Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономический строй



2019-11-13 276 Обсуждений (0)
Социально-экономический строй 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ

 

 

Красноярск 2015

 

 

Тема 1. Теории образования государства у восточных славян.

Социально-экономический строй и политический строй Киевской Руси.

 

План

1. Теории образования государства у восточных славян.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси.

3. Социальная структура.

4. Политический строй.

5.  Предпосылки и причины распада древнерусского государства.

 

Теории образования государства у восточных славян

Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. Существуют различные точки зрения историков на эту проблему, условно можно выделить три.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (викингов, варягов) создателями государственности у восточных славян.Теория возникла во второй четверти XVIII века. Основоположниками теории являлись немецкие ученые Байер, Миллер, Шлёцер.[1]

Они основывались на легендарном рассказе летописца Нестора в Повести Временных лет о добровольном призвании восточными славянами варяга Рюрика в Новгород в 862 г., который дал имя первой русской княжеской династии (Рюриковичи). В 859 г. варяги напали и обложили данью славянские и финно-угорские союзы племен. В 862 г. варяги были изгнаны, но после этого между местными  племенами началась борьба за власть. Тогда ильменские словене, кривичи, чудь и весь (финно-угорские) обратились к варягам.

В летописи называются три брата, пришедшие на землю славян: Рюрик, Синеус, Трувор.  «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Историки считают, что Синеуса и Трувора не существовало. Имя «Синеус» представляет собой искаженное шведское «свой род», а «Трувор» – «верная дружина».

Антинорманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают, что роль норманнов в создании государства в Древней Руси сильно преувеличена. Основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития славянского общества. Основоположником этой теории в русской историографии считается М. В. Ломоносов.

Центристская (умеренно-норманнистская) теория –направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают,  что государство у восточных славян возникло в результате развития внутренних социально-экономических и политических процессов. Варяги ускорили это, стали катализатором политического развития, возглавив объединение и дав начало правящей династии. Но, будучи малочисленными, они  быстро усвоили язык и культуру славян.

Возникновение государства у восточных славян связано с развитием в VI–VIII вв. внутренних социально-экономических и политических процессов, связанных с разложением родового строя:

1. появлением имущественного и социального неравенства;

2. выделением родовой знати – вождей и старейшин, управление стало их основным занятием;

3. отделением власти от общества;

4. усложнением социальной структуры;

5. появлением союзов племен, племенных княжений.

Еще одним фактором появления государства стала внешняя опасность.

Социально-экономический строй

 

Вопрос о социально-экономическом строе Киевской Руси является дискуссионным.

Точки зрения историков:

· Киевская Русь – раннефеодальное государство;

· Киевская Русь – государство с многоукладной, переходной экономикой. Так, И.Я. Фроянов полагал, что на Руси существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим.

Киевская Русь считается многими исследователями раннефеодальным государством, так как в нём сочетались пережитки родоплеменного строя и элементы феодализма, феодальный уклад не утвердился (приведены втаблице № 1). В обществе также сохранялись черты рабовладельческих отношений: применялся рабский труд, холопы были особой группой населения Руси.

Феодализм – это социально-экономический строй, основанный на собственности феодалов (крупных землевладельцев) на землю и на эксплуатации крестьян, находившихся от них в личной зависимости. Личная зависимость выражалась в прикреплении к земле.

Феодальные отношения характеризуются наличием крупной земельной собственности, аграрным характером труда и внеэкономическим принуждением к труду работника, имеющего собственное хозяйство. Формы внеэкономического принуждения – сословное неравноправие, крепостное право.

Основные классы – социальные группы феодального общества составляли феодалы – крупные земельные собственники и крестьяне. Крестьяне были не отделены от средств производства, вели самостоятельное хозяйство, но часть произведенного продукта отдавали феодалу в виде феодальной ренты (её виды: отработочная, натуральная, денежная). Феодал выступал не только как землевладелец, но и как «государь» крестьян; обладал властью над крестьянами, выступал в роли судьи, сборщика налогов и т.д.

Крупное феодальное землевладение широко распространилось только во второй половине XI века–второй половине XII века. Сначала возникло княжеское, затем – боярское землевладение.

Русь, в отличие от стран Западной Европы, позже прошла этап становления раннефеодальных отношений. В IX–XI вв. в Европе формировалось крупное землевладение. К концу периода раннего средневековья на территории Западной Европы сложилась система феодальных экономических и социальных отношений. В Англии, Германии, Скандинавии этот процесс растянулся до XI–XII вв. Для Западной Европы был характеренусловный и иерархический характер земельной собственности. Получая земли от королей или других сеньоров, вассалы могли их передать собственным вассалам на правах бенефиция или феода.

Таблица 1 – Пережитки родоплеменного строя и элементы феодализма

Пережитки родоплеменного строя Проявления феодализма
· Наличие общинного землевладения. · Основную массу населения составляли свободные общинники. · Община (верфь) – экономическая и социальная основа общества. · Большая роль принадлежала  народному собранию (вече). · Сохранялись нормы обычного права (кровная месть). · Наличие народного ополчения, игравшего важную роль. · Сохранялись взаимоотношения князя с дружиной, характерные для периода военной демократии.   · Появление феодальной вотчины – наследственного земельного владения феодала. · Усиление княжеской власти. · Дань, которую платило население князю, некоторые историки рассматривают как феодальную ренту. Спорный вопрос, дань рассматривается как общегосударственный налог, плата за военную службу или военная контрибуция покоренных племен. · Наличие особого княжеского и боярского суда. · Вассалитет – система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров). · Развитие феодального иммунитета (земля, являвшаяся раньше крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала с правом сбора с населения податей и судебных штрафов за убийство и за другие преступления, с правом суда).  

 

Социальная структура

Источником изучения социальной структуры является Русская Правда – первый свод законов древней Руси. Существуют три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Краткая редакция включает Правду Ярослава (около 1016 г.) и Правду Ярославичей (вторая половина XI века).

Пространная редакция состоит из двух частей – Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха. Они вошли в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. Пространная Правда была составлена в XII веке.

В первой половине XI века в Правде Ярослава существовала кровная месть. Но круг родственников, которые могли отомстить, был ограничен. Это отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. В Правде Ярославичей кровная месть уже была запрещена, вместо нее введена вира – денежный штраф за убийство (от 5 до 80 гривен в зависимости от социального положения убитого).

Свободное население. Основную массу населения Киевской Руси составляли свободные общинники. Вира за убийство свободного человека составляла  40 гривен. В Русской Правде упоминаются:

- мечник (младший дружинник, судебный исполнитель);

- гридин (младший дружинник);

- русин (младший дружинник);

- ябетник (судебное должностное лицо);

- купчина (дружинник, занимавшийся торговлей);

- изгой – человек, лишившийся социального статуса, например, потерявший связи с общиной.

Высшие слои. Это бояре – дружинники и привилегированные слуги.

Боярство образовывали родовая и племенная знать, перешедшая в общегосударственную элиту, а также верхушка княжеской дружины.

В Русской Правде упоминаются такие княжеские слуги, как огнищанин (охраняли собственность князя), тиун (управляющий княжеским или боярским хозяйством). Вира за их убийство составляла 80 гривен. В пространных списках слово «огнищанин» сменяет «княжий муж».

Зависимое население. Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен.

Рядовичи («ряд» – договор)  – это заключившие договор с господином о службе на определенных условиях. Ими становились мужья рабынь, дети от браков свободных мужчин с рабынями. Были административными агентами. 

Закупы – разорившиеся или обедневшие общинники, которые брали купу (ссуду) и должны были отрабатывать её в хозяйстве у господина (князя, дружинника). Хозяин мог подвергать их телесным наказаниям. За попытку бегства закупа обращали в холопа. Закуп продолжал вести своё отдельное хозяйство. Имел право стать свободным, если выплатил купу. Закупы – это социальная группа зависимых людей, которая возникла только в XII веке.

Смерды – их социальный статус не вполне ясен. Были несвободными или полусвободными, работали на земле князя и несли повинности в его пользу. Не имели права передавать имущество по наследству, оно оставалось у князя.

Холопы и челядь – рабы. Источником рабов был плен. Они были полностью бесправными. Холоп, ударивший свободного человека, мог быть убит пострадавшим, в более позднее время – подвергнут телесному наказанию. Рабы не имели права свидетельствовать на суде. За убийство холопа хозяина не наказывали, он только каялся перед Богом.

 

Политический строй

Во главе государства стоял великий киевский князь. Княжеская власть передавалась по наследству. Функции князя: управленческая, законодательная, военная, судебная, налоговая.

На местах – в городах управляли княжеские представители – посадники.

Дружина – это не только военные, но и советники князя. Бояре – старшие дружинники, составляли постоянный совет – думу, были воеводами. Боярская дума не имела постоянного состава и собиралась по мере надобности. Отроки, гриди, чадь – младшие дружинники (менее знатные) выполняли административные, судебные функции, были сборщиками штрафов.

Обязанности дружинников: защита государства от внешних врагов; участие в управлении страной; осуществление сбора дани; выполнение дипломатических поручений князя. С созданием единого государства дружина стала ядром армии, наиболее сильной, хорошо вооруженной частью княжеского войска.

Сохранялись пережитки родоплеменного строя – элементы народного самоуправления. В городах собиралось народное собрание – вече. Позднее, когда вече утратило позиции, его созывали только в особых случаях – когда это было необходимо князю или если он утрачивал власть. Сильные позиции вече занимало в северных городах Новгороде и Пскове. В княжеской думе участвовали старейшины – «старцы градские».

Система вассалитета. Местные князья и бояре – родовая и племенная знать и верхушка княжеской дружины были вассалами князя. Они получали от князя право собирать дань с определенных земель, позже – право суда на подвластной территории. Главной обязанностью вассалов князя была служба в войске. Местные князья и бояре часть земель передавали своим вассалам – менее знатным.

Киевская Русь была «федерацией» полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому киевскому князю. С ними заключался договор, который давал право князю на сбор дани и использование военных ополчений в случае больших общерусских походов. Князь считался с интересами земель.



2019-11-13 276 Обсуждений (0)
Социально-экономический строй 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономический строй

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)