Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое положение прохождения государственной служ бы



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Правовое положение прохождения государственной служ бы 0.00 из 5.00 0 оценок




СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

 

 

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ТЕМА: «Механизм прохождения государственной службы»

 

СТУДЕНТКИ 5 КУРСА

ГРУППЫ № 52 ГиМУсв

КУКИНОЙ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Овсянников Юрий Николаевич

 

Санкт-Петербург

2005

 

План:

 

Введение 3

1. Правовое положение прохождения государственной службы.. 4

2. Поступление на государственную службу. 10

3. Изменение условий прохождения государственной службы.. 17

4. Аттестация в государственной службе 24

5. Прекращение государственной службы.. 32

Заключение 38

Список литературы: 39

 

Введение

 В конце 90-х годов XX века Россия в целом и ее отдельные регионы находятся в состоянии системного кризиса. Одной из главных причин такой ситуации является кризис власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Старые принципы формирования и функционирования государственного аппарата отвергнуты, новые пока не окончательно сформированы.

Положение усугубляется недостаточностью развития правовой базы государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне.

 Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.

 Целью данной работы является анализ проблем функционирования государственной службы, раскрытие проблем прохождения государственной службы.

Объект исследования – институт прохождения государственной службы, предметом исследования являются государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной службы.

 


Правовое положение прохождения государственной служ бы

Правовое положение госслужащего отражает фактическое содержание его взаимоотношений с обществом и государством. Статус госслужащего непосредственно связан с механизмом возникновения и прекращения трудовых правоотношений в системе государственной службы, поскольку его обязанности, права, ограничения, гарантии и экономическое обеспечение, вытекающие из заключаемого с ним трудового договора, определяются[1]:

· статусом учреждения (является ли оно государственным органом). В случае преобразования его в государственный (при изменении законодательства) пределы его трудовой правосубъектности расширяются, охватывая элементы административно-правовых отношений;

· подчиненностью государственного органа госслужбе федерального либо регионального уровня. При двойном ведении гражданин, замещающий одновременно государственную должность федеральной государственной службы и должность государственной службы субъекта РФ, получает двойной статус (который законом не предусмотрен);

· статусом замещаемой должности (относительно государственных должностей госслужбы);

· типом договора, заключенного между государственным органом и гражданином (трудовой, гражданско-правовой или иной);

· финансированием денежного содержания лица, замещающего государственную должность госслужбы: оно должно осуществляться из бюджета - иное законом не предусмотрено;

· обстоятельствами, препятствующими нахождению гражданина на государственной службе (случаи, предусмотренные п. 3 ст. 21 и п. 3 ст. 25 закона о госслужбе).

При отсутствии вышеперечисленных условий и нарушении гражданином законодательных норм при поступлении на работу в госструктуру или замещении государственной должности госслужбы, его правовое положение становится неопределенным. Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если лицу, замещающему государственную должность, в течение двух - четырех лет между аттестациями или квалификационными экзаменами не присвоен квалификационный разряд госслужащего (он как бы попадает в положение военнослужащего - офицера, не имеющего воинского звания). Квалификационный разряд госслужащего указывает на соответствие уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям госслужбы соответствующих групп. То есть, правовой статус гражданина как госслужащего трансформируется в статус обычного наемного работника. Это возможно тогда, когда руководитель государственного органа как субъект трудовых правоотношений, имеющий полномочия работодателя, не использует предоставленное законом право отказа гражданину в приеме на госслужбу либо расторжения трудового договора с лицом, замещающим государственную должность, правовое положение которого является неопределенным.

Проведение конкурса на замещение вакантных должностей строго в рамках законодательства о государственной службе практикуется сравнительно редко, как и аттестация, являющаяся процедурой оценки квалификации лица, замещающего госдолжность. Квалификационные разряды присваиваются госслужащим также не всегда оправданно. Это характерно и для федеральной, и для региональной государственных служб. При наличии или возникновении перечисленных выше обстоятельств, указывающих на отсутствие правоотношений по государственной службе, руководитель госуоргана (в том числе вышестоящего), принимающий решение без учета требований законодательства о госслужбе, фактически пользуется правом работодателя, предоставленным ему ТК.

Нарушение законодательства может привести к различным конфликтным ситуациям. Так, гражданин, не пройдя по конкурсу, может занять вакантную государственную должность, формально получив статус госслужащего. Однако, если информация о вакансии становится известной кому-либо еще и тот в установленные сроки и в установленном порядке представляет в государственный орган соответствующие документы, то с этого момента замещение должности первым претендентом становится юридически неправомерным. Под вопросом и его правовой статус как госслужащего, поскольку он зависит не только от замещаемой государственной должности, но и от степени соответствия механизма ее замещения законодательству о госслужбе и иным государственно-служебным нормам. Еще один характерный пример. Лицо, не имеющее высшего образования по специальности "государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственной должности госслужбы, по результатам аттестации признается соответствующим замещаемой должности и получает квалификационный разряд госслужащего. Принимая такое решение, руководитель государственного органа создает не только конфликтную ситуацию в самом учреждении вокруг этого "государственного служащего", но и неправовой прецедент, дискредитирующий саму систему госслужбы. Спорные ситуации могут возникнуть в связи с достижением предельного возраста  лицом, замещающим старшую государственную должность и (по решению руководителя госоргана) продолжающим находиться на госслужбе и пользоваться всеми правами и гарантиями, предусмотренными для госслужащих. Если с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок, по Конституции он имеет право работать в государственном органе до тех пор, пока сам не пожелает уволиться. Аналогичная норма предусмотрена и в п.3 ст. 25 закона о госслужбе. Однако при этом он не может сохранить статус государственного служащего, и тогда его правовое положение ограничится рамками правового положения обычного наемного работника. В этой связи заслуживают внимания законодательные акты, регулирующие правоотношения в некоторых бюджетных отраслях, в соответствии с которыми отдельные категории работников - из фондов медицинского, социального страхования, пенсионного фонда и т.д. - по оплате труда приравниваются к госслужащим. Однако, пользуясь некоторыми правами, предусмотренными для последних, они не могут претендовать на присвоение им квалификационного разряда госслужащего, льготное пенсионное обеспечение и другие социальные гарантии. Руководителям государственных органов, не желающим расторгать трудовой договор с гражданином, поступившим на государственную службу с нарушением законодательных норм или неправомерно замещающим государственную должность государственной службы, можно рекомендовать данную модель трудовых правоотношений. Правовое положение такого работника, на наш взгляд, должно определяться нормами ТК без учета закона о госслужбе. Особенность рассмотренных норм, в соответствии с которыми трудовые правоотношения в системе государственной службы могут быть прекращены, в том, что они больше привязаны к трудовому законодательству, нежели к законодательству о госслужбе[2]. Его правовые нормы, устанавливающие гарантии при увольнении и фактически опредляющие статус гражданина-государственного служащего, не во всех случаях подкреплены нормативным механизмом их реализации. Исключение - гарантии по выплатам госслужащему, увольняемому по сокращению штатов или в связи с ликвидацией государственной структуры (абз. 3 п.2 ст. 16 закона о госслужбе) и пенсионные гарантии (ст. 19 того же закона). Так, в случае необходимости трудоустройства госслужащего, увольняемого из государственного органа по сокращению штатов или в связи с его ликвидацией (п.1 ст. 16 закона о госслужбе) руководитель другого государственного органа вправе не предлагать ему госдолжность госслужбы, ссылаясь на то, что такая должность (кроме государственных должностей категории "Б" и младших должностей категории "В") должна замещаться по конкурсу. Что касается гарантии переподготовки (переквалификации) госслужащих, увольняемых по вышеуказанному основанию (п.2 ст.16), то средства на эти цели, включая затраты на выплаты денежного содержания по замещаемой должности (весьма значительные по объему), ежегодно должны предусматриваться в соответствующих бюджетах на основе предварительных заявок госорганов и, как правило, для узкого круга лиц. Планирование же расходов, связанных с реализацией гарантий для подлежащих высвобождению госслужащих, представляется нереальным хотя бы по той причине, что невозможно спрогнозировать заранее ликвидацию госструктуры или сокращение штата.

Включение сведений о гражданине, уволенном с госслужбы по п.1 ст. 33 КЗоТа, в реестр государственных служащих и сохранение за ним статуса "государственного служащего в резерве" лишены какого-либо практического смысла. Такой гражданин уравнен в правах с любым другим, выразившим желание поступить на госслужбу одновременно с ним. В любом случае ему придется участвовать в конкурсе наравне со всеми претендентами на госслужбу, так как закон не предоставляет "государственному служащему в резерве" какие-либо преимущества при трудоустройстве в ином госоргане.

Отдельный вопрос - правовое положение госслужащего при выходе в отставку. В соответствии со ст. 21 закона о госслужбе гражданин приобретает статус госслужащего, пребывающего в отставке в связи с выходом на пенсию, в том числе за выслугу лет, только при увольнении с государственной должности госслужбы. Между тем нередки ситуации, когда гражданин, замещающий государственную должность госслужбы в возрасте старше 65 лет и утративший статус госслужащего на основании п.3 ст. 25 данного закона, тем не менее, при увольнении в связи с уходом на пенсию получает статус госслужащего в отставке. На наш взгляд, такой гражданин не может претендовать на запись в трудовой книжке "государственный служащий в отставке", так же как и любой другой бывший госслужащий, увольняющийся в связи с уходом на пенсию с должности, не являющейся государственной должностью госслужбы.

Правовое положение гражданина как государственного служащего в отставке, вышедшего на пенсию, распространяется на имеющих стаж госслужбы не менее 15 лет (минимальный стаж, дающий право на повышенную пенсию за выслугу лет). Соответствующее законодательство РФ не предусматривает право на пенсию за выслугу лет госслужащих, прекративших трудовые правоотношения с государственным органом (утративших статус госслужащих) по иным основаниям, кроме следующих[3]:

· ликвидация государственного органа или сокращение штата госслужащих;

· увольнение с государственных должностей категории "Б" в связи с прекращением соответствующими лицами, замещающими государственные должности категории "А", своих полномочий;

· достижение предельного возраста (60 лет), установленного для госслужащих;

· обнаружившееся несоответствие замещаемой должности госслужбы вследствие ухудшившегося состояния здоровья;

· увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Тем самым действующее законодательство о госслужбе ущемляет права тех, кто длительное время проработал в системе государственных органов, находясь, например, на госслужбе свыше 15 лет, и по каким-либо причинам (личным, связанным с переездом или переменой гражданства) оставил госслужбу до достижения пенсионного или предельного возраста.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Правовое положение прохождения государственной служ бы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое положение прохождения государственной служ бы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)