Глава 2. Современная налоговая система РФ и ее особенности.
Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1922 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Налоговая система России, введенная с 1992 г., представляет собой пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а так же особенностей переходного периода России к рыночным отношениям. Однако этот пакет имел не только серьезные недостатки и просчеты, но и постоянно подвергался и подвергается корректировкам, что вызывает серьезную и обоснованную критику участников налоговых отношений, т.е. налогоплательщиков и специалистов налоговой службы. Все это привело к необходимости создания и введения в действие Налогового кодекса. В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. Так, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией РФ в Кодексе устанавливаются общие для всех субъектов России и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок. Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, устанавливают и прекращают действие соответственно региональных и местных налогов и сборов, изменяют их ставки, принимают решение о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами РФ общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс обеспечивает твердую гарантию каждому участнику налоговых отношений в вопросах: кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринимать те или иные действия и какова должна быть реакция на них. В этих целях Кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые должны изменить и вывести на новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом кодексе четко регламентированы правила налоговых проверок, возможности применения «силовых» мер при неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговый кодекс включает две части. Первая – «Общие положения» введена в действие с 1 января 1999 г. В ней определяются правовые основы, основные элементы налоговых отношений и правила налогообложения. Эта часть Налогового кодекса близка законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вторая часть включает федеральные, региональные и местные налоги. Она представляет собой законодательную базу налогообложения по федеральным налогам и принципы налогообложения по региональным и местным налогам.
2.1. Основы налоговой системы.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. • Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: 1.) налог на добавленную стоимость; 2.) налог на прибыль предприятий и организаций; 3.) акцизы; 4.) подоходный налог с физических лиц; 5.) таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства • Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. • Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: 1.) налог на имущество физических лиц; 2.) земельный налог; 3.) налог на рекламу; 4.) налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы; 5.) большая группа прочих местных налогов. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть их формирования – это отчисления от федеральных налогов. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: 1.) подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); 2.) на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); 3.) поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; 4.) налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: 1.) налог на добавленную стоимость; 2.) акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); 3.) на наследство; 4.) на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль играют косвенные налоги в формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и в первую очередь федерального бюджета), а с другой – объективно понижает потенциал контроля использования этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан. Соотношение в структуре российской налоговой системы прямых и косвенных налогов по итогам 1999 г.:
Структура российской налоговой системы с учетом основных налогов и их распределения по уровням бюджетной системы, % к итогу (% ВВП):
Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже – всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59%.
2.2. Федеральные налоги. Федеральные налоги, порядок их исчисления, уплаты, льготные категории плательщиков или льготируемые объекты налогообложения, распределение налогов по уровням бюджетной системы устанавливаются законодательными актами РФ и уплачиваются на всей территории России. Органы законодательной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут устанавливать льготы только в пределах сумм налоговых поступлений, зачисляемых в соответствующие бюджеты. С введением в действие Налогового кодекса, федеральными налогами признаются только налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и они обязательны к уплате на всей территории РФ.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |