Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прекращение государственной службы



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Прекращение государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Прекращение государственной службы может быть осуществлено в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законами Российской Федерации, например: призыв (поступление) государственного служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение; перевод государственного служащего в другой государственный орган; отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, равно отказ от продолжения службы в данном государственном органе в связи с изменением условий службы. Таким образом, в рассмотренном аспекте для государственных служащих действует законодательство РФ о труде.

По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме. В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения службы (необходимость ухода за больным членом семьи и др.), руководитель государственного органа должен расторгнуть трудовой договор (контракт) с государственным служащим в срок о котором он просит. По истечении срока предупреждения об увольнении государственный служащий в праве прекратить работу, а кадровые органы соответствующего государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет. По договоренности с между государственными служащими и руководителем государственного органа трудовой договор (контракт) может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Трудовой договор (контракт), заключенный на определенный срок, т.е. срочный трудовой договор (контракт), подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего лишь при наличии у государственного служащего уважительной на то причины (например, в случае его болезни, инвалидности, препятствующих продолжению службы, и д.р.). Закон не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин, по которым возможно досрочное прекращение трудового договора (контракта) по требованию работника. Поэтому в каждом конкретном случае этот вопрос решается руководителем государственного органа с учетом всех обстоятельств и условий. Если государственный служащий сочтет необходимым решение руководителя государственного органа, признавшего причину досрочного увольнения неуважительной, он в праве обжаловать такое решение в соответствующий орган или в суд. Случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя по сравнению с иными основаниями прекращения трудового договора (за исключением, пожалуй, увольнения работника по собственному желанию) на практике являются наиболее распространенными. К тому же, они порождают и наибольшее количество трудовых споров. Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей расторжения трудового договора работодателем по тем или иным основаниям, необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, используемые в трудовом законодательстве понятия «расторжение трудового договора» и «увольнение» по существу идентичны друг другу — и то, и другое означает прекращение трудовых правоотношений. При этом термин «расторжение» употребляется применительно к трудовому договору, а «увольнение» — применительно к работнику; расторжение трудового договора означает одновременно увольнение работника.

Во-вторых, Трудовой кодекс РФ, обеспечивая устойчивость трудовых отношений, в статье 77 (часть вторая) содержит положение о том, что трудовой договор может быть прекращен (в том числе расторгнут по инициативе работодателя) лишь по основаниям, предусмотренным в нем самом или в ином федеральном законе. Это означает, что ни законы субъектов Российской Федерации, ни подзаконные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), ни ведомственные нормативные акты, ни, тем более, локальные нормативные акты, издаваемые работодателем, дополнительных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусматривать не могут. По общему правилу не могут быть закреплены такие дополнительные основания и в самом трудовом договоре, заключаемом по соглашению сторон; исключения из этого правила устанавливаются лишь самим Трудовым кодексом РФ, которым допускается возможность расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным самим трудовым договором в отношении отдельных категорий работников (например, пунктом 13 статьи 81, статьей 312 Кодекса и др.).

В-третьих, расторжение трудового договора по инициативе работодателя является его правом, а не обязанностью. Вопрос о необходимости воспользоваться своим правом работодатель решает самостоятельно, в зависимости от конкретных обстоятельств, связанных как непосредственно с деятельностью организации (например, с необходимостью сократить численность работников организации в связи со спадом производства), так и с влияющими на эту деятельность личными качествами работника (например, его несоответствием занимаемой должности), его виновным поведением (например, нарушением им трудовой дисциплины), а также с иными особыми обстоятельствами, связанными с работником (например, достижением им возраста, не позволяющего занимать определенные должности).

В-четвертых, Трудовой кодекс РФ закрепляет право работодателя на расторжение трудового договора с работником вне зависимости от срока его действия (часть первая статьи 58). Отметим, что в данном вопросе сохранена преемственность с КЗоТ РФ.

Значительная часть оснований расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя, содержащихся в статье 81 Трудового кодекса РФ, может применяться при увольнении всех работников (исключения из этого правила предусмотрены опять-таки самим Кодексом). В то же время, отдельные основания прекращения трудового договора, закрепленные в названной статье, а также в других статьях Трудового кодекса РФ и в иных федеральных законах, распространяются лишь на соответствующие категории работников.

Расторжение трудового договора по инициативе (волеизъявлению) работодателя может считаться правомерным в том случае, когда одновременно имеются в наличии следующие обстоятельства[20]:  1) существует закрепленное в законе основание расторжения трудового договора; 2) соблюден предусмотренный порядок увольнения; 3) работодателем издан распорядительный акт (приказ или распоряжение) о расторжении трудового договора (увольнении работника); 4) увольняемому работнику работодателем предоставлены все предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации. Таким образом, основными задачами, которые должна решать кадровая служба любой организации в случае расторжения с работником трудового договора по инициативе работодателя, являются выбор соответствующего основания расторжения трудового договора, его правильное юридическое оформление, а также соблюдение всех иных предусмотренных для этого случая правил. В этой связи следует помнить, что бремя доказывания правомерности увольнения работника при его обращении в суд с иском о восстановлении на работе, лежит на работодателе как на ответчике по этому иску.  Хочется подчеркнуть также, что наряду с отказом от закрепления ряда гарантий, содержащихся ранее в КЗоТ РФ и не выдержавших проверку временем, Трудовой кодекс РФ устанавливает и некоторые новые, не предусмотренные прежде правила и гарантии. В целом, теперь работодатель при расторжении трудового договора с работником должен учитывать следующие правила: Запрет на увольнение по любым основаниям, за исключением случая ликвидации организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ), беременных женщин (часть первая статьи 261 ТК РФ). В этой связи не вполне понятным представляется решение законодателя ограничить изъятие из данного запрета только случая ликвидации организации, не включив в него и случай прекращения деятельности работодателем-физическим лицом. Запрет на увольнение по любым основаниям, за исключением предусмотренных пунктом 1, подпунктом «а» пункта 3, пунктами 5—8, 10 и 11 статьи 81 ТК РФ, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (часть третья статьи 261 ТК РФ).  Запрет на увольнение любого работника по всем основаниям, за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности работодателем-физическим лицом (пункт 1 статьи 81 ТК РФ), в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске (часть третья статьи 81 ТК РФ). Необходимость учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации в порядке, установленном статьей 373 ТК РФ, при увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ). При этом, согласно части четвертой статьи 82 Трудового кодекса РФ коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Необходимость получения работодателем, помимо соблюдения общего порядка увольнения, согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на увольнение работника в возрасте до 18 лет по любым основаниям, за исключением случая ликвидации организации (статья 269 ТК РФ). Необходимость выплаты денежной компенсации работнику за все неиспользованные отпуска при увольнении вне зависимости от оснований увольнения (статья 127 ТК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных для некоторых категорий работников (часть вторая статьи 307, часть вторая статьи 347 ТК РФ). С учетом сказанного перейдем к рассмотрению оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, закрепленных в Трудовом кодексе РФ, уделяя особое внимание тем из них, которые являются новыми по сравнению с существовавшими прежде в КЗоТ РФ. При этом придется еще раз указать на неопределенность юридического содержания ряда норм Трудового кодекса РФ, которая в совокупности с отсутствием в настоящее время судебной практики не позволяет дать однозначные ответы на значительное число вопросов, возникающих в связи с прекращением трудового договора по инициативе работодателя.

                                                                         

 

Заключение

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного.

Продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.

 К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки.

Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

 

 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.

2. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119 М.: Юридическая литература

3. О милиции. Закон РСФСР от 1991г. №16// Изменено и дополнено Указом Президента РФ от 31.03. 1999г. .: ИНФА-М, М.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 //Собрание законодательства Российской Федерации 1994. №32

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2// Собрание законодательства Российской Федерации 1996. №5

6. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Федеральный закон РФ от 13.01.1995 г.

7. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58 .: ИНФА-М, М.

8. О государственной гражданской службе Российской Федерации ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

9. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 21.12.2001г.: ИНФА-М, М.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 20.12.2001г. .: ИНФА-М, М.

11. Аврутин Ю.Е.Основы управления в органах внутренних дел. Учеб-метод. Пособие.-М. 2002г.

12. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Государственная администрация, её органы и служащие (Анатомия государственной администрации).- Екатеринбург, 2003

13. Габрелидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов- М. 2001г.

14. Гутов И.В., Миронов А.Н. Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие.- М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002

15. Зубрин В.В. Защита прав и свобод человека и гражданина- лиц вовлеченных в государственное судопроизводство// Юридические гарантии правового статуса личности: Межд. науч.-практ. конференция СПбУМВД, С-Пб. 2004г

16. Ильясов С.Г., Кудрявцев А.В. Государственная служба в органах внутренних дел: Справочник- М., 2001г.

17. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

18. Комментарий к Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации” и законодательству о государственной службе зарубежных государств. – М.: Контракт, ИНФРА-М. 1999г.

19. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. Учеб-метод. Пособие-М. 1999г.

20. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

21. Оболонский А. На государевой службе: бюрократия в старой и новой России. Очерк. – М.: ИГиП РАН, 1997.

22. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник-М.: Спарк, 2001г.

23.Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития: Монография- Саратов, 2003г.

24.Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1999.

25. Управление персоналом государственной службы. М. РАГС. 2001.

26. Явич Л.С. Право и общественные отношения. Учеб пособие- М. 1971г.

 


[1] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

 

[2] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[3] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[4] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 21.12.2001г.: ИНФА-М, М.

 

[6] Управление персоналом государственной службы. М. РАГС. 2001.

 

[7] Управление персоналом государственной службы. М. РАГС. 2001.

 

[8] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

 

[9] Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Государственная администрация, её органы и служащие (Анатомия государственной администрации).- Екатеринбург, 2003

 

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 21.12.2001г.: ИНФА-М, М.

 

[11] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

 

[12] Государственное и муниципальное управление. Справочник. М. 2001 г.

[13]Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[14] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[15] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

 

[16] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[17] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. – М.: Издательство РАГС, 2001г.

 

[18] ФЗ «Об основах государственной службы РФ». От 31 января 2005 г.

[19] Управление персоналом государственной службы. М. РАГС. 2001.

 

[20] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2003

 



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Прекращение государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прекращение государственной службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)