Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 . Налогообложение: история, понятие и сущность.



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Глава 1 . Налогообложение: история, понятие и сущность. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ.

 

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

Налоговая система прошла более чем тысячелетний путь развития - от личного подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы федеральных, региональных и местных налогов.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса РФ на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Уже давно и многократно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Существует несколько причин необходимости кардинальных изменений в налоговом законодательстве России: политические - развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции и законодательных актов, реальное увеличение самостоятельности местных и региональных органов власти и как следствие – перераспределение средств между бюджетами различных уровней и изменение взаимоотношений между налогоплательщиком и государством; экономические – появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые – появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие подзаконных актов, допускающих неоднозначность толкования закона и позволяющих найти возможность ухода от налогообложения и многое другое.

Современные условия работы налоговой системы России требуют грамотного применения и использования новейших методов и средств информационных технологий. Громадные объемы перерабатываемой информации, сотни миллионов единиц информационного обслуживания, необходимость высокой достоверности данных, требования к формированию плановой отчетности и неструктурированной информации, необходимость тесного взаимодействия с информационными системами разнообразных государственных органов, региональных и местных структур, обеспечение конфиденциальности данных, циркулирующих в налоговой информационной системе, делают необычайно актуальным рассмотрение проблем информатизации налоговой службы с использованием современнейших технических средств и методов проектирования.

В течение ряда последних лет РФ переживает величайший экономический эксперимент – переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. Перестройка экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране – ключевой фактор в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметов таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но их влияние на все стороны экономики и финансов.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный производственный потенциал.

 

Глава 1 . Налогообложение: история, понятие и сущность.

 

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в 7-6 вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.

Что же такое налоги, какими качествами должны обладать те или иные платежи, чтобы их можно было назвать налогами?

Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

 

Закон определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги», но законодательство не дает нам его чёткого определения. Данная норма права весьма размыта, т.к. не даёт чёткого толкования понятий «юридические лица», «физические лица», особенно не понятно, что имеет в виду законодатель под словосочетанием «другие категории плательщиков». Понятие «другие категории плательщиков» Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не раскрывает, но указывает, что таковые могут быть.

 Термин «юридическое лицо» определяется, как «...организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде...», также «...должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские права и обязанности, а также, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения и  льготы по налогам согласно закону.

 Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

 

Значимыми характеристиками налогового платежа являются следующие:

– Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.

– Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства.

– Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какие-либо действия, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.

Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов – широкий и узкий. В рамках широкой трактовки налогов в данное понятие включаются не только собственно налоги в рамках приведенного выше определения, но и сборы, пошлины, парафискалитеты, а так же взносы на социальное страхование. В рамках более узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами (и пошлинами) парафискалитетами.

Российское налоговое законодательство проводит различие между налогами и сборами, одновременно рассматривая эти две категории как очень близкие по таким параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др.

Проблемы построения налоговой системы и принципы налогообложения занимали умы экономистов, философов на протяжении существования государства. А. Смиту человечество обязано первой наиболее четкой постановкой вопроса о принципах налогообложения и его справедливости. Им были выделены следующие основные принцип налогообложения, которые не устарели вплоть до нашего времени:

• Справедливости налогообложения, декларирующая всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно доходам;

• Определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были известны налогоплательщику точно и заранее;

• Удобности, согласно которому налог должен взиматься, таким образом, который бы доставлял наибольшие удобства налогоплательщику, и тогда, когда это его устраивает;

• Экономии, предполагающей минимизацию издержек взимания налога.

 

Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. С одной стороны, они выражают обязанности плательщиков налогов, т.е. юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов. С другой – являются инструментом перераспределения финансов, поэтому должны сглаживать диспропорции в системе распределения и активизировать или сдерживать развитие любых форм деятельности. Таким образом, можно было бы выделить две основные функции налогов – фискальную и распределительную. В отдельных литературных источниках выделяют до пяти определений: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и воспроизводственная функции. Вместе с тем, несмотря на различную терминологию суть выделенных функций одинакова. Наиболее часто встречается выделение трех функций: фискальная, стимулирующая и регулирующая. Хотя в настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Суть ее заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Стимулирующая функция формирует относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Она реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей и т.п.

Статусная классификация налогов определяется федеративным устройством государства и организацией бюджетной системы. Как правило, бюджетная система государства представляет собой трехуровневую систему: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, которая представлена в полном объеме в таблице 1 (См. прил.).

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

 

 

1.1. Возникновение налогообложения.

 

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить 3 крупных этапа. На начальном этапе развития, от древнего мира до начала средних веков, государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе (16-начало 19 в.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими раками. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было написанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.

После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах – от Древнего Египта до средневековой Европы. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

 

           1.2 . Налоговая история до начала 20 века.

 

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на                  территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г.

К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г.

 На протяжении 13 в. в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани.

На протяжении 14-15 вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце 15 в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России – «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название – «стрелецкие деньги».

С начала 17 в. появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее ранее напоминание о мерах по упорядочению сборов и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672-1682 гг. В 1679 г. царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

Правление Петра 1 было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати и личная поголовная подать, положившая начало подати подушной (1722-1724 г.), просуществовавшие в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»).

Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к 15 в., отменен он был только после Февральской революции 1917 г. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и оплачивался натурой, то позднее, с 18 в., он начал приобретать и денежный характер.

Позднее была ведена гильдейская подать – начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати.

Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 г. фактически положила начало второму периоду в развитии обложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего периода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система обложения и промыслов, которая сохранялась вплоть до 30-х годов 20 в., в начале которого была восстановлена система винных откупов, снижены налоги на соль, подушная подать была распространена на инородцев, изменено налогообложение табака, отменены внутренние судоходные пошлины.

 

1.3. Налогообложение в начале 20 века.

 

Указанный период можно назвать начальным периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впереди. Медленно росли в 90-е годы прошлого века и доходы городского бюджета.

Финансовое положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги – 264,5 млн. руб., косвенные налоги – около 710 млн. руб. и пошлина – более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог – 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб. или на 9,1% что говорит о развитии промышленности в России. Из косвенных налогов почти половину – 351,9 млн. руб. – составляли таможенные сборы, 150 млн. руб. – акциз на сахар, 98,4 млн. руб. – акциз на табачные изделия и спички. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. После февральской революции положение дел еще более ухудшилось. Нарастали темпы инфляции.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

Существовали следующие виды налогов:

1. Прямые налоги: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги с земель, наследственные пошлины.

2. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.

Прямые налоги являлись орудием финансовой политики – рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время становились существенным фактором роста доходов бюджета. К 1926 г. прямые налоги составляли 82% всех налоговых поступлений в бюджет.

Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей: патентного сбора и уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения. Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового оборота. Он представлял собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-имущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал и прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80-х – 90-х гг., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

 



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Глава 1 . Налогообложение: история, понятие и сущность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 . Налогообложение: история, понятие и сущность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)