Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль в правовом регулировании



2019-11-13 303 Обсуждений (0)
Роль в правовом регулировании 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Цели преподавания дисциплины «Правовые документы» – научить студентов искать, извлекать, пользоваться информацией для превращения ее в знания о следующем:

- понятии и структуре правовой информации

- понятии, системе, отдельных видах правовых документов и взаимосвязях между ними; 

- месте и роли правовых документов в реализации конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в укреплении законности и правопорядка в различных сферах общественной жизни. 

- специфических чертах отдельных видов правовых документов (нормативно-правовых документов, правоприменительных и интерпретационных правовых документов).

Дисциплина «Правовые документы» тесно связана такой учебной дисциплиной как теория государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права, которая вырабатывает систему общеправовых понятий и категорий.

Спецкурс "Правовые документы" содержит вопросы, на первый взгляд, хорошо известные студентам. Действительно, такие понятия, как нормативно-правовой акт, нормативный договор, правоприменительный акт и т.д. изучаются на первом курсе юридического факультета в фундаментальной дисциплине "Теория государства и права".

Однако это только на первый взгляд. Данные понятия изучаются в разных, имеющих свое содержание и значение, темах. Они не рассматриваются в единстве, целостности и взаимосвязи как комплексное, собирательное образование. Из-за объемности, информационной насыщенности материала по теории права их освещению на лекциях, семинарах отводится явно недостаточно времени. По этим причинам у первокурсников не формируется представление о правовых документах как самостоятельном теоретически и практически важном правовом институте.

Не лучше обстоит дело у старшекурсников. Погружаясь в отраслевые и прикладные дисциплины, они накапливают знания о правовых документах в области гражданского, уголовного, административного и т.п. права, т.е. все больше уходя в частности и отдаляясь от общесистемного понимания правовых документов.

Вместе с тем правовые документы - сквозная проблема для всех юридических предметов: от общетеоретических до отраслевых и прикладных. Поэтому необходимо перед выпуском молодых специалистов подвести "теоретический итог" всему предшествующему обучению, собрать воедино в систему весь изученный материал, углубив и органически соединив фундаментальные положения теории государства и права, отраслевых и прикладных наук о правовых документах. Это поможет более качественно усвоить сущность, содержание, назначение, виды правовых документов, научиться выделять в них общее, особенное, взаимосвязь, правильно определять их действие, преодолевать возникающие коллизии. Здесь нельзя обойтись без сравнительно-правового аспекта. Без этих знаний, навыков квалифицированная юридическая деятельность невозможна.

Таким образом, спецкурс "Правовые документы" базируется на теории государства и права, использует эмпирический и теоретический материал  комплекса основных отраслевых юридических дисциплин (конституционного права, административного права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, трудового права, международного публичного права, экологического права, земельного права, международного частного права, финансового права, муниципального права, семейного права, уголовно-исполнительного права, предпринимательского права, коммерческого права и др.), а также достижения в познании правовых документов из истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений.

Изучение дисциплины «Правовые документы» способствует более широкой общей подготовке студентов в вопросах государства и права, вырабатывает у них особое, юридическое мышление, создает необходимые предпосылки для наилучшего усвоения других юридических (отраслевых) дисциплин.

Предлагаемые методические указания для семинарских занятий по курсу состоят из тем семинарских занятий, контрольных заданий для проверки самостоятельной работы студентов, методических рекомендаций.

Список рекомендуемой литературы учитывает работы по проблематике правовых документов, вышедшие в последние годы. Он не является исчерпывающим. Студенты могут, ориентируясь на программу курса, самостоятельно подобрать себе дополнительную литературу.

Методические указания для семинарских занятий по курсу «Правовые документы» предназначены для студентов 1-го курса, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений.

 

Методические рекомендации для семинарских занятий

 

Тема 1. Понятие правового документа

 

План

1. Определение, признаки правового документа.

2. Система правовых документов. Типы связей между правовыми документами.

3. Понятие правового акты. Виды правовых актов. Отличия нормативных, индивидуальных и интерпретационных актов (классическая версия)

 

Содержание вопросов

Вопрос 1. Следует выявить существенные признаки правового документа как разновидности документа вообще. Поэтому вначале (обращая внимание на единство формы и содержания), следует сформулировать общее представление о документе.

Определяя понятие правового документа, важно разграничивать узкий и широкий подходы к пониманию правового документа.

Следует разобраться в вопросе о форме представления правового документа с учетом развития информационных и электронных коммуникационных технологий.

 Вопрос 2. Отвечая на второй вопрос, студентам следует вспомнить общее учение о системе. Системный подход (в отличии от аналитического) предполагает важную роль целеполагания (внутреннего либо внешнего) при определении элементного состава и структуры явления, описываемого как система. Поэтому систематика правовых документов возможна на основе различных подходов. С позиций функционального назначения правовых документов общепринятой является представление о системе правовых документов, включающей в качестве ее центрального элемента (ядра) правовые акты – юридические документы, вносящие элементы новизны в правовое регулирование, а в качестве периферийных элементов – иные правовые документы. Студентам следует выявить функции как правовых актов, так и иных правовых документов, а равно рассмотреть возможные связи между указанными документами, такие как детерминирующая, генетическая, функциональная, структурная, иерархическая, гетерархическая.

Вопрос 3. Раскрывая понятие правового акта, следует обратиться к существующим в литературе подходам к основным конституирующим признакам правового акта (А.В. Мицевич, Ю.А. Тихомиров, Л.А. Апт и др.). Необходимо сконцентрироваться на таком признаке правового акта как внесение элементов новизны в правовое регулирование. Отталкиваясь от вариаций, связанных с указанным признаком, следует обратиться к классификации правовых актов. Основная теоретическая головоломка, связанная с научным обоснованием различных видов правовых актов, заключается в их количестве – два (нормативные и индивидуальные) либо три (нормативные, индивидуальные и интерпретационные). Необходимо оценить доводы как в пользу первой, так и второй позиций. Далее следует выделить критерии, по которым разграничение правовых актов (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Критерии разграничения нормативных, индивидуальных и интерпретационных актов

Нормативный правовой акт

Правоприменительный

 (индивидуальный)

Правовой акт

Интерпретационный акт

  нормативный казуальный

направлен на…

установление, изменение, прекращение действия правил поведения общего характера и нормативных обобщений индивидуальное властное разрешение конкретного юридического дела

установление, изменение, прекращение действия правил обязательного толкования правовых текстов

Круг адресатов

персонально неопределен персонифицирован персонально неопределен персонифицирован

Характер действия

для неопределенного числа случаев, не прекращает своего действия исполнением в каждом конкретном случае для конкретного случая, действие прекращается надлежащим исполнением многократный однократный

роль в правовом регулировании

первичное регулирование - общая модель поведения индивидуализация общей модели поведения в конкретных правоотношениях

«вторичный» характер, направлен на разъяснение смысла другого правового текста



2019-11-13 303 Обсуждений (0)
Роль в правовом регулировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль в правовом регулировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)