее развития в американской литературе характеризуется как этап перехода от первых неуверенных шагов к формализованным методам.  

 

Содержание СРСП

1. Международные принципы социальной работы.

2. Методологические принципы: детерминизма; гносеологического подхода; личностного подхода; единства сознания и деятельности.

3. Принципы оказания социальной помощи и поддержки: доступность, адресность, гарантированность и др.

 

Содержание СРС

1. Принципы взаимоотношений социального работника и клиента: клиентоцентризма и индивидуализации, нормализации и равных возможностей, самоопределения и опоры на собственные силы клиента, толерантности, конфиденциальности

 

 



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
Методические указания по изучению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания по изучению дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)