Вопросы для семинарских занятий
По дисциплине «Логика»
Тема1. Понятия и термины логики
№
| Вопрос
|
1.
| Объект и предмет логики. Основные термины логики.
|
2.
| Понятие. Содержание и объем.
|
3.
| Виды понятий.
|
4.
| Отношение между понятиями.
|
5.
| Деление и классификация понятий.
|
6.
| Определение понятий. Правила определения понятий.
|
Тема 2. Суждение и норма права
№
| Вопрос
|
1.
| Суждение и предложение. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях. Классификация суждений. Превращение, обращение, противопоставление.
|
2.
| Деление суждений по модальности.
|
3.
| Виды вопросов. Сложные суждения.
|
4.
| Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат.
|
Тема 3. Законы логики как правила выводного знания
№
| Вопрос
|
1.
| Понятие логического закона. Что выражают законы логики?
|
2.
| Закон тождества.
|
3.
| Закон противоречия (непротиворечия).
|
4.
| Закон исключенного третьего.
|
5.
| Закон достаточного основания.
|
Тема 4. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов
№
| Вопрос
|
1.
| Содержание и структура умозаключения. Непосредственные умозаключения.
|
2.
| Умозаключение по аналогии. Виды умозаключений по аналогии. Возможности использования аналогии в деятельности юриста.
|
3.
| Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукции. Методы получения истинных знаний при индуктивных умозаключениях.
|
4.
| Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения.
|
5.
| Значение умозаключений для юристов.
|
Тема 5. Логические формы развития знаний
№
| Вопрос
|
1.
| Основное содержание и характеристика аргументации.
|
2.
| Виды и способы аргументации и критики.
|
3.
| Стратегия и тактика аргументации и критики.
|
4.
| Правила аргументации и критики. Софизмы, парадоксы и уловки в аргументации.
|
5.
| Доказательство и опровержение
|
Тема 6. Аргументация в практической деятельности юриста-эксперта: «Поиск»
№
| Вопрос
|
1.
| Общая характеристика научных знаний.
|
2.
| Общее и особенное между узнаванием, задачей, проблемой.
|
3.
| Версия как форма знания. Особенности юридических версий.
|
4.
| Основные виды гипотез: построение и виды.
|
5.
| Модель и теория как формы знаний и их характеристика.
|
6.
| Динамика развития знаний.
|
Тема 7. Ролевая (деловая) игра
№
| Вопрос
|
1.
| - «Развитие инноваций – есть условие прогрессивного развития страны»;
|
2.
| - «Отмена смертной казни создаст реальные условия для восстановления социальной справедливости в обществе»;
|
3.
| - «Взаимосвязь права и закона в судебном заседании – выражение нравственной позиции судьи»
|
4.
| - «Образовательные услуги как фактор совершенствования образования в России»
|
Задачи репродуктивного уровня
№ п/п
| Задание
|
1.
| Установите объем и содержание понятий
1. Преступление;
2. Государство;
3. Республика;
4. Монархия;
5. Федеративная республика;
6. Государственная Дума;
7. Конституция;
8. Президент.
|
2.
| Определите вид данных понятий по объему:
1. Кодекс; Уголовный кодекс РФ; Кодекс законов о труде РФ;
2. Право, Римское право, Административное право.
3. Мужчина; Гражданин Иванов И.И.; Кощей Бессмертный;
4. РГУП; Факультет РГУП; Юридический факультет РГУП.
5. Мойдодыр; Корней Чуковский; Детский писатель;
6. Президент РФ, действующий президент РФ, экс-президент РФ.
7. Газета, Крымская правда, многотиражная газета РГУП.
8. Республика, президентская республика, Франция.
|
3
| Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).
1. Созвездие;
2. Преступление;
3. Листва;
4. Баба-Яга;
5. Беспечность;
6. Безнаказанность;
7. Коллектив;
8. Кража;
9. Ответчик;
10. Безобидность.
|
4
| Ограничьте и обобщите понятия:
1. Книга;
2. Планета;
3. Столица;
4. Город;
5. Животное;
6. Президент;
7. Следователь;
8. Закон;
9. Дружба;
10. Студент.
|
5
| Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
1. Адвокат – это юрист.
2. Анатолий Фёдорович Кони - автор произведения «Судебные речи».
3. Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
4. Демократ – человек демократических убеждений.
5. Прокурор – это не адвокат.
6. Терроризм – язва на теле человечества.
7. Кража – это преступление.
8. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.
9. Преступление – это преступное деяние.
10. Юрист – слуга закона.
|
6
| Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?
1. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.
2. Право делится на частное и публичное.
3. Судебные приговоры делятся на обвинительные приговоры с назначением наказания, подлежащим отбыванию заключённым; обвинительные приговоры без назначения наказания; обвинительные приговоры с назначением наказания и отсрочкой его исполнения.
4. Право делится на материальное, процессуальное и гражданское.
5. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.
6. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
7. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.
8. Уголовные преступления делятся на тяжкие, умышленные, неумышленные и убийства.
9. Правовая ответственность делится на административную и дисциплинарную.
10. Монархии бывают абсолютные и парламентские.
|
7
| Определите тип суждения по характеру предиката:
1. Логика как наука появилась в Древней Греции.
2. Москва больше Симферополя
3. А. Кони – знаменитый русский прокурор.
4. Первая Французская республика была провозглашена в 1792 году.
5. Аудитория 320 больше чем 204.
6. Студенты сдают экзамены.
7. Конституция РФ вступила в действие 25 декабря 1993 года.
8. Дети любят играть в подвижные игры.
9. У некоторых студентов отличная память.
10. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
|