Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 5



2019-11-21 417 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 5 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Развитие социальной работы в Норвегии

1.Нормативно-законодательное обеспечение социального обслуживания различных категорий населения в Норвегии. Акт национального страхования.

2.Структура социальной защиты. Особенности сопровождения семьи с детьми. Социальные службы для детей, женщин и молодежи.

 

Литература:

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. – 1994.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.

7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. – 1996.

9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

10. Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

12. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр обще- человеческих ценностей, 1994. 

 

Неделя 6

Лекция № 11

Тема: Основные модели социальной поддержки населения в современном мире

1. Социальная защита населения: понятие, возникновение, развитие  

2. Социальная защита населения: понятие, цели и функции .

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффектив-ный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни. Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Система социальной защиты должна гарантировать: 1. достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств; 2. максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему; 3. равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы; 4. эффективность функционирования учреждений социальной защиты. Объект социальной защиты – все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д. В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения – активную и пасивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная соци-альная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключает- ся, прежде всего, в прямой материальной поддержке. В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной за- щиты: 1. социальная защита – это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям: 2. социальная защита населения – это социальная помощь, оказываемая отдельным катего- риям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер. Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный ин-ститут. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «орга-низационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств соци-альной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготов- ленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите. В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные орга-низационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах. 

 

Содержание СРСП

 

1.Компоненты социальной защиты: социально-правовая защита, социально-экономическая защита, социально-организационная защита.

2.Финансирование социальной защиты.

 

Содержание СРС

Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

 

Литература:

1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. - № 2. – 1994.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

3. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.

7. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. - № 1. – 1996.

9. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

10. Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

12. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр обще- человеческих ценностей, 1994. 

 

 

Лекция №12

Тема: Особенности возникновения систем социальной защиты населения в США и странах Западной Европы

Развитие системы социальной защиты населения на европейском континенте имеет более длительную историю. Так, например, в Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха Y111 (1531г). Они предписывали производить регистрацию лиц, живущих подаянием, и обязывали местные власти, включая церковных деятелей, производить отчисления в фонды для бедных. Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти при- шли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы (Швейниц «EnglandsroadSocialSecurity”). В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один “Закон о бедных”, который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. На- пример, в середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся. Однако, индустриальная революция поставила новые проблемы, которые требовали радикальной реформы английского социального законодательства. Большую роль в этом направлении сыграли Сидней и Беатрис Веббс, изложившие в своем докладе на парламентской комиссии по делам бедных новые принципы социальной помощи, такие как всеобщность, обязательность и ориентация на устранение социальных проблем. С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 – законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В соответствии с Законом о местной администрации, принятым в 1929 году, были созданы комитеты социальной помощи, подчиняющиеся местной администрации (советам графств) и осуществляющие социальную работу на местах. В 1934 году вышел Закон о безработных, который утвердил совет по безработным в общенациональном масштабе, и в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств). В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных га-рантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века. Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабо-чими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалид- ностью (1891). Созданная система социальной защиты была связана в то время в Германии, в ос-новном, с трудом на промышленных предприятиях. В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства. В США, как пишут американские ученые, федеральное правительство “долгое время не чувствовало за собой никакой ответственности за благотворительность”. Конечно, оно создавало больницы, агентства, но, в целом, политику не определяло. Исследователи считают, что это было связано с особенностями возникновения государства США. ШтефанБечки пишет, что в Соединенных Штатах долго царило убеждение, что каждый человек является кузнецом своего счастья и государство не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех предопределен всевышним. Заботу в бедных брали на себя, как было сказано выше, благотворительные организации. Важным признаком американского общества, построенного по принципу “помоги себе сам”, была готовность людей помочь друг другу. Помощь оказывалась соседями внутри этнических групп и была направлена на преодоление трудностей, связанных с переселением. Она способствовала формированию феноменального чувства ответственности каждого за общее благодеяние. Нужда и бедность рассматривались чаще всего как результат личных ошибок. Поэтому от человека ожидалось, что он найдет в себе силы и сможет отказаться от помощи на благо другим. И только когда индустриализация стала стремительно преобразовывать США, стало понятно, что бедность не есть следствие ошибок человека. Первые шаги в этом направлении предприняли власти штатов в 20-е годы прошлого столетия. Они стали выделять средства и создавать официальные организации, ведающие помощью. То есть, развитие государственной поддержки шло снизу вверх. Вспомним, что в это время уже были профессиональные социальные работники, которые подвергали критике деятельность чиновников, разрабатывали свои методы работы. Термин «социальное обеспечение» получил распространение тогда же, когда и термин «социальная работа» – в начале 20-го века. Постепенно понятие “система социального обеспечения” стало обозначать программы и агентства, а термин “социальная работа” – их деятельность. Забегая вперед, скажем, что термин “социальная служба”, по мнению амери-канцев, означает тип агентства и выполняемые им функции. В 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице. Исследователи считают, что выход этого закона является началом современной системы социального обеспечения в США. С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу. А вплоть до 30-х годов в социальной политике США господствовал принцип “твердого индивидуализма”, а государственное вмешательство объявлялось неамериканским подходом. Поэтому американскую модель социального обеспечения некоторые отечественные авторы называют американский индивидуализм. Европейскую модель отечественные авторы называют «европейский традиционализм», противопоставляя американской. Но деление это в реальности чисто условное. Речь должна идти не о собственно американской или европейской модели социальной работы, а о моделях осуществления социальной поли- тики, о различных формах реализации концепции социального благосостояния.  

 

Содержание СРСП

1.Компоненты социальной защиты: социально-правовая защита, социально-экономическая защита, социально-организационная защита.

2.Финансирование социальной защиты.

 

 

Содержание СРС

Требования к реализации социальной защиты

 



2019-11-21 417 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)