Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Современная налоговая система РФ и ее особенности.



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Глава 2. Современная налоговая система РФ и ее особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1922 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России, введенная с 1992 г., представляет собой пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а так же особенностей переходного периода России к рыночным отношениям. Однако этот пакет имел не только серьезные недостатки и просчеты, но и постоянно подвергался и подвергается корректировкам, что вызывает серьезную и обоснованную критику участников налоговых отношений, т.е. налогоплательщиков и специалистов налоговой службы. Все это привело к необходимости создания и введения в действие Налогового кодекса.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. Так, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией РФ в Кодексе устанавливаются общие для всех субъектов России и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок. Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, устанавливают и прекращают действие соответственно региональных и местных налогов и сборов, изменяют их ставки, принимают решение о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами РФ общими принципами налогообложения.

Налоговый кодекс обеспечивает твердую гарантию каждому участнику налоговых отношений в вопросах: кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринимать те или иные действия и какова должна быть реакция на них.

В этих целях Кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые должны изменить и вывести на новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом кодексе четко регламентированы правила налоговых проверок, возможности применения «силовых» мер при неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей.

Налоговый кодекс включает две части. Первая – «Общие положения» введена в действие с 1 января 1999 г. В ней определяются правовые основы, основные элементы налоговых отношений и правила налогообложения. Эта часть Налогового кодекса близка законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вторая часть включает федеральные, региональные и местные налоги. Она представляет собой законодательную базу налогообложения по федеральным налогам и принципы налогообложения по региональным и местным налогам.

 

2.1. Основы налоговой системы.

 

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

 • Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся:

1.) налог на добавленную стоимость;

2.) налог на прибыль предприятий и организаций;

3.) акцизы;

4.) подоходный налог с физических лиц;

5.) таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства

• Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования.

• Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают:

1.) налог на имущество физических лиц;

2.) земельный налог;

3.) налог на рекламу;

4.) налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;

5.) большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть их формирования – это отчисления от федеральных налогов.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:

1.) подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

2.) на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

3.) поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

4.) налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги:

1.) налог на добавленную стоимость;

2.) акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

3.) на наследство;

4.) на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль играют косвенные налоги в формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и в первую очередь федерального бюджета), а с другой – объективно понижает потенциал контроля использования этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

Соотношение в структуре российской налоговой системы прямых и косвенных налогов по итогам 1999 г.:

Бюджет………

Консолидированный

Федеральный

Проценты…… К итогу От ВВП К итогу От ВВП
Налоги:        
Прямые… 39,56 8,86 20,25 2,30
Косвенные… 54,81 12,30 79,32 9,03
Прочие… 5,63 1,30 0,43 0,00

 

Структура российской налоговой системы с учетом основных налогов и их распределения по уровням бюджетной системы, % к итогу (% ВВП):

Бюджеты……………   Налог на прибыль.. Подоходный налог с физических лиц... НДС………………….. Акцизы……………… Таможенные пошлины…………… Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте…. Платежи за пользование природными ресурсами……………….. Государственная пошлина…………………. Налоги на имущество… Налог с продаж………… Налог на игорный бизнес…………………….. Земельный налог………. Прочие налоги и сборы………. ИТОГО Налоговые доходы……. Консолидированный 21,92  (4,91)   11,66  (2,61) 28,61  (6,41) 10,81  (2,42)   8,59    (1,93)   0,25     (0,06)     3,36     (0,75)   0,19     (0,04) 5,25     (1,18) 1,92     (0,43)   0,04      (0,01) 1,09      (0,24) 6,30      (1,41)   100,00  (22,40) Федеральный   15,89 (1,81)   3,91   (0,45) 43,38 (4,94) 16,53 (1,88)   16,91 (1,93)   0,28    (0,03)     1,63         (0,19)   0,16    (0,02) 0,15    (0,02) 0,00    (0,00)   0,05       (0,01) 0,43       (0,05) 0,68       (0,08)   100,00 (11,38) Субъектов Федерации 28,16  (3,10)   19,67  (2,17) 13,36  (1,47) 4,91    (0,54)   0,00    (0,00)   0,21     (0,02)     5,14     (0,57)   0,23     (0,03) 10,52   (1,16) 3,91     (0,43)   0,03     (0,00) 1,77     (0,20) 12,09   (1,33)   100,00 (11,02)

Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже – всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59%.

 

 

2.2. Федеральные налоги.

Федеральные налоги, порядок их исчисления, уплаты, льготные категории плательщиков или льготируемые объекты налогообложения, распределение налогов по уровням бюджетной системы устанавливаются законодательными актами РФ и уплачиваются на всей территории России. Органы законодательной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут устанавливать льготы только в пределах сумм налоговых поступлений, зачисляемых в соответствующие бюджеты. С введением в действие Налогового кодекса, федеральными налогами признаются только налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и они обязательны к уплате на всей территории РФ.



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Глава 2. Современная налоговая система РФ и ее особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Современная налоговая система РФ и ее особенности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)