Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства.



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




     Право государственной собственности является одной из двух собственности, признанных в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции, «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность».

Отношения государственной собственности, несмотря на провозглашенное равенство, обладают определенными особенностями:

      а) государство является носителем суверенной власти и в этом качестве принимает законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и издает административные акты, как источники возникновения гражданско-правовых отношений;

      б) государство не является юридическим лицом, поэтому от его имени выступают органы государственной власти и управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов;

       в) право собственности государства носит все объемлющий характер, то есть государство может обладать любым имуществам, в том числе изъятым или ограниченным в обороте;

       г) обладает специфическими приемами приобретения имущества в собственность, в частности, налогов, пошлин, сборов и так далее;

       д) на базе государственной собственности осуществляются социальные функции, призванные обеспечить достаточный прожиточный минимум населению и в первую очередь его малоимущей части.

    Государственный сектор экономики развитых стран всегда имел достаточно высокий удельный вес, особенно в таких капиталоемких областях, как энергетика, транспорт, космонавтика, социальная сфера и инфраструктура содержание репрессивного аппарата и ряда других. Для нормального функционирования любое государство должно создавать материальные резервы (продовольствия, горячего и т.п.) на случай чрезвычайных ситуаций (военных действий, стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий и т.п. явлений). Поэтому концентрация материальных ресурсов в руках государства и даже государственное предпринимательство – дело довольно обычное. Проблема заключается в пределах осуществления государством своей имущественной деятельности, которая не должна губительно сказываться на рынке как универсальном регуляторе экономического развития общества. Пределы колебания доли государственного сектора собственности определяются в каждом государстве его законодательно установленными функциями.

Функции государства Республики Казахстан, осуществляемые им через государственные предприятия, закреплены законодательно. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О государственном предприятии» от 23 декабря 1995 года основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально- экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:

    -материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;

    -производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;

    -осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства.

    Указ о государственном предприятии установил исчерпывающие сферы деятельности для предприятий на праве хозяйственного ведения и казенных предприятий. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться в следующих сферах деятельности:

    -разработка, производства, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему защитных средств, военной техники, запасных частей комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств;

    -добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты;

    -изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария;

    -осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или где установлен специальной порядок хозяйствования;

    -осуществление хозяйственной деятельности в области энерго-, водо- и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального и жилищного хозяйства и других жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного, монопольного положения и социально-экономической значимости, требуют прямого государственного управления;

    -в области банковской, страховой и иной финансовой деятельности (ст. 18 Указа о государственном предприятии).

    Законом Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности казенных предприятий» этот перечень расширен.

Еще более узкая сфера деятельности предусмотрена для казенных предприятий, которые могут создаваться в установленном законодательством порядке для:

    -выполнения горно-спасательных работ и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;

    -осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы;

    -производство топографо-геодезических и картографических работ;

    -осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта (ст. 32 Указа о государственном предприятии) и др.

    В отличие от частной собственности, которая принадлежит частным лицам (гражданам и негосударственным юридическим лицом), государственная собственность принадлежит всему обществу в целом и обслуживает его интересы.

    Собственность составляет основу государственности. С ее наличием и нормальным функционированием связано полноценное существование государства и защита прав его граждан. Поэтому пункт 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан устанавливает важное правило - «собственность гарантируется законом».

    Наличие разных функций дифференцирует структуру государственной собственности. Дифференциация проводится в основном по территории и по субъектам реализации собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Гражданского Кодекса Республики Казахстан: «Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности».

    Государственная собственность не имеет общих нормативных приоритетов перед частной (п.1 ст.6 Конституции РК). Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательствам, на равных началах с иными участниками этих отношений (п.1 ст.111 ГК РК). То же самое правило установлено для административно-территориальной единицы (п.1 ст.112 ГК РК). Равные начала в отношениях с другими субъектами гражданских правоотношений означают отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе разных субъектов и отсутствие для суда приоритетов при разрешении спора с участием Республики Казахстан (административно-территориальные единицы).

Республика Казахстан (и административно-территориальная единица) не пользуется в гражданских правоотношениях властными полномочиями, на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. Споры с участием субъекта государственной собственности, по общему правилу, рассматриваются государственными судами. Однако, по желанию сторон спор может быть рассмотрен третейским судам, решение которого является окончательным и обеспечивается государственными судами.

    Итак, из вышесказанного следует, что в право собственности государства в объективном смысле понимается как совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ государству в лице Республики Казахстан и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.

    В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые осуществляется им по своему усмотрению с учетом интересов народа Казахстана.

Содержание права государственной собственности определяется совокупностью прав и обязанностей. Право собственника абсолютно и заключается в праве владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право владения государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществам. Государство, как особый дематериализованный субъект, во всех случаях сохраняет титул права владения, осуществляя фактическое обладание своим имуществом опосредовано через систему государственных органов или юридических лиц. Право пользования государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из государственного имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгоды может выражаться в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Пользование государственным имуществом осуществляется в разных формах. Например, широко практикуется сдача государством в аренду и пользование земельных участков, эксплуатация зданий, оборудования и мебели государственными организациями и т.д.

Право распоряжения государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность определить юридическую судьбу имущества. Поскольку основную массу движущегося в обороте государственного имущества составляют денежные средства, то правомочия пользования и распоряжения, как правило, совпадают. Государство распределяет, в основном, бюджетные деньги. В осуществлении этой функции задействованы органы представительной и исполнительной власти. Сначала Парламент и маслихаты утверждают бюджеты, а затем Казначейство и акиматы распределяют денежные средства по государственным органом, которые, в свою очередь, доводят их до субъекта финансирования.

Достаточно широко применяется в пределах государственной собственности схема, когда государство передает права владения, пользования и распоряжения имуществом государственным юридическим лицам (в рамках права хозяйственного ведения и оперативного управления) полностью или частично. В этом случае государство не утрачивает право собственности. Это говорит о том, что кроме трех упомянутых выше вещных правомочий, государство имеет титульное право, которое может быть отчуждено им только добровольно по договору с утратой права собственности либо прекращает существование в результате потребления объекта при пользовании и распоряжении им (например, при сжигании государственного угля на государственной теплоэлектростанции).

    Содержание права собственности предполагает не только наличие прав, но и обязанностей на стороне собственника. Обязанности делятся на вытекающие из закона и из юридических фактов. Основу формулы составляет пункт 2 статьи 6 Конституции, в соответствии с которой «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу». В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, указанный субъект обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Речь идет, в основном, о законных (публичных) земельных сервитутов. Мотивы установления сервитута могут быть разными. Чаще всего на практике речь идет о праве прохода через государственный земельный участок, когда иным образом нельзя пройти к своему земельному участку или сооружениям общего пользования (дороге, магазину и т.п.). Все возможные случаи сервитутов, по общему правилу, могут быть предусмотрены только на уровне законодательных актов или договором. Основания возникновения сервитута на земельные участки устанавливаются статьей 47 Указа о земле.

 



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)