Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие локальных правовых норм



2019-11-21 237 Обсуждений (0)
Общее понятие локальных правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм.

Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.).

Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.

В качестве правовых норм локальные правовые нормы характеризуются как общими, так и особыми признаками.

К общим признакам локальных правовых норм можно отнести следующие:

а) Локальные правовые нормы регулируют не отдельный случай или конкретное правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, имеющих место на предприятии, в частности в акционерном обществе.

Эта типичность относится, как правило, к имеющимся отношениям, но может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью вероятности;

б) Локальные правовые нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает аналогичный случай;

в) Локальные правовые нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных.

Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес - один из признаков этих норм.

Если, например, в уставе акционерного общества зафиксировано, что дивиденды выплачиваются ежегодно, то при наличии необходимой прибыли и решения общего собрания, утвердившего соответствующие предложения совета директоров, дивиденды должны получить все акционеры данного акционерного общества.

Вопрос определения особых признаков локальных правовых норм является весьма дискуссионным.

Так, по мнению Кондратьева Р.И. локальная норма:

- во-первых, как бы синтезирует волю государства и организации;

- во-вторых, принимается на предприятии и действует в его пределах;

- в-третьих, конкретизирует общую норму применительно к специфике данного предприятия.

Самигуллин В.К. отмечал примерно те же признаки локальных правовых норм:

1) исходят в конечном счете от государства;

2) гарантированы его принудительной силой;

3) действуют на территории конкретного предприятия;

4) поэтому не имеют того уровня общности, который свойственен нормам общегосударственным (централизованным).

Десятилетний период, прошедший после выхода указанных работ, позволил Антоновой Л.И. сделать более углубленный анализ локальных норм и выделить их следующие характерные черты:

1) принимаются на предприятии и действуют в его пределах;

2) субъектом их принятия является администрация либо трудовой коллектив;

3) они имеют дополнительный характер по отношению к нормам общегосударственным;

4) своим предметом они имеют трудовые или организационно-управленческие решения.

Новый шаг в исследовании локальных норм сделал Архипов С.И. отметив, что территориальная сфера локальных норм не имеет границ, важен признак осуществления функции организации, структурного подразделения или работников.

ния - на акты, регулирующие финансовую деятельность (финансовые), сферу управления (административные), сферу социального обеспечения (трудовые), имущественную сферу (гражданско-правовые).

При этом каждый локальный нормативный акт, независимо от критерия классификации, должен обладать рядом признаков, основными из которых являются:

- правотворческий характер, то есть в акте локальные нормы устанавливаются, изменяются либо прекращаются;

- издание акта органом управления только в пределах его компетенции;

- документальная форма (решение общего собрания, совета директоров, приказ генерального директора), имеющая необходимые реквизиты, такие как: вид акта, его наименование, орган управления, его принявший, дата и номер, подписи должностных лиц;

- доступность для понимания и однозначность толкования.

Наряду с этим локальный нормативный акт не должен противоречить федеральному законодательству, а также локальным актам, имеющим более высокую юридическую силу, например, уставу, если речь идет об акционерном обществе.

Создание локальных нормативных актов, иными словами локальное нормотворчество, также отличается определенной спецификой. Оно может быть прямым (непосредственном) и отражает тот случай, когда коллектив корпорации самостоятельно разрабатывает и утверждает локальную норму. При этом могут использоваться три основных способа принятия норм.

К первому способу относится принятие локальных нормативных актов общим собранием коллектива (акционеров) корпорации. Это достаточно сложный способ со всех точек зрения: организационной, юридической и финансовой.

Так, в организационном плане необходимо оповестить о созыве собрания, а акционерам еще разослать приглашения с указанием даты, места, времени проведения, повестки собрания. Приглашение должно быть разослано заблаговременно, в установленные сроки.

Также необходимо арендовать подходящее помещение и осуществить ряд других организационных мероприятий по подготовке собрания. Все это обусловливает значительные финансовые издержки организаторов общего собрания.

Кроме того значительные и юридические трудности при принятии локальных норм общим собранием; к ним относятся: утверждение регламента собрания, подсчет голосов, способ голосования, принятие решения и другие процессуальные вопросы.

Именно поэтому закон и практика пошли на ограничение нормативных актов, принимаемых общим собранием, но зато по самым существенным вопросам существования корпорации. Эти вопросы четко и исчерпывающе прописаны соответствующих федеральных законах.

Вторым способом прямого локального нормотворчества является созыв конференции коллектива. Хотя акты принимаемые конференцией сходны с теми, которые принимаются общим собранием, ее проведение, особенно для многотысячных коллективов, единственно возможный способ прямого коллективного нормотворчества.

Гораздо реже при прямом локальном нормотворчестве используются референдумы или опросы, в частности потому что их участники зачастую не понимают ни смысла, ни юридической силы проводимой акции.

Локальное нормотворчество может быть не только прямым, но и представительным, то есть когда его осуществляют законно избранные органы, представляющие интересы ее коллектива (акционеров, работников и т.д.) и одновременно осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.

К таким органам можно отнести Совет предприятия, СТК, Совет директоров, Правление. Локальные нормативные акты указанных органов, как правило, развивают и дополняют акты, принятые прямым способом.

Так, например, в акционерном обществе одним из главных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, является распределение прибылей и убытков. Только после решения общего собрания о направлении определенного объема прибыли на распределение между акционерами Совет директоров выносит рекомендации по размеру дивидендов и порядку его выплаты.

Многое в случае представительного нормотворчества зависит от размеров предприятия (чем оно меньше, тем больше вопросов можно нормативно отработать на общем собрании), а также от субъективных факторов, таких как личные качества, уровень образования акционеров, членов Совета директоров и т.п.

Кроме прямого и представительного локального существует и опосредованное нормотворчество. Опосредованное локальное нормотворчество является прерогативой высшего руководства предприятия. Правомочия администрации во главе с директором (генеральным директором) по изданию локальных нормативных актов в общем виде фиксируется в Уставе предприятия.

Перечень конкретных вопросов, решаемых руководством предприятия, с помощью нормативных локальных актов предусмотреть заранее невозможно, но практически можно выделить:

а) оперативные вопросы, то есть вопросы, требующие немедленной срочной реакции, в противном случае смысл урегулирования теряется и наступают нежелательные последствия. Причина, вызывающая эту срочность, чаще всего имеет форс-мажорный характер;

б) специальные вопросы, то есть вопросы, для решения которых требуются специальные опыт и знания; в этих вопросах более сведущи работники специальных подразделений предприятий, чьи рекомендации ложатся в основу нормативных актов. Иногда требуется пригласить специалиста со стороны (по трудовому соглашению. по договору подряда и т.д.);

в) вопросы, не относящиеся к разряду важных, то есть те, которые допускают в своем решении и иные варианты, не влекущие нежелательных последствий; например, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.

Все эти группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания (конференции), или представительные органы, вести дебаты по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

В перспективе очевидно будет иметь место тенденция усиления принятия нормативных актов органами управления корпораций в порядке единоначалия.

Это обусловлено тем, что возросла и будет увеличиваться доля частных предприятий, в рамках которых организация дебатов по вопросам локального нормотворчества - слишком дорогое удовольствие; во-вторых, усложняющиеся производственные отношения требуют и специальных знаний для из регулирования; и в-третьих, ускоряется динамика общественной, производственной жизни и соответственно расширяется круг вопросов, требующих их оперативного разрешения.

Однако одновременно набирает силы и противоположная тенденция, связанная с ростом самосознания наемных работников и акционеров. В этой связи удельный вес прямого и представительного нормотворчества также будет расти, но более медленными темпами, чем удельный вес локальных нормативных актов, принимаемых единолично.

Как было сказано выше, локальное регулирование - это важный и равноправный элемент системы правового регулирования. Роль локального регулирования во многом обусловлена его функциями, основными из которых являются следующие.

Первой функцией локального нормотворчества является первичное правовое регулирование, то есть регулирование вопросов жизни коллектива самостоятельно, без "подсказки" центра. К таким вопросам можно отнести использование полученной прибыли, установление надбавок к заработной плате, способы расчетов с контрагентами и ряд других.

Ранее эти вопросы решались исключительно централизовано и были четко регламентированы государством; в настоящее время они решаются предприятием по его собственному усмотрению. В перспективе круг самостоятельно решаемых вопросов будет расширен , в связи с чем функция первичного регулирования станет главной в нормотворческой деятельности предприятий.

Второй важной функцией локального регулирования является детализация и конкретизация законодательных положений. Это имеет место в случаях, когда в централизованном порядке регулирование осуществляется в общем виде, не совсем пригодном для конкретной реализации.

В этом случае локальная норма детализирует общий порядок, применительно к конкретному предприятию.

Третья функция локального нормотворчества связана с реализацией законодательных предписаний. Данная функция не является обязательной, особенно если существует беспрепятственный доступ к централизованным нормативным актам.

Однако, если доступ к общегосударственным актам затруднен, то возникает необходимость обеспечения этими документами всех нуждающихся членов коллектива (работников, акционеров). Поэтому указанные локальные документы призваны доводить до их сведения общегосударственные нормативные правовые акты.

Наряду с указанными функциями в порядке локального нормотворчества может быть организована экспериментальная проверка тех или иных законопроектов, однако реализация именно этой функции встречается нечасто.

Так, например, в качестве эксперимента распоряжением Госкомимущества России от 10 июня 1997 года N 455-р был создан его территориальный орган по Воронежской области и утвержден локальный нормативный акт: "Положение о территориальном агентстве Госкомимущества России по Воронежской области".

Функционирование данного агентства и практическая реализация указанного нормативного акта регулярно отслеживалось Госкомимуществом (далее Мингосимуществом) России. После девятимесячной проверки применения указанного локального нормативного акта он был положен в основу проекта "Положения об органе субъекта Российской Федерации по управлению имуществом, наделенном полномочиями территориального органа Мингосимущества России". Указанное Положение уже является общегосударственным нормативным правовым актом, который в соответствии с федеральным законодательством утверждается Правительством Российской Федерации.

Несмотря на важное значение правового локального регулирования, оно ограничено определенными пределами, под которыми понимаются установленные законом рамки, в которых корпорациям представляется возможным действовать самостоятельно.

Эти пределы должны быть максимально объективными: излишнее локальное регулирование может привести к дезорганизации правовой системы; его недостаток влечет неоправданное ужесточение централизации локальных норм, и, как следствие, утрату оперативности, конкретности, мобильности правового регулирования деятельности предприятий.

Пределы локального регулирования устанавливаются федеральными законами; программными положениями основополагающих документов по вопросам развития общества, государства, личности; принципами различных отраслей права и иными способами.

Кроме локальных актов нормативного характера, существуют иные локальные " ненормативные" акты, а именно: акты толкования, которые не устанавливают новых норм, а детализируют, конкретизируют, комментируют нормы, содержащиеся в каком-либо нормативном акте; акты реализации прав и обязанностей сторон: различные договоры (о сотрудничестве, соревновании и т.д.), приказы руководителя, расписки; акты применения, устанавливающие санкции в отношении конкретных лиц (приказ о вынесении выговора, об увольнении за прогул и т.д.).

 

 

Заключение

 

В заключение курсовой работы рассмотрим степень решения задач, поставленных в ее начале:

1)К обязательным локально-нормативным актам относятся:

-устав организации;

-правила внутреннего трудового распорядка, регламентирующие основные процедуры на предприятии (например, начало и окончание рабочего дня);

-штатное расписание, в котором отражены следующие показатели

–должность, количество человек на должности, оплата труда в месяц (оклад, премиальная часть, надбавки);

-положение о защите персональных данных, в котором работодатель гарантирует невозможность использования персональных данных в посторонних интересах без согласия работника;

-положение об оплате труда и премировании, в котором устанавливаются уровень окладной части или тарифная ставка (при сдельно

-премиальной оплате труда), а также уровень премиальной части и надбавок;

-график отпусков, в котором фиксируются отпуска сотрудников в соответствие с их стажем и положенным сроком отпуска;

-график сменности (при работе предприятия в несколько смен), в котором фиксируется время начала и окончания смен.

Особенностью корпоративного права является включение в систему локальных нормативных актов или внутренних документов, принимаемых компетентными органами управления самих корпораций в соответствии с диспозитивными нормами законодательства, с учетом собственного понимания путей и способов достижения легитимных целей своей деятельности. Законодательство (в широком смысле слова - как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей) в условиях рыночной экономики не способно обеспечить достаточную полноту правового регулирования организации и деятельности корпораций. Многоаспектность этой деятельности влечет за собой необходимость индивидуализации в рамках законодательного дозволения правового регулирования деятельности корпораций.

 



2019-11-21 237 Обсуждений (0)
Общее понятие локальных правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие локальных правовых норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)