Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и признаки нормативного правового акта, как важнейшего элемента в механизме правового регулирования



2019-11-21 433 Обсуждений (0)
Понятие и признаки нормативного правового акта, как важнейшего элемента в механизме правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, существенным образом меняется соотношение централизованного и децентрализованного уровней регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В рамках децентрализованного регулирования именно локальное  упорядочивание трудовых и непосредственно связанных с ними отношений  предоставляет работодателю наиболее действенные возможности для решения  "внутренних вопросов" и построения механизма управления компанией.

Правовая природа локальных нормативных актов наиболее близка к такому источнику права, как нормативный правовой акт (акт законодательства).

Это во многом обусловлено тем обстоятельством, что источником, из которого черпается нормативная власть нанимателя и который санкционирует принятие данных актов, выступает законодательство. Кроме того, локальные нормативные  акты в отличие от нормативных соглашений являются результатом волеизъявления одного лица (нанимателя). Сам факт того, что некоторые виды локальных нормативных актов необходимо согласовывать с представительным органом  работников (профсоюзом), не превращает эти  нормативные акты в нормативные соглашения, поскольку субъектом  нормотворчества остается наниматель. Профсоюз может оказать  незначительное влияние на решение вопроса о принятии локального  нормативного акта; его мнение нанимателем учитывается, но не является  определяющим.

Локальное нормативное правовое регулирование основывается на такой стороне хозяйской (работодательской) власти нанимателя, как нормативная власть. Этот вывод, основанный на разработках одного из основателей науки трудового права Л.С.Таля и многих других ученых -специалистов в данной  области, сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

В локальных нормативных актах можно лишь улучшать правовое положение  работника (так называемый принцип in favorem), но не ухудшать его.

Актуальность работы заключается в том, что разработка локально-

нормативных актов в организации –существенный шаг к повышению производительности труда. Действительно, замотивированные к созидательному труду сотрудники способны приносить организации гораздо больше пользы.

В качестве цели курсовой работы поставлено изучение корпоративных и локальных нормативно-правовых актов. 

Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть нормативный правовой акт

2) Исследовать базу локально – нормативных правовых актов и их  теоретические аспекты;

3) Изучить корпоративные нормативно-правовые акты

Степень разработанности темы. Проблемы источников  регулирования  трудовых и связанных с ними отношений неоднократно становились предметом специальных научных исследований, а корпоративное и локальное нормативное  правовое регулирование, с нашей точки зрения, достаточно освещено.

В специальной литературе достаточно активно  исследуются теоретические и  практические проблемы локальных нормативных актов, содержащих нормы  права.

В частности, проблема локального нормативного правового регулирования нашла свое отражение в работах Антоновой Л.И., Булаевского  Б.А., Ведяшкина С.В., Кондратьева Р.И., Подвысоцкого П.Т. и других учёных.

Нормативный правовой акт

Понятие и признаки нормативного правового акта, как важнейшего элемента в механизме правового регулирования

 

В романно-германской правовой системе в течение длительног периода  нормативно-правовой акт являлся основным, если не единственным, источником права и на сегодняшний день играет ведущую роль регулировании общественных отношений. Это определяет внимание изучению понятия «нормативно-правовой акт» и его признаков (особенностей). Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания.

 Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, определения совокупности предметов, в отношении которых используется указанный термин. [1, с. 58]

Существуют различные определения нормативно - правового акта. На мой  взгляд, наиболее полным и содержательным является определение данное еще  в 1982 году известным юристом С.С. Алексеевым  « Нормативно- правовой акт-это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на  многократное применение». [2, с. 201]

Зубанова С.Г. определяла, что «нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права».  [3, с. 26]

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Также в научной литературе есть такое понятие нормативно-правового акта, как официального документа, содержащего юридические нормы (т. е. общеобязательные правила поведения), принимаемые государственными органами либо иными уполномоченными органами или лицами, данное правоведом Кушнир И.В.

А.В. Мелехин в работе «Теория государства и права» говорил о том, что «Нормативный правовой акт- установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты». [4, с. 369]

В юридической литературе в качестве признаков, характеризующих нормативно-правовой акт, чаще всего выделяют следующие свойства: письменная форма объективизации, принятие уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления), официальный, государственно-волевой характер и содержание, юридическая сила, иерархизированность, дифференцироваванность, систематизированность,  особый порядок  принятия, наличие установленных формы и структуры, обеспечение принудительной силой государства, нормативность, общеобязательность, многократность применения, неперсонифицированность, установление, изменение или отмена правовых норм, действие во времени, пространстве и по кругу лиц и др.

Л.А. Морозова считает, что нормативным правовым актам присущи следующие признаки:

а) письменная форма;

б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения;

в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

д) иерархическая подчиненность актов. []

С.В. Бошно выделяет следующие признаки:

-волевое содержание;

-официальный характер;

-вхождение в единую систему;

-нормативность;

-письменный документ;

-принимается по специальной процедуре;

-принимается компетентными органами;

-регулирует общественные отношения;

-гарантируется принудительной силой государства.

В течение длительного периода ученые исследовали колоссальное число признаков и свойств нормативного правового акта. Мы обратим внимание на те, которые являются наиболее значимыми и актуальными в современный период. Большинство авторов указывают на официальный, государственный характер нормативно-правовых актов. Под официальным, государственным характером нормативно-правового акта в юридической литературе понимается прямая и непосредственная его связь с государством, посредством закрепления его воли. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 7-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

В законе указывается, что официальный характер могут иметь не только нормативно-правовые акты, но и иные правовые акты. Главное отличие нормативно-правового акта в том, что он всегда имеет официальный характер.

Следует обратить внимание на вопрос о том, чью волю отражает и чьим интересам служит нормативно-правовой акт, так как именно он является спорным. Спектр мнений по данной проблеме -разнообразный. От утверждения, что акт отражает волю лиц, непосредственно принимавших участие в его создании, до признания его отражением всеобщего интереса, воли народа. При этом замечают, что степень проявления воли народа в различных нормативно-правовых актах неодинакова. Всякий нормативно-правовой акт по своей сущности должен отражать сбалансированную волю общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Все зависит от специфики общественных отношений, в одних может превалировать социальный или государственный, в других -личный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования. Поэтому волевой источник юридической силы нормативно-правового акта заключается не столько в принудительной его реализации и полномочиях правотворческого органа, а прежде всего в согласовании, координировании воль субъектов права.

C.B. Бошно усматривает проявление официального характера нормативно-правового акта в его официальном опубликовании. Хотя размещение текста акта в официальном издании еще не делает его официальным. Поэтому справедлив вывод о том, что именно официальный характер нормативно-правового акта обусловливает необходимость его опубликования, а не наоборот.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, какие именно органы могут быть управомочены на издание (принятие) нормативно-правовых актов. Следует заметить единство мнения по данному вопросу, где в качестве таких субъектов называют прежде всего органы государственной власти. Важность вопроса состоит в том, кто еще помимо указанных субъектов может принимать нормативно-правовые акты. В большинстве случаев употребляется формулировка, согласно которой нормативно-правовые акты принимаются уполномоченными субъектами. Хотя именно установление видов уполномоченных субъектов играет весомую роль для определения понятия нормативно-правового акта. Потому что именно от субъектов правотворчества зависит и юридическая сила нормативно-правовых актов.

Т.В. Кашанина выделяет правотворчество народа, государственных органов, корпоративное правотворчество.

В других случаях признается, что нормативно-правовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными органами или организациями с предварительной или последующей санкции государственных органов или же от имени органа, организации или государства.

В ст. 4 проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» указываются следующие субъекты правотворчества: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов

Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Организации, созданные, в соответствии с федеральными законами, в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации, вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере.

Как мы видим, в большинстве случаев в качестве уполномоченных субъектов называются народ, органы государственной власти, должностные лица, органы местного самоуправления, организации, созданные в соответствии с федеральными законами. Хотя и здесь следует оговориться относительно того, что не все государственные органы и должностные лица наделены правом принимать нормативно-правовые акты. Такое право должно быть четко определено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе или подзаконном акте.

Например, таким правом (на принятие нормативно-правовых актов) не обладают органы судебной власти. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например, акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Поэтому полномочия высших судов по разъяснению действующего законодательства нельзя относить к правотворческой деятельности, так как принимаемые ими акты обладают специфической сущностью, что не позволяет их отнести к нормативно-правовым.

В большинстве случаев фундаментальное свойство, через которое рассматривается данная юридическая форма, это -нормативность. Нормативно-правовой акт должен непременно содержать юридические нормы, обязательные для неопределенного числа лиц (неперсонифицированные), рассчитанные на многократное применение.

В.М. Сырых указывает,  что правовая норма обладает нормативностью, характеризующей «юридические свойства нормы, ее способность выступать результатах их общественного обсуждения. регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений».

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Подчеркивается его феноменальная, неоспоримая законность и защита со стороны государства. Что же такое нормативность? Это свойство является основным для права в целом, т.к. именно через него осуществляется социальная ценность права, реализуются его регулятивные особенности. Нормативность показывает всеобщность содержания и воздействия акта, который фиксирует порядок отношений, действующих непрерывно.

Один и тот же нормативный акт может включать как нормативные предписания, так и положения ненормативного характера. Возникает вопрос, к какому виду правовых актов надлежит отнести такие акты. К нормативно-правовым актам следует отнести все документы, содержащие юридические нормы, независимо от числа данных норм.

Для выявления характерных черт нормативного правового акта большой смысл имеет его документарная форма. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник, и как форма права, и как акт документ. Если попробовать систематизировать мнения ученых по этому вопросу, то следует выделить узкий и широкий подходы.

Узкий подход к уяснению и определению юридической техники можно назвать документальным. Его придерживаются наши светила в сфере юридической техники, такие как С.С. Алексеев и А.Ф. Черданцев. С.С. Алексеев указывает, что юридическая техника -это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых(нормативных) актов.

Аналогичного мнения придерживается А.Ф. Черданцев, который считает, что юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Широкий подход еще именуют деятельностным, его поддерживают большинство юристов. Наиболее содержательно это понятие раскрывает В.И. Червонюк, по его мнению, юридическая техника есть применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей. Из этого определения видно, что В.И.  Червонюк идентифицирует юридическую технику с правовым регулированием.

В самом деле, особенная юридическая природа и назначение нормативных правовых актов вызывают необходимость четкого определения формы документа. В юридической науке принято выделять внешнюю и внутреннюю форму нормативного правового акта. Внешняя форма предназначается для аутентификации нормативно-правового акта, которая позволяет отличать его от других правовых актов. Такие опознавательные признаки называются реквизитами нормативного акта. Внутренняя форма, т.е структурализация, которая предполагает распределение нормативного материала в установленном порядке, его логическую градацию. Речь идет о структурном, нормативном, системном построении и отраслевой типизации.

Правовой акт-документ предполагает письменную форму, это -своеобразное текстовое произведение, созданное с соблюдением требований к таким актам, обычно имеющее особую структуру и реквизиты.

 



2019-11-21 433 Обсуждений (0)
Понятие и признаки нормативного правового акта, как важнейшего элемента в механизме правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и признаки нормативного правового акта, как важнейшего элемента в механизме правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)