Глава 3. Налогообложение в развитых странах: их специфика и возможность использования опыта в современной России.
Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьезно изменила налоговую систему, приближая ее к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги – земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же общепринятой схеме построена и современная налоговая система РФ. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок. Одними из основных налогов являются социальные. Главная задача любого налогообложения – формирование фискально-доходной части государственного бюджета путем изъятия части доходов предпринимателей и населения. При формировании эффективной фискальной системы необходимы такие условия, как относительные простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях отклонений от выплаты тех или иных налогов, а также наличие системы распределения налогов между различными бюджетными уровнями. Перераспределительная функция и указанный организационный принцип были всегда присущи системе налогообложения. Но применительно к 20 в. можно говорить о возникновении еще двух важных функций или задач, присущих системе налогообложения развитых стран. Первая из новых функций – так называемая производственно-стимулирующая – требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Вторая из новых функций – собственно социальная, в самом общем виде направленная на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости. Прежде всего эта функция реализуется в формировании социальных налогов и сборов, создающих финансовую базу системы государственного социального обеспечения. По сути, параллельно выделяются два основных вида социальных налогов: один - как налог на заработную плату большей части занятых, то есть наемной рабочей силы, и второй – в виде взносов предпринимателей на социальное страхование. Распределение двух видов важнейших социальных налогов по различным фондам социального обеспечения проводится в отдельных развитых странах по-разному. В одних два указанных налога идут общей суммой на цели социального обеспечения, и их распределение на отдельные конкретные цели проводится в порядке текущей бюджетной практики. В большинстве же развитых стран происходит их предварительное раздробление на отдельные налоги обычно с различными ставками, направляемые на финансовое покрытие определенных фондов социального обеспечения. Социальное налогообложение отличается не только быстрым развитием в последнее десятилетие, но также разнообразием и изменчивостью своих качественных характеристик: налогооблагаемая база и ставка. Социальные налоги определяются в долевом отношении к фонду заработной платы. Соответственно этот фонд и представляет собой налогооблагаемую базу. Каковы количественные значения социальных налогов в развитых странах на рубеже 20 и 21 вв.? Таблица 4 (См. прил.) характеризует по развитым странам относительную долю двух основных видов социальных налогов – социального налога с занятых и взноса предпринимателей – в общем объеме заработной платы в 1998 г. Для лучшего уяснения полученных цифр параллельно приводятся аналогичные доли другого важнейшего налога – подоходного, т.е. налога на личные доходы физических лиц. Выбор для сопоставления именно подоходного налога объясняется двумя причинами. Во-первых, этот налог наиболее близок по своему содержанию. Во-вторых, подоходный налог в большинстве развитых стран является крупнейшим налогом, составляя до 1/3 всех налоговых поступлений. Табл.4 свидетельствует об огромном значении социальных налогов в современной системе налогообложения развитых стран. В преобладающем большинстве этих государств социальные налоги количественно либо сопоставимы с подоходным налогом, либо заметно превосходят последний. Только в небольшом числе стран социальные налоги весьма скромны по сравнению с подоходным. Отмеченные различия в налогооблагаемой базе и связанная с ними фискальная значимость социальных налогов в развитых странах в немалой степени зависят от уровня налоговых ставок. Для социальных налогов типична крайняя пестрота и изменчивость ставок. Кроме того, национальные различия в ставках определяются наличием в ряде стран нижнего и верхнего пределов (или хотя бы одного из этих пределов) при установлении ставок. Нижний предел обозначает некий минимальный уровень зарплаты, ниже которого взносы на социальное обеспечение вообще не взимаются. Верхний предел обозначает тот уровень зарплаты, выше которого социальные налоги не взимаются, но и социальные трансферты впоследствии не выплачиваются, исходя из той логики, что высокооплачиваемые работники могут частным образом обеспечить себя услугами социального характера. Наивысшие ставки социального налога характерны для некоторых стран ЕС. Например, в Германии на стыке 20 и21 в. при равенстве взносов с работников и предпринимателей применялись следующие ставки(%): В пенсионный фонд-19.1, в фонд занятости (страхование от безработицы)-6.5, в фонд страхования от болезней-13.5, в особый медицинский фонд-1.7. Был установлен верхний предел социальных налогов - один для территорий бывшей Западной Германии – зарплата 8700 марок в месяц, другой для территории бывшей ГДР – 7300 марок в месяц. В Дании в 2000 г. ставка социального налога на занятых равнялась 9.3%, ставка же взносов предпринимателей была крайне мала – 0.33%. Верхний предел здесь непредусмотрен. В Италии в 2000 г. по социальному налогу с занятых единая ставка составила 9.19%, по социальным взносам предпринимателей – 31.88% (торговые предприятия) и 31.86% (промышленные предприятия). Верхний предел не предусмотрен. Приведенные данные подтверждают вывод о крайнем разнообразии по отдельным странам ставок социального налогообложения, дополняемого к тому же частой изменчивостью этих ставок. Первый и важнейший вывод из анализа формирования системы социального налогообложения в развитых странах очевиден – была создана постоянная и относительно устойчивая финансовая база для важнейших фондов социального обеспечения. Это, в свою очередь, служит основой финансирования ряда перспективных статей социальных расходов государства. Тем самым структура социального налогообложения способствует становлению и укреплению социальной стабильности в странах Запада. Опыт развитых стран по формированию социального обеспечения активно перенимается и в развивающихся странах. Все это свидетельствует о том, что социальные налоги прочно вошли в практику преобладающего большинства стран с рыночной экономикой – как развитых, так и развивающихся и оказывают возрастающее влияние на социально-экономические процессы в этих странах.
Налоги Германии. Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Со времен Л.Эрхарда, видного экономиста и государственного деятеля, в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения: • налоги по возможности минимальны; • минимальны, или точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание; • налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; • налоги соответствуют структурной политике; • налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; система должна строится на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государства свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать какие-либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантированно; • налоговая система исключает двойное налогообложение; • величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. Основные виды налогов в Германии: подоходный налог на физические лица, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с наследства и дарения, акцизы на кофе, сахар, минеральные мала, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины. Рассмотрим некоторые из них. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% - второе место после подоходного налога. Общая ставка в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, они лишаются при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на них счетах. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносить в бюджет лишь 80% расчетной суммы НДС. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты НДС. Освобождены и товары, идущие на экспорт. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50%, на распределяемую прибыль в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже – 36%. Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольшие доходы казне обеспечивает акциз на минеральное топливо – 31.8 млрд. марок в 1994 г. Затем идет табачный акциз – 15.5 млрд. марок, около 2 млрд. – кофейные. Промысловым налогом облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Характерный пример: ставка 5% от прибыли и 0.2% от стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала. Вопрос о взимании промыслового налога дискутируется в Германии уже в течении многих лет. Критике подвергается, прежде всего, то обстоятельство, что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частично ставит налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычная ставка – 1.2%. Это также местный налог. От него освобождены государственные предприятия, религиозные учреждения. Наиболее давние традиции имеет в Германии налог на собственность. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица – 1%. Промышленные предприятия и компании платят 0.6%. Необлагаемой минимум – 120 тыс. марок. Для юридических лиц необлагаемый минимум составляет 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйствах. Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают 4 категории наследников, по которым в табл.5 (См.прил.) приведены минимальные и максимальные ставки налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Необлагаемый минимум – 1536 марок в месяц для одиноких и 3072 марки для семейных пар. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления. В 1994 г. Германия получила в виде налоговых поступлений 786 млрд. марок. Они распределены так: в федеральный бюджет – 379 млрд. марок, в бюджеты земель – 269 млрд., в бюджеты общин – 97,3 млрд., отчисления в фонды Европейского Союза – 40,7 млрд. марок. Эволюция налоговой системы Германии от сильных в финансовом отношении земель и слабого государства (империи) через чрезмерную централизацию к разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Российской Федерации.
3.2. Налоги Швеции. Очередной этап проведения налоговой реформы в РФ, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран. Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, является одной из них. Единая налоговая служба Швеции, созданная в 1971 г., помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет на только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается только поставить свою подпись, и лишь в случае несогласия придти разбираться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной. Налоговая служба постоянно и на высоком уровне проводит широкую разъяснительную и консультационную работу с налогоплательщиками. Кратко рассмотрим основные налоги Швеции. Налог на прибыль корпораций составляет 28%. В сравнении с другими развитыми странами это не высокий показатель. Но до 1991 г. он доходил до уровня 52%, т.е. был одним из самых высоких в Европе. При исчислении прибыли применяется метод ускоренной амортизации оборудования: в первый год списывается 30% его стоимости, во второй – 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы – по 30% остаточной стоимости. Но не трудно заметить, что так до полной амортизации дело никогда не дойдет, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования. Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 25%, что выше среднеевропейского. Помимо основной ставки действуют несколько льготных: для продовольственных товаров – 21%, для туристических услуг, гостиничных услуг, экскурсий – 12%; для товаров культурного обихода, газет, журналов – 7%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Налог на доход с капитала уплачивается по ставке 30%. В понятие капитала включается, кроме ценных бумаг, процентов по вкладам, также владение землей. Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Несколько раньше в круг подакцизных товаров входили ковры русской работы. Подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245000 крон. Граждане с доходом от 245000 до 389000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, а с доходом свыше 389000 крон – 25%. Налог на наследство и дарение ступенчатый – от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200000 крон для супругов и по 50000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн. крон. Большой интерес для нас, особенно в связи с введением в РФ единого социального налога, представляют социальные платежи. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из крупнейших доходных частей бюджета. Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3%. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%. Наемный работник – остальное. Острой и пока нерешенной проблемой в России является налогообложение имущества. А как это происходит в Швеции? В Швеции налогом на имущество облагаются только физические лица, поскольку преобладает точка зрения, что обложение данным налогом юридических лиц нецелесообразно, так как это будет сдерживать развитие производства. Ставка налога составляет 1,5% от оценочной стоимости для жилых домов, 1% для коммерческой недвижимости. В отличие от большинства стран налог на собственность в Швеции является государственным налогом. Оценка недвижимости регулируется Законом об оценке недвижимости от 1979 г. Освобождаются от налога такие объекты, как здания оборонных учреждений, общественного транспорта, больницы, школы, здания, используемые для отдыха и спорта, здания представляющие культурный интерес, административные здания государства, графства, муниципалитета и т.д. Швеция поделена на стоимостные зоны, где стоимость аналогичной собственности приблизительно одинакова. Общее число стоимостных зон для одно- и двусемейных домов приблизительно равна 7500, для коммерческой недвижимости зон – около 1000. Оценочная стоимость строений зависит от их размера, возраста и качества. Информация о недвижимости внесена в кадастровую систему и хранится и используется как база данных. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит. В каждую декларацию недвижимости впечатывается это обозначение стоимостной зоны и другая информация. Налоговой службой определяется и сообщается владельцу недвижимости ее оценочная стоимость. Остается добавить. Что имущество стоимостью менее 900 тыс. крон от налога освобождено. При налогообложении учитывается суммарное имущество семьи в отличие от подоходного налога, где каждый подает налоговую декларацию.
Заключение. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоги стали необходимым звеном экономических отношений в обществе. С развитием цивилизации преобразовывалась и налоговая система. В России, как и в других государствах, налогообложение развивалось постепенно, преодолевая большие трудности. Все зарождалось с первых даней и оброков князьям и продолжается по сей день, но уже в форме современных, систематизированных пошлин, сборов и налогов в казну государства. Наша страна имеет трехуровневую систему налогообложения. Первым уровнем являются федеральные налоги, которые действуют на всей территории России и составляют основу доходной части федерального бюджета. За счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. К числу федеральных относятся такие налоги как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, установленные представительными органами субъектов Федерации на основе общегосударственного законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным территории РФ. И третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и т.д. И все же бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служит лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисление от федеральных налогов. Налоги – это проблема одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. В сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе. Кроме того, сегодня существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Одними из таких стран могут быть Швеция, Германия, Великобритания, Франция, США и других. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Список использованной литературы. 1. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар, Е.М.Купряков и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.В.А.Швандара.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 г. – 439 с. 2. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов.- М.: Л.Н. Лыкова. Издательство БЕК, 2001. – 384 с. 3. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998 – 422 с. 4. Ценообразование и налогообложение: Учебник / И.К.Салимжанов, О.В.Португалова, Е.А.Морозов; Под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с. 5. Береснева Н.В. Налог на прибыль: что нового?//Бухгалтерский учет. – 2006 - №1. 6. Горский И. Налоги в экономической стратегии государств.//Финансы. – 2001. - №8. 7. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. социальные налоги: опыт Запада.// Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №5. 8. Соколинский В., Костюк А. Эволюция налоговой политики: Опыт Германии.//Финансы. – 2001. - №5. 9. Черник Д. Налоги Швеции.//Финансы. – 2001. - №3.
Приложение. Таблица 1.
Таблица 2. Налоговые ставки
Схема 1.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |