Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение. 2

1  Россия в США в контексте глобализации. 4

1.1 Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США.. 4

1.2 Геополитическое положение современной России. 12

2  Проблемы взаимоотношений России и США в контексте их геополитических интересов. 17

2.1 новые отношения России и Соединенных Штатов Америки в XXI веке 17

2.2 Экономическая независимость России от США.. 22

2.3 Взаимоотношения России и США в контексте террористической опасности. 29

Заключение. 39

Библиографический список. 43


Введение

Накануне грядущего XXI века в международных отношениях происходят глубокие перемены. Исторически радикальным нынешним преобразованиям человечества предшествовали произошедшие в уходящем двадцатом столетии две мировые войны и распад крупнейшей державы - Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Эти явления стали либо катастрофами, либо болезненным переходом к новым порядкам.

Распад СССР был вызван "холодной войной", продолжавшейся более сорока лет. Само развитие человеческого общества, как показывает более чем тысячелетнее его существование, предполагает как эволюционный переход, так и революционную ломку старого, законсервированного мира. Существование человеческой цивилизации характеризуется развитием науки и техники, что отличает ее от природы, и в то же время воздействует на окружающую среду. Бурное развитие машиностроения и градостроения, интенсивное введение электричества, достижение электронной технологии и автоматизации в ХХ веке нередко приводили в противоречие с политикой. Внутренние социальные противоречия стимулировали эволюционное развитие обществ в национальных масштабах, едва не вступив в полосу гражданского конфликта. Однако на внешней арене, страны мира только в конце уходящего тысячелетия начали медленно осознавать необходимость наличия международного консенсуса в решении межгосударственных конфликтов. "Холодная война" стала индикатором в разрешении межгосударственной конфронтации между двумя супердержавами – США и СССР. Противостояние между двумя супердержавами олицетворяло также и конфронтацию двух блоков - западной демократии и восточного тоталитаризма. Современная история в период после окончания второй мировой войны наглядно показала упорное идеологическое соперничество этих двух держав в "третьем мире".

На момент окончания "холодной войны" в мире осталась лишь одна супердержава. После фактического признания поражения СССР в "холодной войне" США не могли не почувствовать себя единственным мировым политическим лидером среди почти двухсот стран мирового содружества. Тем не менее, этот вопрос тотчас же начинает оспариваться как политиками, так и учеными-политологами и экономистами многих стран Европы и бывшего СССР. Актуальность лидерства США в мире имеет на сегодня огромное значение. Ведь многие как развитые, так и развивающиеся страны уже привычно чувствуют, что неизбежно следует ориентироваться на США как гаранта мировой безопасности и стабильности, в то время как другие видят в них угрозу своим национальным интересам.

США в свою очередь также имеют собственные национальные интересы в мировой политике. Утверждению американского лидерства сопутствовала также доминирование США в мировой экономике. В годы "холодной войны" США были не только политическим и военным, а прежде всего экономическим лидером среди стран западного блока. Мировое лидерство США, таким образом, на настоящее и будущее рассматривается актуальной проблемой, как для США так и для России.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – изучение взаимоотношений России и США в контексте геополитики.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

· Изучение положения Россия в США в контексте глобализации

· Исследование проблемы взаимоотношений России и США в контексте их геополитических интересов

Объект исследования: взаимоотношений России и США.

Предмет исследования: динамика взаимоотношений России и США.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.

 


Россия в США в контексте глобализации

Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США

В целом специфичность современных международных политических процессов проявляется прежде всего в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центре} принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений. Если в области внутренней политики государства в основном опираются на законы и нормы, то в сфере отношений с другими обладателями внутреннего суверенитета им приходится ориентироваться в основном на собственные интересы и находящиеся в их распоряжении механизмы локального принуждения, способствующие их реализации.

Как относительно самостоятельная область политических отношений международная сфера политики регулируется различными нормами. Главным ее собственно политическим регулятором является складывающийся баланс сил между государствами (блоками государств), подчиняющими свою деятельность по реализации национальных интересов на международной арене. В этом смысле стоящие перед государствами цели нередко влекут за собой одностороннюю трактовку ими норм международного права, провоцируют отклонения и нарушения от соответствующей системы требований. Даже в настоящее время, с учетом всего положительного опыта сотрудничества государств в рамках ООН и иных, региональных систем международного сотрудничества (ОБСЕ), можно говорить об ограниченных возможностях международного права в деле регулирования отношений государств, не только имеющих различные интересы, но и обладающих несоизмеримыми ресурсами для их обеспечения. Как показывает практический опыт, эффективность правовых регуляторов зависит не столько от политической поддержки институтов международного права, сколько от влияния обладающих мощными экономическими или военными ресурсами конкретных стран.

Однако, несмотря на приоритеты собственно политических структур и механизмов в регулировании международной сферы, здесь сохраняются определенные возможности как для правовых, так и для нравственных регуляторов. В середине 70-х гг. в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений, которые включали в себя: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Однако изменение границ в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с «бархатными революциями» в Восточной Европе, приведших к власти новые политические силы, и распадом СССР существенно видоизменило баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в блок НАТО, предложили миру критерии урегулирования международных политических отношений на основе собственных идеологических стандартов и приоритетов. Выступая от лица «мирового сообщества», эти государства оформили данные притязания в концепции транснационализма, предусматривающей и оправдывающей их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека, применения вооруженной силы против мирного населения внутри страны[1].

Несмотря на стремление выдвинуть в качестве правовых оснований международной политики более гуманистические требования, способные остановить наиболее разрушительные для человека действия государств как на международной арене, так и по отношению к собственным народам, такие действия тем не менее встретили решительное противодействие со стороны целой группы государств. Многие страны были не согласны не столько с содержательной стороной политико-правовых требований, сколько с тем, что право на соответствующие оценки государственной политики было явочным порядком присвоено совершенно определенной группой стран, проигнорировавших тем самым сложившиеся международные институты, способные более взвешенно проводить подобную политику. Однако, получив практическое выражение в действиях НАТО в урегулировании этнического конфликта в Косово, такая линия поведения на мировой арене практически возвестила о сломе сложившейся системы международного права.

Постоянный плюрализм государственных суверенитетов делает межгосударственные отношения достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. В такой атмосфере ни одно государство не способно постоянно сохранять четко выраженные и неизменные позиции по отношению другу к другу, находясь, к примеру, с кем-либо в постоянной конфронтации или в столь же устойчивых союзнических отношениях. Не случайно в этой политической области бытует неписаное правило: «у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы».

Как показывает практика, в последние десятилетия несбалансированность международных отношений возрастает в связи с тем, что на международную политическую арену помимо государств вышли и иные самостоятельные субъекты: различные социальные (национальные, конфессиональные, демографические и прочие) группы, налаживающие самостоятельные отношения со своими сторонниками за рубежом; международные организации, регулирующие те или иные отношения между политическими субъектами; транснациональные кампании, ведущие экономическую деятельность в различных государствах; разнообразные корпоративные структуры (СМИ, общественные организации, туристические фирмы, террористические группировки и т.д.) и даже отдельные лица (в частности, бывшие политики, играющие посреднические роли в урегулировании конфликтов). Благодаря современной системе международного права даже рядовой гражданин может выступить оппонентом своих властей, предъявить претензии другим государствам или международным организациям.

В настоящее время международный политический процесс развертывается под усиливающимся воздействием комплекса глобальных проблем, порожденных противоре­чиями мирового развития. Это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества в целом.

Глобальные проблемы разрешимы лишь благодаря объединению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов всего человечества, впервые в истории начинающего осознавать свою родовую сущность, приоритетность общечеловеческих интересов и ценностей. Этот процесс оказывает влияние на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. Он сопровождается переоценкой ценностей, переосмыслением сущности и критериев общественного прогресса. Перспективы человечества будут во многом зависеть от нахождения акторами мировой политики баланса собственных и общепланетарных интересов.

Происшедшее в последнее десятилетие XX века коренное изменение глобальной геополитической ситуации еще не в полной мере осмыслено мировым сообществом. Вместе с тем уже в настоящее время можно констатировать следующие реальности.

Распад СССР и быстрое сокращение возможностей России привели к слому биполярного мира в результате упадка одного из его полюсов. На смену биполярной системе международных отношений приходит многополюсная.

С прекращением соперничества по линии Восток—Запад ось геополитики сместилась на линию Север—Юг, по которой противостоят друг другу высокоразвитые государства и отставшие в своем развитии страны «третьего мира»[2].

Россия и другие бывшие республики СССР, страны Восточной Европы оказались в своего рода промежуточной зоне. Для значительной части этих государств более вероятно смещение к Югу, а не к Северу.

В новых условиях европейская и международная стабильность может строиться на основе баланса интересов в рамках двусторонних, региональных и мировых структур.

На месте бывшего социалистического содружества существует двадцать семь суверенных государств с пониженным уровнем стабильности. Все вместе они составляют обширную зону повышенного риска для мирового сообщества.

Резкому увеличению числа «горячих» точек на планете способствовало и прекращение конфронтации двух военно-политических лагерей, каждый из которых в рамках биполярности был организован и иерархизирован сверхдержавами. Биполярная система международных отношений была способна не только плодить международные конфликты, но и удерживать их в определенных, достаточно строгих рамках.

Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранила за собой место постоянного члена Совета Безопасности, обладает мощным ядерным потенциалом. Однако в геополитическом аспекте она оказалась территориально сжатой до одной седьмой части суши, тогда как СССР занимал одну шестую ее часть, лишилась удобных выходов в Мировой океан и обращена к Тихому океану наименее развитой своей частью.

В экономическом аспекте Россия, переживающая кризис переходного периода к рынку, располагает примерно половиной советского хозяйственного комплекса и производит 1,7% мирового ВВП, значительно уступая по своим экономическим показателям наиболее развитым государствам. Так, доля США в мировом ВВП составляет около 21%.

Поскольку экономические трудности девяностых годов ассоциируются с деятельностью сторонников западной ориентации, а ультранационалистические популистские лозунги не находят широкой поддержки в обществе, во внешней политике России набирает силу евразийское направление. В позиции российского руководства обозначились акценты на интеграции со странами СНГ, придании партнерству с Западом равноправного характера, нахождении баланса между европейским и азиатским направлениями внешней политики.

В последние годы политика России стала более прагматичной, гибкой и нюансированной, использующей нынешние скромные активы страны и пассивы оппонентов, сложности и конфликты во взаимоотношениях между ними.

По совокупности своих возможностей США являются абсолютным лидером современного мира. В ближайшем будущем маловероятно появление у них серьезного соперника, способного претендовать на мировое лидерство[3].

В военной области Соединенные Штаты обладают наиболее мощным потенциалом, позволяющим оказывать давление на любое государство. На уровне стратегических вооружений с ними в определенной мере сопоставима лишь Россия. Но перед ней Соединенные Штаты имеют преимущество, как минимум, по следующим показателям: эффективность управления военным комплексом, его защищенность, способность к качественному совершенствованию. В области экономики на фоне относительного «упадка» американской мощи сохраняется абсолютное превосходство США над конкурентами.

Оказавшись в уникальном положении единственной сверхдержавы, США по-прежнему ориентируются на сохранение, а возможно, и усиление роли военного фактора в качестве инструмента обеспечения своего лидерства. Вместе с тем в дискуссиях по проблемам внешнеполитической стратегии американские ученые — либералы и консерваторы — сходятся во мнении об ограниченности ресурсов страны и необходимости разумного использования ее преимуществ.

В новых условиях США считают главным приоритетом для себя концентрацию ресурсов на решении задач социально-экономического характера. Они идут по пути расширения инвестиций в самые передовые наукоемкие отрасли производства, стремятся опередить своих соперников в освоении высших достижений научно-технической революции, усилить конкурентоспособность американских товаров на мировых рынках.

В современных международных отношениях преобладает модель доминирования геополитики над идеологией. Двусторонние межгосударственные отношения вообще свободны от влияния идеологий.

В труде "Демократия в Америке" (1835 г.) французский философ Алексис де Токвиль писал о том, что «в мире есть две великие нации, русские и англо-американцы, которые, стартуя с различных точек, кажется, стремятся достичь одной и той же цели, …. — однажды держать в своих руках судьбы половины мира». В XX в. долгое время казалось, что его пророчество сбылось. Советская Россия и Соединенные Штаты Америки, объединив вокруг себя множество стран и народов, стали символами идеологически полярных, соперничающих цивилизаций. И неудивительно, что для отношений между двумя великими странами были характерны резкие перепады: враждебность и непризнание Соединенными Штатами Советской России в 1917- 1933 гг., установление дипломатических отношений с СССР и ограниченное сотрудничество в 1933-1941, тесные союзнические связи в период борьбы с общим врагом в 1941-1945, холодная война в 1947-1989 и поиск новой формулы «партнерского сотрудничества» после ее окончания[4].

Общественное мнение США чутко реагировало на температуру наших межгосударственных отношений на всем протяжении прошлого века (рис. 1). Однако, было бы неправильно утверждать, что отношение американцев к нашей стране целиком и полностью зависело от установок американской внешней политики и обороны, с одной стороны, и действий СССР/России и США на международной арене, с другой. В значительной степени оно было детерминировано политической культурой элиты и массы.

Нельзя забывать о том, что в годы холодной войны Советский Союз/Россия олицетворял для американского обывателя антитезу основных ценностей и привычных политических и религиозных свобод, всего того, что  можно назвать «американским образом жизни»[5].

 

В конце 1980-х годов на основании анализа многолетних трендов американского общественного мнения и данных опросов, проведенных незадолго до распада СССР, был сделан вывод, что, несмотря на то, что специфические установки американской общественности в отношении россии варьировали существенным образом вслед за важными историческими событиями, главные из них — подозрительность (недоверие) и неприязнь, которые проявились в самых первых опросах (1930-х годов), сохранились в основном и десятилетия спустя. Этот вывод справедлив и применительно к началу XXI в., поскольку данные не дают оснований утверждать, что вышеназванные характеристики отношения к России полностью исчезли или что политическая культура американского общества и восприятие России и русских американцами принципиально изменилось. Увы, несмотря на новые вызовы глобальной безопасности, требующие коллективного и согласованного ответа, амбиции Вашингтона на лидерство в мире лишь выросли, а фобии времен холодной войны оказались влиятельными и через десятилетие после формального ее завершения.

Говоря о первых годах XXI в., мы имеем дело с «незавершенной историей». После убедительной победы Путина на президентских выборах 2004 г. западные журналисты начали задаваться вопросом, куда заведут Россию амбиции Путина и как на них отреагируют США.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности мирового политического процесса и особенности участия в нем России и США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)